А если телевизор - это самое дорогое?

Часто можно услышать, что отец семейства жить без телевизора не может и его никаки­ми силами не оторвать от экрана. Говори — не говори. Но при ближайшем рассмотрении обычно оказывается, что он просто недооцени­вал вред, наносимый ребенку телепередачами. А жена вместо того, чтобы спокойно все объяснить, принималась обвинять мужа в эго­изме, и оскорбленный муж, естественно, лез в бутылку.

Если ваших объяснений будет недостаточ­но — недаром же существует поговорка (биб­лейское выражение) «Нет пророка в своем оте­честве»! — прибегните к авторитету знакомо­го врача или психолога. Скорее всего, это во­зымеет действие, ведь людей, которые хотят зла своим детям, почти не бывает. Если же, несмотря ни на что, муж будет ставить свой комфорт превыше здоровья ребенка, семейный прогноз довольно неутешителен, ведь и в бо­лее критической ситуации он, вполне вероят­но, сделает то же самое.

Глава 3. Страх одиночества или один дома

Какая мама не испытывает острого чувства жалости, когда ей позарез нужно отлучиться из дома, а маленький сын или дочка цепля­ются за ее одежду и не хотят отпускать?

— Он ревет — и я вместе с ним, — неред­ко слышишь в подобных случаях.

Но обычно годам к трем-четырем эти душе­раздирающие сцены сходят на нет, а лет в шесть многие дети уже достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют в комнате, давая возможность родным заниматься своими делами, не требуя их постоянного присутствия рядом.

Многие, но не все. Нервных, впечатлитель­ных детей одиночество тяготит и пугает. Они боятся потеряться и в незнакомом месте льнут к родителям. А уж о том, чтобы оставить их одних в чужом помещении (например, в кружке эстетического развития) не может быть и речи.

Почему дети боятся одиночества?

Посамым разным причинам.

Кого-то наказала в детском саду воспита­тельница — заперла в спальне или оставила одного в группе во время прогулки. Вроде бы все знают, что этого делать нельзя, но до сих пор делают. Конечно, не любой ребенок будет до глубины души потрясен таким наказанием, с некоторых все как с гуся вода, но у кого-то из-за подобных «воспитательных мер» даже во взрослом возрасте остается боязнь закрыто­го пространства — клаустрофобия.

Другой малыш, предположим, испугался, оказавшись один в комнате во время грозы. На кого-то травмирующе повлияла сцена из детектива, мельком увиденная по телевизору, но надолго врезавшаяся в память. Кому-то долго не дают покоя воспоминания о том, как он потерял маму в большом магазине...

Все это подходит под одну категорию «пси­хических травм». Последствия психотравм изживаются с большим трудом. Особенно, если это ранние воспоминания, забытые или, как говорят психологи, вытесненные в сферу бес­сознательного.

У других детей желание постоянно держать взрослого при себе объясняется не робостью, а деспотизмом. И страх здесь лишь удобная маскировка. Когда напрямую диктовать род­ным свои условия не удается, ребенок часто становится в позицию беспомощного младенца и, разжалобив родственников, добивается-таки своего. Конечно, делает он это не вполне осоз­нанно. Ему и самому кажется, что он боится. Но в действительности страх одиночества яв­ляется эффективным средством манипуляции взрослыми.

Разумеется, в страхе одиночества может выражаться и ревность ребенка, когда он «прилипает» к матери или бабушке, восполняя та­ким образом нехватку внимания с их стороны.

Кроме того, страх одиночества бывает и при достаточно серьезных психических отклонени­ях. Например, при раннем детском аутизме, когда ребенок не в состоянии нормально об­щаться с окружающими.

Понять реальную причину нежелания ре­бенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях тре­буется разный подход.

Что делать?

В случае психотравмы лучше обратиться к спе­циалистам и походить на психокоррекционные занятия. Если же такой возможности почему-либо нет, имейте в виду, что главное в преодо­лении последствий психической травмы — это терпение и ласка взрослых. Следует окружить ребенка вниманием и заботой. Но только вести себя надо очень спокойно, уверенно, создавая у малыша чувство защищенности, надежного тыла, чтобы он мог расслабиться и позабыть про свои страхи. А то очень часто, когда с ре­бенком что-то не ладится, наша забота о нем бывает окрашена тревогой, которую мы ему невольно передаем. И тогда ни о каком расслаб­лении речи идти не может.

Подавить в себе беспокойство нелегко, но совершенно необходимо. Представьте себе, что вы — артист. Вживитесь в роль спокойного человека, ощутите, как по всему вашему телу разливаются сила и уверенность. Сразу, естественно, не получится, но мало-помалу вы привыкнете. Привыкает же не волноваться диктор телевидения или преподаватель, чита­ющий лекции сотням студентов. Все это впол­не постигаемо. Было бы желание.

Чаще берите ребенка на руки, обнимайте, гладьте по голове, по спинке. При психотрав­мах физический контакт с близкими — одно из самых лучших лекарств.

