А может, лучше не навещать ребенка?
Я не шучу. Такое мнение не редкость в среде воспитателей.
— Да не травите вы ему душу! — говорят они. — Вас не было — он и не вспоминал. А приехали — расстроился, заплакал.
В общем, с глаз долой — из сердца вон. И представьте себе, некоторые взрослые поддаются на уговоры, перестают приезжать к детям. А потом удивляются, отчего их ребятишки стали раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Но чему тут удивляться? Сами посудите, что думает ребенок, когда других навещают родители (не послушавшиеся «компетентных специалистов»), а его — нет? — «Бросили меня, не любят, я им не нужен, им лишь бы от меня избавиться...» А такие мысли куда страшнее, чем слезы при расставании с папой и мамой после радостной встречи.
Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?
На этот вопрос опять-таки разные люди отвечают по-разному. Некоторые считают, что ребенка не стоит заранее будоражить. Лучше поставить его перед свершившимся фактом — и все тут. Руководствуясь этой логикой, многие воспитательницы детских садов советуют родителям, собирающимся впервые привести туда свое чадо, не предупреждать сына или дочь о разлуке, а тихонько уйти, когда ребенок заиграется. Однако нередко после такого эксперимента ребятишки наотрез отказываются его продолжить и со слезами цепляются за мать, не отпуская ее от себя ни на минуту. По-моему, наоборот, ребенку следует как можно подробнее рассказать о том, что его ждет в лагере, санатории и т. п. Больше всего нас страшит неизвестность, поэтому подробно расскажите, где он будет жить, какой у него будет примерный распорядок дня.
Какие-то ситуации можно даже проиграть в куклах или в лицах (актеры говорят «в живом плане»). Настраивайте детей на то, что поездка будет очень интересной, настоящим праздником. Побольше фиксируйтесь на деталях (если они, конечно, вам известны), ведь жизнь ребенка состоит из мелочей.
Мы и не заметим ежика в живом уголке, а ребенка будет тянуть туда, как магнитом. И потом, вспоминая летний отдых, он все уши прожужжит вам о том, какие были смешные повадки у ежа.
Лет
На мой взгляд, это самый благоприятный возраст для пребывания в летнем лагере. Хотя, естественно, вам и теперь следует проявлять осмотрительность. В первую очередь, советую обращать внимание на нравственный климат, царящий в коллективе. Поверьте, как и чем будут ребенка кормить, не так уж и важно. В конце концов, он же не на год туда отправится!
Куда важнее, чтобы сын или дочка не набрались в лагере всякой пакости, того, что называют дурными привычками.
Ну, а то, что дети без нас скучают... В этом возрасте немного поскучать по родителям полезно — больше будут ценить отца и мать. А то подростки подчас так привыкают к нашей заботе, что воспринимают все как само собой разумеющееся. Безусловно, и в этом возрасте дети не застрахованы от конфликтов, порой достаточно острых. А родители часто предоставляют ребятам самим разрешать их. Особенно, когда речь идет о мальчиках.
— Пусть учится отстаивать свои права, — говорят они. — Как он в армии служить будет?
При этом совершенно не учитывается, что 9-13-летним детям до армии еще жить и жить. И за эти годы психика ребят может укрепиться, они постепенно дозреют до возможности самостоятельно решать жесткие конфликты. Если же форсировать эту самостоятельность, человек может надломиться, ожесточиться, утратить веру в свои силы.
При воспитании детей взрослым очень полезно использовать прием психологического переноса. Конфликтная ситуация в летнем лагере, в отрыве от дома, штука очень тяжелая. Представьте себе аналогичную по тяжести ситуацию, в которой могли бы оказаться вы сами. Допустим, вас посылают в командировку в чужой город, где коллеги начинают вас изводить придирками, всячески вам пакостят и т. п. Уехать раньше времени вы не можете, поддержки ни от кого не получаете. Как вам такой вариант? Взрослый, оказавшись в подобном положении, может получить серьезное психическое расстройство. А тут ребенок...
Тем более что он ведь не на работе, а на отдыхе. За что ж ему, бедному, так страдать?!
