Цели основной части выступления

Формирование тезисов
Сообщение новой информации
Последовательное разъяснение выдвинутых положений
Доказательство правильности выдвинутых положений

Структура доказательства

Тезис – аргумент – демонстрация

Тезис– мысль или суждение, истинность которого требуется доказать. Он должен быть:

1. ясно сформулирован

2. оставаться неизменным на протяжении доказательства.

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства тезиса. Он отвечает на вопрос : «Чем надо доказывать тезис?».

Он должен быть:

1.доказан независимо от тезиса

2.непротиворечив

3.достаточен.

Демонстрация – способ доказательства, рассуждения, это связь между тезисом и аргументом (на основе логики и вне логических возможностей автора).

Аргументы бываютсильными или слабыми с точки зрения аудитории.

Последовательность расположения аргументов может быть:

- Нисходящая

Сильный – менее сильный – эмоциональная просьба.

- Восходящая

Слабый – сильный – более сильный.

- «Гомерическая»

Сильный – слабый – более сильный.

Задание 4.

Прочитайте тексты выступлений «Это касается каждого», «Армия – это не так страшно». Выделите в основной части тезисы, аргументы и демонстрацию. Уточните их формулировку, если необходимо. Определите последовательность расположения аргументов.

«Это касается каждого».

Здравствуйте, сегодня я бы хотела обсудить очень серьезную тему, это тема ВИЧ и СПИД.

На сегодняшний день проблема ВИЧ/СПИДа касается каждого независимо от возраста, пола, социального положения, степени привлекательности… и каждый, независимо от своего возраста, пола, ориентации. Социального положения и уровня привлекательности может повлиять на ход эпидемии. Единственное что может остановить – равнодушие. Но учитывая что каждый из нас лично заинтересован в своем собственном благополучии, а также благополучии наших близких, друзей – равнодушие в данном случае не вариант.

Каждый год мы слышим одно и тоже. Наивно полагая, что нас это не касается, на самом же деле это касается каждого из нас. Количество людей с ВИЧ, каждый год растет. Мы с вами проигрываем, мир. Почему? это проблема ВИЧ/СПИДа стала необычайно актуальна для России в последнее время. На данный момент тенденция развития эпидемии является угрожающей. По данным Минздрава РФ, в 2005 г в России зарегистрировано более 3 млн. людей (на май 2005 г), живущих с ВИЧ/СПИДом, включая 13 317 детей. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что действительное число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, еще выше.

Эпидемия растет в первую очередь потому, что большинство из нас не думает о том, что ВИЧ/СПИД касается каждого и не предпринимает действий для того, чтобы защитить себя от своих близких, и оказать поддержку людям, живущим с ВИЧ. Эпидемия ВИЧ в нашей стране, городе сегодня уже затрагивает все социальные слои населения, это может непосредственно коснуться каждого из нас, нашего партнера, родственника, друга, знакомого, коллеги по работе. При всей серьезности проблемы, эпидемию можно остановить, и стать участником противостояния может каждый.

В отличие от западных стран, где в области СПИДа существует целый спектр разнородных групп, в России движение взаимопомощи еще не только зарождается и его потенциал используется далеко не полностью. Абсолютное большинство составляют группы взаимопомощи, созданные самими ВИЧ положительными. Однако у нас в стране еще нет движения взаимопомощи подростков, основанного на стремлении получить информацию, поддержать друг друга в безопасном поведении и научиться защищать свои права. Нет и групп для родителей. Дети которые живут с ВИЧ\ СПИДом. Зачастую эти родители, помогая своим детям бороться за жизнь, сами не имеют доступа к необходимым знаниям и помощи.

Развитие движения самопомощи важно как для самих людей, затронутых эпидемией, так и для общества в целом. Получая поддержку, помощь и знания, люди с ВИЧ могут играть более активную роль в повышении качества своей жизни, влиять на разрешение своих внутренних проблем, улучшать отношения с близкими, врачами и окружением. Наше государство сегодня не в состоянии создать всестороннюю систему помощи людям с ВИЧ/СПИДом, и группы взаимопомощи берут на себя часть функций по предоставлению такой помощи. Самим своим существованием движение самопомощи помогает всем, кто занимается борьбой со СПИДом, увидеть цель и методы борьбы с эпидемией через призму конкретной человеческой жизни, и тем позволяет строить более эффективные программы.

