Главное - учитывать возраст и характер ребенка

Года

Лет до двух-трех малышу лучше с мамой не разлучаться. Никакой свежий воздух, никакие воспитатели и даже самые заботливые бабушка с дедушкой не в состоянии создать ребенку тот психологический комфорт, кото­рый создает присутствие матери. И дело тут не только в материнской заботе, любви и лас­ке. На детей раннего возраста очень влияют многие другие психологические факторы, ко­торые взрослые обычно не учитывают.

Вы никогда не задумывались, почему двух-трехлетки так часто просятся на ручки? Осо­бенно в присутствии чужих, в чужой, незна­комой обстановке? Только ли из-за усталости? Но тогда почему тот же самый малыш дома резвится, носится, как ураган, ползает, пры­гает, везде готов залезть и нисколько не ус­тает? Конечно, тут дело не в усталости, а в том, что в состоянии тревоги, которую внуша­ет маленьким детям чужая обстановка, им хочется прижаться к маме, почувствовать теп­ло ее тела, услышать знакомое сердцебиение.

За те девять месяцев, что ребенок находит­ся в материнской утробе, он привык к ритму ее сердца, к звуку голоса. На руках у матери малыш быстро затихает, ее объятия успокаи­вают, снимают тревогу и боль. Во многих ту­земных племенах дети до 2-3 лет почти не слазят с матерей — малюток привязывают куском ткани и носят на спине или на боку. По наблюдениям очевидцев, такие малыши отличаются от европейских детей большей от­крытостью к миру, большей доброжелательно­стью и сообразительностью. Что неудивитель­но, ведь между ними и миром нет преграды из тревоги и страха. Они чувствуют себя гораздо защищенней, чем наши дети, которых рано спускают с рук и заставляют самостоя­тельно осваиваться в огромном, пугающе-непо­нятном мире (особенно городском!).

Так что молодым родителям лучше пожер­твовать лишним медовым месяцем. Уж очень высока вероятность того, что они изведутся вдали от ребенка, мучаясь вопросами, как он там без них, все ли у него в порядке. Или же по возвращении домой мама с папой наживут себе массу дополнительных хлопот, поскольку им придется психологически реабилитировать малыша после пережитого стресса.

Лет

Ребенок становится более самостоятельным, но еще не настолько, насколько этого хочет­ся некоторым родителям. Эмоционально он по-прежнему очень от нас зависит. Матерей связывает с детьми этакая незримая пупови­на. Мы мгновенно улавливаем их настроения, они — наши.

Повнимательней приглядитесь к ребенку, попытайтесь себе представить, как он будет чувствовать себя в отрыве от вас, среди чу­жих людей. Если он застенчив или конфлик­тен, плохо ладит со сверстниками, если не любит отпускать вас из дома, плачет, когда вы уезжаете даже на пару дней, значит, дли­тельная разлука ему пока противопоказана. Психика детей этого возраста еще очень уяз­вима, и даже пустяковые, на взгляд взрос­лых, события способны спровоцировать неврозы, тики, астму невротического происхож­дения, заикание.

У некоторых детей расставание с мамой может даже вызвать потерю речи. Как про­изошло с четырехлетней Ирочкой, которую мама отправила на лето к бабушке. Девочка сперва перешла на односложные фразы (хотя до этого уже два года говорила прекрасно), а затем и вовсе умолкла. Полгода лечения почти не дали результатов. А ведь в среднем до­школьном возрасте, когда формируется запас слов и навыки общения с людьми, такой сбой очень опасен. У ребенка может даже возник­нуть задержка умственного и психического развития.

Дети открытые, общительные легче перено­сят разлуку с родителями. Их вполне можно отправить на лето к родственникам. Что же касается санатория или оздоровительного лаге­ря, то я думаю, без проверки ребенка на проч­ность в детском саду, рисковать не стоит. Детсад — промежуточная ступенька между воспитанием в домашних условиях и длитель­ным отрывом от дома. Если малыш эту ста­дию еще не прошел, результаты могут ока­заться плачевными.

Куда бы вы ни отправили сына или дочку, старайтесь навещать их как можно чаще, по возможности не только в выходные. Приехав, не погружайтесь в бытовые хлопоты, а по­больше играйте с детьми, сходите по грибы или по ягоды, устройте пикник, концерт, кукольный спектакль, шуточные соревнова­ния — в общем, постарайтесь насытить этот день отрадными впечатлениями. А вечерком, если останетесь ночевать, полежите рядом, посекретничайте, почитайте интересную кни­жку. Помните, ласковое, доверительное обще­ние с родителями гораздо важнее подарков и лакомств. А мы, наоборот, нередко им прене­брегаем, зато сумками привозим детям конфе­ты и бананы.

Лет

В этом возрасте детей можно с легкой душой отправлять к бабушке или к другим близким вашей семьи. А вот в летний лагерь или са­наторий я бы все равно посылать ребенка без особой нужды не стала. По крайней мере, ес­ли вы не уверены, что воспитатели смогут создать в отряде дружелюбную, поистине се­мейную атмосферу. Ведь младшие школьники как маленькие петушки: они часто еще не умеют договариваться и предпочитают решать дело кулаками. А это раздолье для «дедовщи­ны», которая, конечно же, не является по­рождением только нашей армии, а существу­ет везде, где ей дают волю. Особенно в детс-ко-молодежной среде, не облагороженной вли­янием взрослых. В среде, живущей по своим жестким, часто даже жестоким законам.

Я в полной мере испытала «дедовщину» на своем старшем сыне, в семилетнем возрасте отправив его в лагерь. Филипп был мальчиком общительным, но обидчивым, чересчур гор­дым. А в отряде попался «крутяк», который чувствовал себя неуязвимым, так как ему уже исполнилось девять. А главное, в лагере рабо­тала его мама. Юный «дед» начал помыкать ребятами: заставлял их стелить ему постель, отбирал гостинцы, всячески унижал, обзывал, бил. Ребята плакали, но терпели. Филипп же терпеть не захотел, а как следует дать отпор малолетнему «деду» не смог. Вожатые знали про это безобразие, но не пресекали его, не желая связываться. В результате, когда я че­рез две недели приехала навестить сына, он был в очень подавленном состоянии, и мне пришлось забрать его домой. Но у ребенка еще долгое время был сильный лицевой тик. Как вы понимаете, такой «отдых» отнюдь не способствовал укреплению нервной системы.

Поэтому, навещая детей в лагере, обращай­те внимание на изменение их поведения.

Далеко не все дети просятся домой, даже когда им в лагере невмоготу. Одни боятся от­каза, другие не хотят огорчать родителей, третьи опасаются, что их будут ругать. В та­ких случаях ребята часто становятся тихими, вялыми, апатичными. Смотрят на родителей отсутствующим взглядом, отвечают однослож­но, не жалуются, но и не радуются. Им как будто безразличен мамин приезд.

Не обманывайтесь кажущейся сдержаннос­тью ребенка. Подобное поведение обычно сви­детельствует о психологической травме. Не тяните, срочно увозите дочь или сына из ла­геря. Иначе будет совсем плохо.

Наши рекомендации