Лабораторно- практическое занятие № 4
Тема: Морфология вирусов.
Цель работы:Ознакомить студентов со строением и размножением вирусов и бактериофагов.
Название вирус (в переводе означающее «яд») применяли сначала для обозначения различных малоизученных болезнетворных агентов. Позднее оно закрепилось за группой возбудителей, открытых Ивановским в 1892 году, которые оказались способными проходить через бактериальные фильтры. Их стали называть «фильтрующимися вирусами» или просто «вирусами». Вирусы отличаются от микроорганизмов еще более малыми размерами: они не задерживаются бактериальными фильтрами, не оседают при центрифугировании в обычной центрифуге (а только в ультрацентрифуге) и их нельзя разглядеть в обычный световой микроскоп.
Еще важнее, однако, другие признаки, отличающие вирусы от всех организмов: 1) вирусы содержат нуклеиновые кислоты только какого-нибудь одного типа, ДНК или РНК; 2) для их репродукции необходима только нуклеиновая кислота и 3) они не обладают способностью к росту вне клетки-хозяина и к размножению делением. Таким образом, вирусы не являются самостоятельными организмами; для их репродукции необходимы живые клетки.
Вирусы размножаются в клетке-хозяине, вызывают ее гибель, затем поражают соседние здоровые клетки и таким образом разрушают целые комплексы клеток. Именно по таким очагам поражений в тканях (некрозы), а также по зонам лизиса (пятна, или бляшки) в культуре ткани и на бактериальном газоне распознают присутствие вирусов.
Вирусы, поражающие растения, попадают внутрь растительных клеток через повреждения, а не в результате активного внедрения. Вирусы, патогенные для животных, вызывают у человека и животных ряд болезней: натуральную и ветряную оспу, корь, бешенство, полиомиелит, грипп, ящур и т. д.
Размножение вируса в клетке-хозяине — весьма сложный процесс. Отдельные этапы этого процесса — от заражения клетки-хозяина до освобождения зрелых вирусных частиц, способных в свою очередь произвести заражение — довольно хорошо изучены с биохимической, генетической и морфологической стороны. Подобно другим вирусам, фаги неподвижны. При смешивании суспензии свободных фагов с суспензией бактерий фаговые частицы в результате случайных столкновений с клетками прикрепляются к поверхности этих последних (адсорбция) и вводят в клетку свою ДНК (инъекция). После некоторого периода, на протяжении которого происходят процессы синтеза и созревания, клетки лизируются и новообразованные фаговые частицы выходят наружу.
Не всякий фаг адсорбируется на всякой бактерии. Специфичность фага в отношении хозяина определяется специфичностью адсорбции, которая зависит от рецепторов, имеющихся в клеточной стенке; рецепторы для одних фагов содержатся в липопротеидном слое, для других — в липополисахаридном. Устойчивость некоторых бактерий к фагам зависит, вероятно, оттого, что в их клеточной стенке рецепторные вещества вообще отсутствуют. При избытке фага на одной клетке может адсорбироваться 200 - 300 фаговых частиц.
За адсорбцией следует инъекция, введение ДНК в клетку. У фага при этом базальная пластинка фиксируется на клетке, чехол отростка сокращается и полый стержень (благодаря этому сокращению) входит в клетку. В клетку попадает только нуклеиновая кислота, а белковая оболочка остается снаружи. Если отделить эту оболочку от зараженной клетки, размножение фага не нарушится. Фаговая ДНК прежде всего вызывает полную перестройку обмена веществ инфицированной клетки. Тотчас же после заражения прекращается синтез бактериальной ДНК. Через несколько минут прекращается также синтез бактериальной РНК и бактериального белка, хотя общее содержание белка продолжает непрерывно увеличиваться. Затем синтез ДНК возобновляется, причем с повышенной скоростью. Сначала фаговая ДНК образуется за счет распавшейся бактериальной. Необходимые для синтеза фаговой ДНК ферменты образуются вскоре после заражения. Это так называемые «ранние белки». К «поздним белкам» относятся белки оболочки фага и фаговый лизоцим, или эндолизин; «поздние белки» образуются лишь во второй половине скрытого периода. Заключительный процесс — созревание — состоит в соединении фаговой ДНК с белком оболочки и образовании зрелых инфекционных фаговых частиц.
Бактериофаги неизменно лизируют зараженные ими бактерии, и потому их называют вирулентными. Некоторые фаги, однако, заражают бактерий-хозяев, но не размножаются в них автономно и не вызывают лизиса. Такие фаги называются умеренными. Видимо, их размножение происходит синхронно с размножением бактерии. Фаг в неинфекционном состоянии, передающийся от клетки к клетке, называют профагом. Подобно другим признакам бактерий наличие профага наследуется. Поскольку все потомство лизогенной клетки также лизогенно, очевидно, профаг реплицируется синхронно с хромосомой клетки-хозяина.
Лизогенные бактерии иммунны к заражению теми фагами, которые присутствуют в них в виде профага. Обеспечиваемый профагами иммунитет основывается не на отсутствии адсорбции (как при устойчивости к вирулентным фагам), а на образовании особого цитоплазматического репрессорного вещества, препятствующего размножению вегетативного фага. Это же репрессорное вещество препятствует возврату профага в вегетативное состояние и подавляет синтез фаговых белков. Возникновение лизогенного состояния связано, таким образом, с образованием репрессора.
Спонтанно, без воздействия извне, лизогенные бактерии лизируются редко. Однако целый ряд факторов (ультрафиолетовые лучи и другие мутагенные агенты) может индуцировать в каждой клетке развитие профага, ведущее к образованию и выделению инфекционного фага. Успех такой индукции зависит от генетической конституции профага, физиологического состояния хозяина и условий культивирования. Умеренные фаги могут также переходить в вирулентное состояние в результате мутации
Фаги, как правило, проявляют специфичность в отношении хозяина. Определенный фаг поражает только один штамм бактерий или ограниченное число родственных штаммов, видов или родов; только в их клетках он способен размножаться. Такого рода специфичность обусловливается в первую очередь рецепторными свойствами поверхности бактериальной клетки.Однако, помимо этого, бактерии располагают и еще одной системой для распознавания фагов. Это распознавание зависит от фаговой ДНК. Речь идет о так называемой модификации фаговой ДНК, т. е. о незначительном ее изменении путем метилирования или гликозилирования пиримидиновых или пуриновых колец. Эти процессы происходят уже после образования фаговой ДНК в клетке-хозяине. Незначительное изменение ДНК никак не отражается на заключенной в ней генетической информации. Оно только позволяет клеткам «узнавать» ДНК. Это означает, что судьба такой ДНК в клетках разных бактериальных штаммов оказывается различной: в одних клетках эта ДНК разрушается, а в других — не разрушается и может реплицироваться. Разрушение фаговой ДНК нуклеазами зараженной клетки называют рестрикцией.
Контрольные вопросы:
1. Что такое вирус?
2. Отличие вирусов от других микроорганизмов.
3. Что такое вирулентный фаг?
4. Каково воздействие фагов на лизогенные бактерии?
5. В чем заключается специфичность фагов при адсорбции на бактериях?
6. Какие изменения происходят в бактериальной клетке при попадании в нее фага?
7. Вирусные заболевания растений и животных.