Лет
По логике вещей, чем старше становятся дети, тем безопасней отпускать их в летний лагерь. Но эта логика сейчас не работает. В нашей жизни, где именно подростков подстерегает столько соблазнов и опасностей, отправлять ребят в «свободное плавание» бывает рискованно. Я знаю не один случай, когда именно в летних лагерях подростки впервые пробовали водку и наркотики, а также приобщались к другим сторонам взрослой жизни, к которым ребятам этого возраста приобщаться не следует. А уж если и вожатые попадутся «продвинутые», «успех предприятия» гарантирован. Как вам, например, такая игра «на снятие сексуального напряжения», предложенная одним молодым педагогом, увлекавшимся новомодными методиками? Подростки целуют куклу и передают ее друг дружке по кругу. А на следующем круге нужно поцеловать в то же самое место уже не куклу, а соседа или соседку. Что и говорить, очень раскрепощает.
— Не понимаю, что с ребятами стряслось! — волновался наутро директор, не ведавший о смелых психологических экспериментах вожатого. — Никогда у нас такого не было, чтобы мальчишки по ночам в палату к девочкам лазили, а тут как с цепи сорвались.
А вот что рассказал опытный педагог Алексей Юрьевич Соловьев, некогда проработавший вожатым пятнадцать смен в пионерлагерях и недавно решивший тряхнуть стариной: «Раньше подготовка воспитателей везде была очень высокой. Новый воспитатель попадал в уже сложившийся коллектив и если с чем-то не справлялся, его тут же подменяли более опытными людьми. Сейчас ситуация принципиально другая. Среди воспитателей много случайных людей, не имеющих педагогического образования и опыта работы с детьми. Просто им захотелось отдохнуть заодно со своим ребенком по льготной цене или немного подработать. Среди них немало таких, кого вообще, по-моему, к детям подпускать нельзя! У нас в лагере, например, все педагоги курили. Я, наверное, был единственный некурящий. Ну, и какая борьба с курением будет в таких отрядах? Естественно, никакой! Весь лагерь, от мала до велика, курил. Зайдешь в корпус, где живет человек триста, все прокурено насквозь, дышать нечем.
А еще была молодая пара «воспитателей», гордо заявлявшая всем, что у них «гражданский брак». Когда мы приехали в лагерь, их больше всего беспокоило не то, как разместятся дети, а совсем другое: выделят ли им на двоих общую кровать. И отвоевав ее, они успокоились. Эта сладкая парочка сама постоянно дымила, и, естественно, половина детей в их отряде не расставалась с сигаретами.
Точно такое же попустительское отношение было и к выпивке. Однажды я увидел выпивших ребят из другого отряда. Привел к воспитателю, передал с рук на руки и не успел отойти, как слышу слова воспитателя: «Да ладно, не обращайте внимания на этого идиота!»
Еще одно тяжелое впечатление поджидало Алексея Юрьевича по вечерам. В лагере каждый вечер устраивалась дискотека. И именно на это время обычно назначался педсовет, так что следить за детьми было практически некому. А на дискотеку валом валили местные парни — кто с пивом, а кто и с водкой.
— То есть как? — изумилась я. — В детский лагерь приходили посторонние?
— А вы разве не знали? — в свою очередь изумился он. — Сейчас это распространено чуть ли не повсеместно. Разве что в каком-нибудь военном городке по-другому. И наши детишки оказываются в очень опасной ситуации. Представьте себе: темно, грохочет музыка, общий психоз, некоторые дети танцуют абсолютно непристойные танцы, раздеваясь почти догола и изображая в танце постельные сцены. Другие на это смотрят, пытаются подражать. Наверное, не все понимают истинный смысл подобных телодвижений, но в любом случае, ничего душеполезного в этом нет. Ну, а разгоряченные напитками местные жители начинают обхаживать девочек, тянут в кусты... И все это никого не волнует! Даже если администрация лагеря приглашает милиционера следить за порядком, он озабочен только тем, чтобы не было драк. А детский разврат — это теперь не по его части. Я наведывался и в соседние лагеря. Везде одна и та же картина.
Алексей Юрьевич на вечерние педсоветы не ходил, а бегал с фонариком вокруг танцплощадки. Наткнется на парочку в траве — освещает ее, чтобы понять, не из его ли отряда девочка. Ведь родители доверили ему детей, и он считал своим долгом доставить их в Москву в целости и сохранности. Но такой «ненормальный» он был там один. Остальные воспитатели поднимали его на смех. Никто не видел в поведении детей ничего зазорного.