Брошенные ВИЧ - инфицированные дети – поистине абсолютно невинные жертвы. Возникает вопрос: чьи это жертвы? Конечно, как и вообще все брошенные младенцы, они жертвы нравственного деформированного немилосердного общества, но еще и жертвы нашего невежества, наших предрассудков. Ведь ВИЧ не передается при бытовом общении. И тем более никак не влияет на интеллект. Так почему же мы отворачиваемся от этих детей, тем самым заранее обрекая их на несчастную жизнь.

День памяти умерших от СПИДа; отмечается ежегодно, начиная с 1983 года; в России впервые отмечался в 1993 году. Каждое третье воскресенье мая по решению Всемирной организации здравоохранения проводится День памяти умерших от СПИДа. Его целью является привлечение внимания населения к этой проблеме с целью социальной защиты ВИЧ – инфицированных, профилактики заболевания.

В мире от СПИДа уже умерли более 22 миллионов человек и еще более 40 миллионов – ВИЧ - инфицированы. Ежедневно продолжают заражаться вирусом СПИДа около 20 тысяч человек, в основном молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. В Российской Федерации зарегистрировано свыше 200 тысяч ВИЧ – инфицированных, умерли более 2000 человек.

Убеждена – проблема ВИЧ/СПИДа касается каждого из нас. МЫ все живем в одном мире, и от этой болезни не застрахован никто. Незнание элементарных правил поведения, легкомысленное отношение к угрозе может привести к непоправимым последствиям. Мы должны предотвратить беду до того, как она станет на пороге нашего дома. Больной ВИЧ человек не может быть потерян для общества, он имеет право на достойную жизнь, качественное образование и здравоохранение. Этим людям нужны понимание и поддержка общества. И наш долг - не жалеть или отгораживаться, а помогать им.

Россия входит в число стран, принявших Декларацию о приверженности и каждые два года проводится работа по подготовке отчета о выполнении положений Декларации. Проведение кампании «Остановите СПИД. Выполните обещание» в России может послужить поводом для укрепления взаимодействия молодежи, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и затронутых эпидемией, государственных и негосударственных организаций на всех уровнях.

Обращение к молодежи в контексте лозунга Всемирной кампании против СПИДа 2005г. звучат такие слова: «Каждый из нас обязан заботиться о своем здоровье, которое достается человеку бесплатно по праву рождения. Можно купить новые джинсы, если старые порвались, можно купить новый компьютер, если старый поломался, можно купить новую машину, если старая попала в аварию, но никто не может купить здоровье, если заразился смертельной болезнью! Здоровье – важнейшая ценность нашей жизни, убереги себя и помоги другому! ».

«Армия – это не так страшно».

Добрый день. Все вы, как и я, в недалеком будущем можете попасть в армию.

Я прочитал литературу об армии и хотел бы поделиться своими мыслями. Начнем со сборов. Что брать? По большому счету – ничего. Вы спросите: «Как же так?» Я отвечу с самого начала. Во-первых: не неизвестно куда, а в армию. Во-вторых: без излишеств существуют несколько сотен тысяч других молодых людей. В-третьих: в казарме, куда вас привезут, все общее.

Теперь расскажу о вредных привычках в армии. Курение – это проблема, которую вам придется решать постоянно. Привычка делает человека очень зависимым, вам придется постоянно искать табак. Алкоголь – вопрос номер два. Даже если удастся пронести алкоголь на территорию части, у вас никогда не получится за несколько секунд из пьяного превратиться в трезвого.

Еще один вопрос – дедовщина. Каждый из вас слышал о дедовщине, когда значимость и положение солдата зависит от срока его службы. Вот категории, которые «присваиваются» солдату на срочной службе:

1. Дух – примерно 21 неделя;

2. Слон – от 21 до 42 недель;

3. Череп – от 42 до 63 недель;

4. Дед – от 63 до 84 недель – эта категория ждет приказа об увольнении.

5. Дембель.

В армии есть такая вещь, как наряды. Основные виды нарядов – это дежурство по столовой, дневольный по роте и караул. Дневольному предстоит отдавать честь входящему офицеру, и если появится посторонний, кричать: «Дежурный по роте на выход!», а так же держать в чистоте весь этаж. Дневолят два человека: один убирает, а другой стоит на возвышении возле входа.

