Основные теоретические понятия и идеи сопровождения

Сопровождение, как целостная система деятельности должна опираться на некоторые методологические принципы (от лат. principium -основа, начало) определяющие понимание логики ее построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс ее реализации. К таким исходным принципам относятся следующие:

  • принцип "опоры на обучаемость ребенка";
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип мультидисциплинарности;
  • принцип системности сопровождения;
  • принцип отказа от усредненного нормирования;
  • принцип опоры на детскую субкультуру;
  • принцип позитивно-ресурсной диагностики.

На наш взгляд, основополагающим принципом сопровождения является принцип "опоры на обучаемость ребенка" - принцип соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития в диагностике. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка. Мы опираемся на идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, как поле взаимодействия ребенка со взрослым. Таким образом, основным критерием оценки обучаемости в соответствии с концепцией зоны ближайшего развития является потенциальная способность ребенка к овладению новым знанием с помощью взрослого.

Следует отметить, что опыт взаимодействия со взрослым у детей-сирот (в отличие от семейных детей), отягощенный депривацией, эмоциональным отвержением и жестоким обращением, имеет свои особенности. Лишенные родительской любви, не имеющие опыта сотрудничества, разделенности, дети-сироты, испытывают тотальное недоверие к взрослым.

Таким образом, первичной задачей специалистов осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение является установление таких отношений с ребенком, которые позволяют восстановить или сформировать способность к восприятию помощи взрослого. Необходимо подчеркнуть, что установление такого рода отношений требует от взрослого (педагога, психолога, воспитателя, врача) постоянного осознавания и видения границ собственного вмешательства в деятельность ребенка по освоению новых знаний и навыков. Такого рода профессиональная рефлексия удерживает от привычного стремления, свойственного большинству воспитателей учреждений интернатного типа, занять опекающую позицию по отношению к ребенку, сделать что-то за него, блокируя тем самым его активность, создавая ощущение слабости и беспомощности. Роль взрослого должна состоять в том, чтобы оказывать помощь, не подавляя собственную инициативу и активность ребенка, сохраняя его мотивацию, как к продолжению деятельности, так и к последующему обращению за помощью в случае каких-либо затруднений.

Восстановление способности к обучению - главный ориентир в идеологии осуществления психолого-педагогического индивидуального развития ребенка. В связи с этим можно сказать, что материалом для построения развивающих отношений "Взрослый - Ребенок" может стать любой фрагмент жизнедеятельности ребенка: от обучения навыков самообслуживания, например, завязывание шнурков, до решения математических задач. Построение такого рода отношений доверия требует от воспитателей времени, терпимости и должно занимать центральное место на этапе адаптации ребенка к детскому дому. Реализация данного принципа в конкретной ситуации обучения предполагает выделение самостоятельного этапа - этапа установления "помогающих" отношений. Иными словами, всякая диагностика может следовать только после установления контакта с ребенком и рассматриваться в контексте этих отношений.

Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его "на стороне ребенка". Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка

Принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов процесса индивидуального развития ребенка. Соблюдение принципа мультидисциплинарности означает:

а) тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, психологов врачей и других специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

б) оценку состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами);

в) использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.

С этим принципом тесно связан принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Принцип системности сопровождения. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход, согласно которому, сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных элементов. Одним из элементов данной системы является ситуация выбора. Каждая подобная ситуация порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля, и ответственность за действия в котором несет сам субъект. Однако при осуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации и сделать первые шаги.

Принцип отказа от усредненного нормирования.Реализация данного принципа может рассматриваться в двух аспектах. Во- первых, опора на данный принцип предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки". Необходимо помнить, что уникальность индивидуальности не может быть описана в полной мере ни одной из известных теорий и концепций. Любая типология, любая классификация, оперирующая психологическими, социально-психологическими и медицинскими категориями, так или иначе характеризующими личность (будь то теория акцентуаций характера, типов темперамента и др.) оказывается беднее, чем совокупное богатство и своеобразие индивидуальных проявлений конкретного ребенка. Во - вторых, данный принцип определяет понимание того, что есть норма. "Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать" (В. И. Слободчиков).

Принцип опоры на детскую субкультуру.Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка-сироты должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов, накопленных самими детьми на протяжении нескольких поколений. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту. Отечественный исследователь детской субкультуры В. Абраменкова (2000) определяет ее как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детской группе в данной исторической социальной ситуации развития. В широком значении понятие детская субкультура обозначает все, что создано детьми и для детей и включает в себя следующие компоненты:

  • игры (дворовые игры, сюжет и правила которых передается из поколении в поколение);
  • детский фольклор (загадки, считалочки, дразнилки, "страшные" истории;
  • детский правовой кодекс (знаки собственности, способы взыскания долга, право опеки и старшинства);
  • тайные языки и коды;
  • детское строительство (создание "штабов", укрытий, убежищ, "гнезд" на деревьях и крышах;
  • способы символического укоренения ребенка на территории проживания (создание "секретов", тайников, особых маршрутов продвижения, альтернативным дорогам взрослых);
  • детское мировоззрение (совокупность представлений о мире, включающих в себя моральные и религиозные убеждения).

Детская субкультура имеет свое назначение и свои функции. В логике психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка наиболее важными для нас являются такие функции субкультуры как: социализирующая, экспериментальная и психотерапевтическая.

Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе "равных".

Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, поскольку содержит в себе некоторую систему своеобразных правил, разрешающих искажать, переворачивать, изменять, "выворачивать наизнанку", превращать в нечто иное элементы мира взрослых.

Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку "психологическое укрытие", защиту от неблагоприятных воздействий и вмешательств взрослого мира.

Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры проявляется в том, что она дает возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия. В ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как зона вариативного развития ребенка. Под влиянием причин социально-экономического и психологического характера в настоящее время происходит обеднение и деформация содержания детской субкультуры в учреждениях интернатного типа. Поэтому одним из направлений в диагностике уровня индивидуального развития ребенка должно стать исследование того, насколько данный ребенок включен в нее, насколько у него сформированы способы деятельности и общения, характерные для традиционного детского сообщества (например, способность к игровой деятельности, репертуар игр, которые знает ребенок и т.п.). Дальнейшее проектирование программы индивидуального сопровождения, при необходимости может включать в себя программу восстановления способов общения и поведения ребенка в детской группе, повышение уровня его социальной компетентности.

Принцип позитивно-ресурсной диагностики. Фундаментом сопровождения должна быть диагностика, позволяющая выявить субъективный потенциал ребенка, то есть выявление тех факторов, которые позволяют успешно решать возрастные задачи. Традиционная диагностика, предполагающая констатацию дефицитарности развития, с перечислением выявленных недостатков, "недоразвития" функций не позволяет определять траекторию сопровождения развития ребенка. Следует отдельно выделить содержательное наполнение понятия "ресурсы". Оно может рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя, как латентные возможности самого ребенка, так и среды. В логике понимания медико-психолого-педагогического сопровождения, как соучаствующей в развитии ребенка деятельности, предполагающей актуализацию его ресурсов, для решения задач возраста, организация образовательного пространства может опираться на следующее:

  • потенциальные латентные возможности ребенка, заложенные в когнитивной и эмоциональной сферах, личностные особенности, уровень обучаемости, индивидуальный опыт);
  • возможности, содержащиеся в детской субкультуре, транслируемые в форме традиций, способов, ритуалов, позволяющих учиться адекватным способам реагирования на значимые для ребенка ситуации;
  • возможности получения помощи, представленные во взаимодействии "Ребенок-Взрослый".

Наши рекомендации