— Да о чем говорить, — вздохнул, завершая свой невеселый рассказ, Алексей Юрьевич,— если самый опытный педагог лагеря, шестидесятилетняя женщина с двадцатипятилетним стажем работы в детском саду, принимала участие в капустнике и, задирая перед ребятами юбку, пела голосом Пугачевой, что она «мадам Брошкина»! Когда видишь такое, то понимаешь, что это фатально...
Так что я сейчас ни за что на свете не послала бы ребенка в светский лагерь. Только в православный — и то будучи уверена, что это не просто вывеска.
А вообще-то 13-16-летние дети еще с большим удовольствием проводят лето с родителями. Почему бы не насладиться этими мгновениями? Кто знает, повторятся ли они еще когда-нибудь? Ведь окончив школу, ребенок, вполне вероятно, будет предпочитать летний отдых с друзьями. А вам останется лишь сожалеть, что вы торопили события и недостаточно ценили его общество. Лучше не жить по поговорке: что имеем — не храним, потерявши — плачем...
Заключение
В последние годы все больше людей приходит в церковь. По крайней мере, в Москве это уже ощутимо. Достаточно побывать в воскресенье на литургии. По многим лицам видно, что эти люди еще недавно если и заходили в храм, то лишь по большим праздникам, а многие даже по праздникам сюда не заглядывали. А теперь вместе со всеми поют «Символ веры» и деловито прикладывают к иконам маленьких ребятишек. А сколько детей причащается! Такое скопление малышей еще пару лет назад наблюдалось только в тех храмах, настоятели которых славятся своим умением работать с молодежью. А сейчас и там, где совсем недавно детей почти не было, юные причастники исчисляются десятками. В «молодежных» же приходах малышам несть числа. Кое-где (например, в храме Николы в Кузнецах) они прямо-таки роятся. Их, по-моему, с каждой неделей становится больше.
Тенденцию к воцерковлению мы чувствуем и на занятиях в нашем театре. Если пять лет назад православные родители были в наших коррекционных группах редкостью, то теперь их как минимум половина, а то и больше. Это существенно облегчает беседы на педагогические темы, потому что верующие очень многое понимают без лишних слов. И даже люди, далекие от Церкви, даже «новые русские», как правило, уже не спорят, когда говоришь о важности воспитания ребенка в духе целомудрия, патриотизма и нестяжательства и о том, как пагубен отказ от традиций. Многие из них за последние годы успели вплотную познакомиться с подобными проблемами, и знакомство, увы, оказалось отнюдь не счастливым.
Поэтому практически в любой аудитории уже, как мне кажется, имеет смысл говорить без обиняков, что в нынешних условиях нормально воспитать ребенка без Церкви нельзя.
Это и раньше было трудно, но тогда сатанисты не вели такой открытой и массированной борьбы за души детей, а государство не создавало им для этого режим наибольшего благоприятствования .
Однако пока многие родители еще надеются на то, что достаточно отдать ребенка в воскресную школу, а по воскресеньям иногда причащать, и все наладится. Точно так же (хотя и реже!) они приводят трудных детей к психологу с просьбой «что-нибудь с ними сделать», а сами не хотят меняться и менять свою жизнь.
Но ребенок — плоть от плоти родителей, и если в воскресной школе говорят одно, а в семье — другое, да еще если это другое бывает подкреплено авторитетным мнением школы, радио- и телепередачами, которые слушают и смотрят родители, журналами и газетами, которые они читают, то вариант «сделайте нам красиво» обычно не проходит. Голос родной плоти оказывается сильнее. Так что, чем раньше семья придет к Богу, тем лучше. Хотя и это само по себе еще не может служить гарантией спокойной, безоблачной жизни. Недавно довелось видеть такую картину. После вечерней службы народ разошелся по домам, лишь несколько человек стояли в очереди на исповедь. Среди них была молодая женщина с мальчиком лет шести. Во время службы он с другими ребятами играл во дворе, а когда сверстники ушли, принялся веселить себя сам: подбрасывал и ловил плюшевого мишку. Забава вообще-то невинная, если абстрагироваться от того, что носился он по храму, причем амплитуда полетов игрушки и пробежек мальчика постепенно увеличивалась, а смех становился все громче.
Люди переглядывались, но замечаний никто не делал: мать на поведение сына не реагировала, а чужим вмешиваться было неловко: нас ведь уже приучили не нарушать чужую privacy. Наконец, не выдержал батюшка. Он слегка пожурил мальчика и забрал игрушку, пообещав отдать, когда тот пойдет домой.