Я надеюсь, все вы поняли, что армия – не такая уж страшная вещь. Думаю, что те, кто слышал мой доклад, оказавшись в армии, будут подготовлены хотя бы к некоторым из предстоящих трудностей.

Задание 5

Прочитайте следующие отрывки. Выделите тезис и аргументы. Уточните последовательность расположения аргументов, если необходимо.

«Оратор не актер».

Я не согласен с этим мнением, так как хороший оратор должен иметь актерские данные, чтобы привлечь внимание публики. Даже очень красивой и правильной речью сделать это без лицедейства очень сложно. Публика в момент выступления не должна глазеть по сторонам, это бы означало ее отвлеченность от выступления. Люди должны следить за выступающим, не отрывая взглядов, лишь при этом возможно полное понимание темы по поводу которой и распространяется оратор. А вот заставить публику смотреть на выступающего – дело самого оратора. И я считаю, что именно для этого оратору требуется актерское мастерство. Так же все знают что не всегда ораторы говорят правду, часто в их речах звучит такие вещи, в которые просто невозможно поверить. Задача оратора преподнести эти вещи так чтобы люди захотели в это поверить и не смогли понять что это ложь.

Например, В.В. Путин. Его манера речи заставляет слушать, кратковременные паузы между словами тоже прием, позволяющие людям «переварить» информацию и продолжить слушание. Официальная поза всем известна, приковывает взгляд.

«Нужно ли изучать риторику»

Дорогие читатели! На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Но, по-моему, изучать риторику нужно и даже необходимо. Во-первых, искусство риторики необходимо знать не только деловым людям, но и всем обычным. Каждому приятнее разговаривать с таким человеком, у которого правильная, доступная, логическая и точная речь. Во-вторых, каждый из нас не знает, как сложится его жизнь, и, вдруг, может быть даже завтра, придется выступать перед народом и, конечно же, без этой науки не обойтись. Наконец, в обычной жизни, любой человек где-то «выступает». Из-за этого надо быть таким человеком, который может не только привлечь, но и заинтересовать слушателей.

Итак, давайте изучать риторику. Давайте общаться и прислушиваться к грамотным людям. И конечно же, давайте ходить на уроки риторики. Поверьте, это необходимо.

«Интернет – конец культуры»

Люди говорят, что Интернет – конец культуры. Я с этим не согласен, т.к. значение слова «культура» можно понимать во многих случаях по разному. Если взять культуру в смысле общения людей, то Интернет является самой развитой системой общения, даже если люди находятся на большом расстоянии. Если же взять культуру в смысле литературы, живописи, то и в этом Интернет помогает людям. Во-первых, эта культура существует независимо от Интернета, а во-вторых – Интернет помогает находить одаренных людей, которые потом, встречаясь, расширяют свой кругозор в том или ином направлении. В итоге можно сказать, что Интернет – это предмет в руках человека, который можно использовать на подъем культуры.

«Героя нашего времени не существует»

Люди говорят, что героя нашего времени не существует.

Я не совсем понимаю, кто такой герой нашего времени. Но скорее я согласна, что его нет, чем не согласна.

Нельзя выбрать в нашем большом государстве, среди множества талантов, мастеров, истинно смелых людей одного такого, который назывался бы героем.

Для каждого отдельного человека бесспорно есть свой герой времени, будь это президент, при котором стало лучше жить, спортсмен, выигравший олимпиаду, врач, спасший жизнь.

Но одного такого героя для всех, я думаю, нет.

И еще раз повторяю – это не от того, что нет у нас людей, которые могли бы называться героями, наоборот, их много, а вот одного какого-то из них выбрать нельзя.

В другом понимании герой – это типаж, образ времени. И как раз в этом смысле герой нашего времени есть. Если проанализировать нынешнюю обстановку, то составить его образ можно. Но сейчас мне сложно это сделать.

Задание 6

Составьте аргументы к следующим тезисам, расположив их в соответствующей последовательности.

Реформа образования угрожает России;

Современному человеку воспитание вредит;

Телевидение разрушило национальную культуру;

Без вранья мир рухнет;

Нужно ли разрешить иметь оружие.

Наши рекомендации