Ну и конечно, не торопите события, не на­страивайтесь на быстрый результат. Повторяю, получить психотравму легко, а преодолеть ее последствия достаточно трудно. Но когда, на­конец, удается, это напоминает открытие кла­пана: ребенок резко меняется в лучшую сто­рону. С него как будто бы сходит наважде­ние, и он вновь становится самим собой.

При страхе одиночества, маскирующем дет­скую ревность, вести себя надо несколько иначе, ведь необходимо устранить причину, вызывающую искажения поведения ребенка.

Следует больше привлекать его к совмест­ным делам, подчеркивать его нужность, неза­менимость, и постепенно страх одиночества сойдет на нет.

В данном случае специальные занятия с цсихологом необязательны, большинство роди­телей в состоянии наладить отношения с ре­бенком без вмешательства посторонних.

Что касается деспотизма, аутистических проявлений и прочее, то здесь без грамотных советов специалистов и психокоррекционных занятий (либо индивидуальных, либо в груп­пе) не обойтись.

Истинный страх одиночества

Если же говорить об истинном страхе одино­чества, то он обычно присущ хрупким, болез­ненным, застенчивым, нерешительным детям. Как правило, у них высокий интеллект и раз­витое воображение, но при этом они практи­чески не имеют своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют иг­рать в ролевые игры. Воображение их не на­ходит адекватного выхода и усиленно «штам­пует» страшные образы. Даже в светлой, пре­красно знакомой комнате ребенку могут мере­щиться всякие ужасы: что кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит его за горло, что в окно заглядывают пришельцы, из угла вы­ползает спрут с огромными щупальцами, а под кроватью притаилась ведьма...

Поэтому родители должны прежде всего направить богатое воображение ребенка в ме­нее болезненное русло, настроить его на само­стоятельную творческую работу, на ролевые игры.

Часто бывает достаточно совсем небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей забила фонтаном.

Приучать детей к самостоятельным заняти­ям надо как бы между прочим, не заостряя внимания на истинной цели. Иначе ребенок решит, что вы стремитесь от него избавиться, и, занервничав, невольно станет еще более назойливым.

Очень полезно вводить мотив одиночества в игры с куклами или с мягкими игрушками.

Можно начать с рассказа, а потом в какой-то момент взять в руки зайчика или мишку и перейти к показу действия на паласе или на ширме.

Потеряшка

Вот пример такой истории. Жил-был щенок. Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. Зафиксируйтесь на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите показать мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Если малыш будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Мо­жет, он слишком далеко убежал вперед или, наоборот, зазевался, а хозяева свернули в пе­реулок? Либо несмышленыш заигрался и не обратил внимания на команду?

Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если вы заметите, что он чересчур разволно­вался, поскорее предложите счастливую раз­вязку, но через несколько дней вернитесь к Потеряшке и внимательно последите за реак­цией сына или дочери. Показывайте именно ПРИ-ключения, а не ЗЛО-ключения щенка, подчеркивая доброту персонажей, с которыми его по ходу сюжета сведет судьба.

Например, Потеряшка может забежать во двор, увидеть там большого лохматого пса и, конечно же, испугаться. Но тут появится девочка, хозяйка пса, и, умилившись Потеряш­ке, возьмет его к себе. Пес подружится со щенком, но щенок все равно будет скучать по бывшим хозяевам, и родители девочки расклеют по всему району объявления с описанием найденыша.

Или же Потеряшка прибьется к какому-нибудь магазину, где его будут подкармли­вать, и в один прекрасный день туда зайдут хозяева.

Наконец Потеряшка снова дома! Это, конеч­но, огромная радость, но не забудьте подчер­кнуть, что и свои приключения щенок потом тоже вспоминал с удовольствием.

Если сыну или дочери нравится рисовать, то когда они как следует втянутся в игру, можно предложить сделать декорации или маленькую книжечку про Потеряшку. Кстати, это прекрасный предлог, чтобы оставить малы­ша на некоторое время одного в комнате. Пусть поначалу оно будет совсем коротким, это неважно. Главное — не декларировать, что вы сейчас уйдете, а сделать это незаметно. Но зато потом не просто скажите ребенку, что он молодец, а подчеркните оригинальность и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ его рисунка.

Случай в магазине

Можно предлагать и более реалистические сюжеты. Например, сценки, которые частень­ко происходят в больших магазинах. Эта игра наполовину кукольная, наполовину драмати­ческая: ребенок и его родители изображаются без помощи кукол по артистической термино­логии «в живом плане» — а все остальные — куклами и мягкими игрушками. Нужно со­здать впечатление большого помещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.

Ребенок пошел с вами в универмаг. Народу было полно, поэтому вы оставили его в каком-то месте (пусть сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придете. (Повторяя игру через несколько дней, попробуйте выйти в дру­гую комнату.) Малыш остался один. Пусть по­кажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже ки­нуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где ему велели, иначе он действительно потеряется. Таким образом, ребе­нок лишний раз в игровой форме повторит важ­нейшие правила поведения в людных местах!