Потом накрыл епитрахилью женщину, стоявшую у аналоя, и подозвал мать ребенка. Вы думаете, мальчик успокоился и дождался конца исповеди, благо та длилась совсем недолго? Вовсе нет. Он вертелся возле аналоя, норовя вырвать мишку из руки священника. А мама и тут вела себя так, будто ничего не происходит! Впрочем, с точки зрения «свободной педагогики», принципов которой она явно придерживалась, ничего страшного действительно не происходило. Сын же не с кулаками на батюшку кинулся, да и погрома в храме не учинил. А право на самовыражение есть у каждого человека...
Через несколько дней я принялась наводить порядок на книжных полках и обнаружила старый отрывной календарь с несколькими сохранившимися листками. Рассеянно проглядела один, другой, третий — и вдруг наткнулась на поучения святителя Иоанна Златоуста. В другое время я, наверное, прочитала бы их и забыла, но сцена с плюшевым медведем ожила в моей памяти, и я решила на всякий случай сохранить листок. Авось пригодится?
И вот пригодилось.
Святитель Иоанн Златоуст писал как будто специально для нас, хотя в те времена слова «профилактика» и «либерализм» были явно не в ходу: «Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: «Ничего, еще ребенок не смыслит, вырастет — не станет этого делать». И растет этот ребенок, как яблоня в лесу. Отведайте плода от этой яблони и не возрадуетесь, так он горек... Раннее худое поведение переходит в навык — и становится он негодным членом общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих.
Ничего нет хуже, когда детские поступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти поступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей дьявол водит, как пленников, куда ему угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотой».
Но верующие родители, даже те, что заплутали в трех соснах «свободной педагогики», все равно находятся в более выигрышной позиции по сравнению с неверующими, ведь они хотя бы случайно, отрывая листок православного календаря, могут наткнуться на поучения святых отцов, а не на астрологический прогноз. И призадуматься...
Оглавление
Вступление. 3
ЧАСТЬ 1 Проблемы поведения и общения.. 7
Глава 1. Страх темноты или кто притаился в темноте?. 7
Нормальные герои всегда идут в обход. 7
Детские страхи надо уважать. 10
Причины возникновения у детей страха темноты.. 11
Глава 2. Ночные кошмары или победа над сном.. 14
Нужно ли обсуждать с детьми их страшные сны?. 14
Как подружиться с тетей королевой?. 15
Идет бычок, качается. 16
Толкование сновидений. 17
Меры предосторожности. 18
А если телевизор - это самое дорогое?. 19
Глава 3. Страх одиночества или один дома. 20
Почему дети боятся одиночества?. 20
Что делать?. 21
Истинный страх одиночества. 22
Сказочные странствия. 24
Подарки и сюрпризы.. 24
От теории - к практике. 25
Глава 4. Своеволие: своя ли воля?. 26
Своевольные дети на редкость несамостоятельны.. 26
Последствия своеволия. 27
Почему же родители это допускают?. 28
Счастье - это когда тебя понимают. 29
Как важно быть последовательным.. 31
Посильность требований. 32
Компромисс, но без авансов. 32
Глава 5. Немного о детской грубости или дождь лягушек изо рта. 34
Брань - позывные ада. 34
Мат - это путь к свободе?. 35
Почему дети ругаются?. 36
Грубость на уровне тона. 38
Методы борьбы.. 39
Глава 6. Стремление быть «крутым», или еще немного о грядущем хаме. 40
Глубокоуважаемый мент. 40
О том, как вредно кидаться блинами. 41
Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, как ведет себя твои ребенок. 42
Мужик с седьмого этажа вылетел - и даже не чирикнул. 44
Глава 7. Конь-огонь, или гиперактивный ребенок. 46
Хочет, но не может. 46
Кто виноват?. 48
Каково быть матерью гиперактивного ребенка. 48
Как вести себя с гиперактивным ребенком?. 49
Гранитные берега для бурлящего хаоса. 50
Лекарства. 54
Коррекционные игры.. 55
Глава 8. Детская медлительность, или тише едешь – дальше будешь. 57
Как помочь маленьким копушам?. 58
Развиваем мелкую моторику. 59
Одежда медлительного ребенка. 61
Развивающие игры.. 62
Режим дня. 63
Семь раз отмерит, один - отрежет. 63
Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера?. 65
Учитывайте характер ребенка. 65
Особенности культуры.. 66
