О чем же стоит говорить с детьми?

Разумеется, я не считаю, что абсолютно на все разговоры подобного рода должен быть на­ложен строжайший запрет. Нужно тактично приучать детей к навыкам гигиены, нужно предупредить девочку о том, что у нее нач­нутся месячные. Но предупреждать следует не на школьных уроках, а дома. И не в 8 лет, как опять-таки советуют в некоторых книжках! В подавляющем большинстве случа­ев эта информация будет преждевременной и может напугать дочку. Особенно если ребенок раним, застенчив и боязлив.

С мальчишками еще сложнее. И в восемь, и в десять, и в тринадцать-четырнадцать лет они совсем еще дети, часто не менее впечат­лительные и брезгливые, чем девочки. Зачем им рассказывать о предназначении прокла­док? Сейчас даже многие взрослые мужчины жалуются на то, что навязчивая демонстрация этих изделий по телевизору вызывает у них отвращение к женщинам. Что же говорить о мальчиках?!

У детей должно быть право обратиться с вопросами к взрослому — это да! Но не к на­значенному сверху, а к тому, кого ОНИ ВЫ­БЕРУТ САМИ! Так, девочки переходного возраста начинают интересоваться родами: боль­но ли это, опасно ли, сколько времени длит­ся. И долг матери осторожно и опять-таки кратко (потому что вы не знаете, какие ассо­циации и образы может вызвать ваш: рассказ), ответить на вопросы девочки. Осторожность тут важна чрезвычайно: шокирующие подроб­ности могут настолько травмировать подрост­ка, что на всю жизнь отобьют охоту иметь детей. Поверьте, это не преувеличение. Я лич­но знаю несколько таких женщин. Одна в детстве всего-то навсего увидела картинки в медицинском атласе. Казалось бы, ерунда. А для нее хватило. Замуж она впоследствии вышла, а вот родить ребенка так и не реши­лась. Другая росла в семье врачей, где было принято свободно говорить при детях на темы пола.

— Мне было так стыдно, — вспоминает она, — я сквозь землю готова была провалить­ся. А деться никуда не могла: мы все жили в одной комнате.

Эта женщина даже замуж выходить отказа­лась: поскольку она с детства узнала столько циничных подробностей, мысль о близких от­ношениях с мужчиной внушала ей отвращение.

Когда речь идет о мальчике-подростке, за­водящем с мамой разговор на скользкую тему, тем более не торопитесь с ответами. Лучше задумайтесь, что стоит за его вопросами. Только ли любопытство? А может, желание вас шокировать или проявить свою власть над вами: дескать, будешь отвечать, как милень­кая, о чем бы я ни спросил? У своевольных, демонстративных детей такое порой бывает. И идти у них на поводу, поверьте, неразумно — скоро схватитесь за голову.

Тринадцатилетний Коля начал с вопросов про тампаксы, а кончил просьбой показать, как взрослые «трахаются». И все это с ан­гельски невинным видом! Насколько я пони­маю, у него в запасе было еще много идей, но мать не выдержала и дала «ангелочку» поще­чину. «Здоровое детское любопытство» мигом сошло на нет.

«Пусть лучше дома, чем в подворотне»

Вы можете возразить:

— Пусть лучше ребенок узнает все от взрослых, чем в подворотне.

Но ведь одно не исключает другого! Иначе в западных странах, где сексуальное просве­щение ведется уже тридцать с лишним лет, подростки не рассказывали бы похабных анекдотов, не отпускали бы сальных шуточек и не разукрашивали бы стены зданий (в том числе школ!) непристойными надписями.

Этому даже название есть научное: «цинизм подростковой субкультуры». И составители секспросветовских программ прекрасно знают, что подростковый цинизм от этого только уси­лится. Однако, работая на публику, будут уве­рять вас в обратном. (Что, впрочем, понятно, хотя и не извинительно. Они отрабатывают деньги, проплаченные порномафией, заинтере­сованной в увеличении «работников» и клиентуры. Или выполняют заказ контрацептивных фирм, заинтересованных в сбыте своей про­дукции. Страшной, кстати, вредной, просто убийственной для здоровья подростков, приво­дящей к росту раковых опухолей и беспло­дию.)

Нет, подворотня все равно не исчезнет. Но зато дом или школа, где с ребенком будут муссировать интимные темы, тоже превратят­ся в представлении детей в подворотню. И застав их за рисованием неприличных карти­нок, вы уже не сможете сделать замечание, поскольку сами допускали по отношению к ним фактически то же самое.

Послушаем еще одного очень авторитетного специалиста, крупнейшего педагога А. С. Ма­каренко. Он как будто для нас написал в 30-е годы в своей «Книге для родителей», описы­вая проблемы, с которыми сталкивались тог­дашние приверженцы детского секспросвета: «Вдруг, кто его знает откуда, с полной очевид­ностью выяснилось, что половая проблема, несмотря на их <родителей> героическую правдивость, желает оставаться все-таки поло­вой проблемой, а не проблемой клюквенного киселя или абрикосового варенья. В силу это­го она никак не могла обходиться без такой детализации, которая даже по самой либераль­ной мерке была невыносима и требовала засек­речивания. Истина в своем стремлении к све­ту вылезала в таком виде, что и самые смелые родители ощущали нечто, похожее на обмо­рок... Выяснилось, что при самом добросовес­тном старании, при самой научной мимике, все-таки родители рассказывали детям ТО САМОЕ <выделено мной — авт>, что расска­зали бы им и «ужасные мальчишки и девчон­ки», предупредить которых и должно было родительское объяснение. Выяснилось, что тайна деторождения не имеет двух вариантов».



Наши рекомендации