Наконец вы появились. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу за терпение приз (настоящий!). Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребен­ка появится дополнительный стимул затевать эту игру. А у вас — возможность побороться с его страхом одиночества. Время ожидания надо потихоньку растягивать (но, естественно, не до бесконечности), побуждая малыша за­полнять паузы какой-то умственной деятель­ностью. Пусть, например, поглядит в окно и понаблюдает за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, или сочинит какую-нибудь историю, или решит задачку, или по­читает книжку. Ориентируйтесь на его инте­ресы и склонности.

Разыгрывайте и истории, как кто-то — нео­бязательно ваш собственный ребенок — поте­рялся в магазине или на вокзале. Даже луч­ше, чтобы это был другой малыш, которого следует изображать совсем крохотной игруш­кой, чтобы ваше чадо почувствовало себя по сравнению с ней особенно большим и силь­ным. Допустим, это будет маленькая девочка. Она безутешно плачет. Ваш сын или дочь за­говаривают с ней и понимают, что малютка потерялась. Дальнейшие действия ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Сначала он просто утешает малышку и играет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз вы­ясняет, где именно потерялась малютка, и отводит ее по назначению. Можете предло­жить ребенку подойти с малюткой к админи­стратору магазина, который вызовет родителей девочки по радио. Подобные сценки, помимо всего прочего, подскажут вашему сыну или дочери правильную тактику действий в анало­гичных ситуациях, так что в жизни они уже будут к этому подготовлены.

Сказочные странствия

Сочиняя сюжеты сценок для «проблемных» детей, мы часто переносим их в сказку. И в известную (например, про Буратино), и в та­кую, которую ребенок будет сочинять сам вместе с родными. Поскольку обстоятельства и антураж этих театральных этюдов сказоч­ный, а среди персонажей есть и вполне реальные (прежде всего, сам ребенок, его родите­ли, братья и сестры, друзья), то мы между собой называем это «фантастической реально­стью». По нашим наблюдениям, данный при­ем дает быстрый и стойкий психокоррекционный эффект. Дети обожают такие сценки, ведь попасть в сказку — заветная мечта каждого ребенка. А тут она, можно сказать, почти во­площается в жизнь, поскольку ребенок не про­сто грезит об этом втихомолку, а рассказыва­ет, КАК ОНО ВСЕ БЫЛО. А зрители смотрят и не обсуждают, было это наяву или во сне. «Фантастическая реальность» дает ребенку уникальную возможность поверить в собствен­ные силы и почувствовать признание окружа­ющих.

«Сказочные странствия» могут быть самы­ми разнообразными. Лучше, конечно, чтобы ребенок отправился в них самостоятельно, но если ему даже в сценке будет страшно себе представить, как это он вдруг окажется где-то без мамы, постройте сюжет так, чтобы он на первых порах путешествовал с вами. Потом взрослый должен попасть в переделку (напри­мер, в плен), а ребенок — вызволять его из беды. Во время странствий герой встречает сказочных персонажей, общается с ними, по­могает им — короче, учится полагаться на собственные силы. Подобные ролевые игры дают мощный толчок фантазии ребенка, и вскоре он уже с удовольствием играет с иг­рушками сам, не требуя постоянного присут­ствия взрослых.

Подарки и сюрпризы

Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, то­же можно постепенно приучать их к одиноче­ству. Готовьте друг для друга маленькие по­дарки. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и не скупитесь на выражение востор­га, получая подарок от него. Тогда положи­тельные эмоции заслонят страхи, и не исклю­чено, что на довольно долгое время «сюрпри­зы» станут его любимой игрой, и вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. В таком случае вам помогут книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги). Советую также освоить несложные фокусы — это всегда вызывает у детей жи­вейший интерес.

От теории - к практике

Нодаже когда сын или дочь перестанут от­кровенно тяготиться одиночеством и будут подолгу играть самостоятельно, не торопитесь оставлять их одних в квартире. Осторожно «закиньте удочку» и посмотрите на реакцию малыша. Если испугается, не настаивайте, а попробуйте проиграть подобные сюжеты с иг­рушками. Особенно подробно следует прораба­тывать «вопросы занятости» — чем отвлекали себя герои сценок от мыслей об одиночестве в отсутствие взрослых.

Как вы понимаете, для вашего чада это опять-таки послужит ненавязчивой инструк­цией к действию. А через несколько дней рискните заглянуть на пару минут к соседям, и если эксперимент пройдет более или менее успешно, дайте ребенку понять, что вы потря­сены его подвигом. Причем непременно под­черкивайте, что он оставался один ОЧЕНЬ ДОЛГО. Тем более, что по сути дела вы не покривите душой — для него минуты, впер­вые проведенные дома в полном одиночестве, и вправду покажутся вечностью.


Наши рекомендации