«Две большие разницы», как говорят в Одессе. 67
Успех вместе с другими и ради других. 68
Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой?. 68
Вам нужен ребенок или его успеха?. 69
Глава 10. Как научить ребенка постоять за себя?. 71
В гостях у снежной королевы.. 71
Чуть что - сразу в нос. 71
Не раздувайте из мухи слона. 72
Слова и образы.. 73
Защищать, пока не сможет защитить себя сам.. 74
Изъять из травмирующей среды.. 74
А если травят везде?. 76
Победа над страхом.. 77
Глава 11. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей. 79
Почему уныние - грех?. 79
А если ребенок не понимает шуток?. 80
Чувство юмора развивается постепенно. 81
Культура комиксов. 82
О«черном» и «белом» юморе. 83
Смех сквозь слезы.. 84
Глава 12. Поиски «золотой середины», или проблемы с дисциплиной. 87
Спокойствие, только спокойствие! 87
Конфликт полов. 87
Как скучное сделать интересным?. 88
А как насчет вознаграждения?. 89
Кого мы воспитываем: ребенка ила собаку Павлова?. 90
А как же раньше дети приучались к труду?. 92
А если ребенок все равно упорствует?. 93
ЧАСТЬ II СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 95
Глава 13. Если мама успешнее папы, или неудачник по наследству. 95
Причем тут ребенок?. 96
Выбор из двух зол. 96
Выход из заколдованного круга. 98
Глава 14. Образ отца, или «кем работает твой папа?». 101
«Просто пап» не бывает. 102
Идеальный потребитель. 103
Глава 15. Еще немного о формировании образа отца, или жена в роли Пигмалиона. 105
Отец - опора и защита. 105
К вопросу о «профпригодности». 107
Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу?. 107
Должен ли ребенок бояться отца?. 108
Должен ли отец играть с ребенком?. 109
А если отец слабовольный?. 112
Глава 16. Приходящий папа. 114
Маленькие штирлицы.. 114
«Беспримерность». 115
Зачем нужен «приходящий папа»?. 116
Как разрядить обстановку?. 118
Яблоко раздора. 118
Повторный брак. 120
ЧАСТЬ III ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 121
Глава 17. Мифы и реальность полового воспитания. 121
Секспросвет вреден для здоровья. 121
Охранная функция стыда. 122
А если ребенок интересуется?. 124
Школьные уроки скотоложества. 125
О чем же стоит говорить с детьми?. 127
«Пусть лучше дома, чем в подворотне». 128
Что же понимать под половым воспитанием?. 129
Глава 18. Воспитание мальчиков. 130
Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью.. 130
Школа мужества. 132
Подвижные игры.. 135
Где живет герои?. 135
Спасителю папы - приз! 136
Романтики с большой дороги. 137
Эффект подсолнуха. 138
Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам.. 139
Глава 19. Воспитание девочек. 140
Главное - семейное счастье. Остальное приложится. 141
Немного о минусах «бесполой педагогики». 142
Воспитание женственности. 143
Мягкое побеждает твердое. 146
Глава 20. «Мама, купи мне братика», или как подготовить ребенка к рождению младшего брата или сестры?. 147
Немного об аистах и капусте. 152
Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье?. 154
Мой сын ревнует меня к телефону. 154
У семи нянек дитя со страхами. 154
Трагедия маленького принца. 155
Дети из многодетных семей развиваются быстрее. 156
В многодетной семье труднее стать трудным ребенком.. 157
«Десять детей и сто внуков -да это ж целая армия!». 158
ЧАСТЬ IV ДЕТИ И СОЦИУМ... 160
Глава 22. Разговоры вполголоса: отношение к людям и разговоры о них. 160
Обсуждение знакомых. 160
Разговоры об учителях. 161
Ссоры с родственниками. 162
А можно ли обсуждать при ребенке его самого?. 163
Глава 23. Стесненность в средствах, или никогда не говори «никогда». 166
Не завидуйте другому, даже если он в очках. 166
Деньги - суррогат любви. 167
Самое страшное -это беспросветность. 168
О том, как вредно «нагнетать и подбрасывать». 168
Нищета как орудие воспитания. 170
Богатство бывает разное. 171
Влияние рекламы.. 172
Выбор среды.. 173
Глава 24. Про принцев и принцесс: дети из богатых семей. 174
Богатые тоже плачут. 174
Деньги пахнут. 176
А если мужа охватил азарт обогащения?. 177
ЧАСТЬ V КАЗЕННЫЙ ДОМ... 179
Глава 25. Детский сад.. 179
Мученики общения. 179
«Безмамные мамы». 181
Главное - домашний мир и покой. 181
А как же общение с детьми?. 182
А в школе как будет?. 183
Кому сад не противопоказан?. 183
Принят по собственному желанию.. 184
Новое время - новые опасности. 184
Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития. 187
Все смешалось в доме Облонских. 187
Нельзя перескакивать через ступеньки. 188
Дети не умеют играть. 189
Каким героям сказок подражать не следует. 190
Не хочу учиться -хочу развлекаться! 191
Глава 27. Подготовка к школе: развиваем самостоятельность. 193
Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче. 193
Еще немного о вреде гиперопеки. 194
Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?. 195
Права и обязанности. 195
Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир. 196
Первый раз в первый класс. 197
Чье это дело - уроки?. 198
Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость. 200
В чем же дело?. 200
Неужели не бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею?. 202
Профилактика «пофигизма». 203
Почему вредно зацикливаться на школе. 204
Сравнение - мать учения. 206
Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице. 208
Что такое «детский госпитализм»?. 208
Психотравма - не каприз. 209
А как обстоят дела с детьми постарше?. 210
Возвращение домой. 210
Кукольный доктор. 211
Осторожно: Баба-Яга! 212
Игры по возвращении домой. 212
ЧАСТЬ VI ДОСУГ. 215
Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой?. 215
Как пробудить у детей тягу к чтению?. 216
«Опережающее чтение». 217
Учет склонностей ребенка. 219
Глава 31. Круг детского чтения. 221
Какие выбирать сказки?. 221
Материал для эмоционально-нравственного развития. 222
Рассказы про животных. 225
Приключения. 226
Серьезная классическая литература. 227
Детский «Нью Эйдж». 228
Православная литература. 230
Глава 32. Дети и компьютер: в плену у «умного ящика». 234
Школа юного садиста. 234
Но разве раньше дети не играли в войну?. 236
Новый вид наркомании. 236
Но если компьютер все-таки куплен... 239
Игры играм рознь. 241
А если компьютер -это призвание?. 242
Компьютер - не молоток. 243
Глава 33. Берегись… игрушки! 244
Изобилие - тоже стресс. 244
Где простор для творчества?. 245
Забава для пьяных матросов. 245
Игрушки для «полового воспитания». 247
Самые лучшие игрушки -природные. 248
Ночной зоопарк. 248
Мой ласковый и нежный монстр. 249
Страшный может укусить. 250
Глава 34. Не тот подарок. 252
Как же избежать конфликта?. 252
А если ребенку ничем не угодишь?. 253
Подбирая подарок, учитывайте возраст и характер ребенка. 253
Глава 35. Самостоятельные прогулки. 257
Как же отыскать «золотую середину»?. 257
Подготовка к «свободному плаванию». 257
И все-таки когда?. 258
Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе?. 258
А если ребенок не хочет гулять один?. 261
Глава 36. Летний лагерь. 264
Главное - учитывать возраст и характер ребенка. 264
А может, лучше не навещать ребенка?. 266
Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?. 267
Об авторе
Шишова Татьяна Львовна — педагог, драматург, публицист, переводчик.
Родилась в Москве. В 1978 году окончила историко-филологический факультет Университета Дружбы Народов. Имеет педагогическое образование, а также диплом переводчика с испанского и английского языков. После окончания Университета осталась преподавать на кафедре русского языка, затем занялась художественным переводом прозы и публицистики.
В середине 80-х в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой написала около десятка пьес для детей и подростков, которые шли и до сих пор идут в российских кукольных театрах и ТЮЗах.
В 1990 году в соавторстве с И. Я. Медведевой создала оригинальную методику «куклотерапии», под которой подразумевается психолого-педагогическая коррекция поведения «трудных» детей средствами кукольного театра. Работа по этой методике дала соавторам обильную пищу для размышлений, в результате чего появилась сначала «Книга для трудных родителей», затем — «Разноцветные белые вороны», «Дети нашего времени», «Иван-царевич, он же Серый волк (влияние СМИ на детей и молодежь)» и ряд других книг, затрагивающих широкий круг проблем современной семьи и детства.
Член Союза писателей России. Вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, зам. главного редактора журнала «Права ребенка». Имеет троих детей и двух внуков.