Физическая культура и здоровье
УЧЕБНАЯПРОГРАММА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С БЕЛОРУССКИМ И РУССКИМ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
I—XIклассы
Утверждено
Министерством образования Республики Беларусь
МИНСК
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ 2008
УДК 373.121.414:796+37.037.1 ББК 74.267.5 У91
ISBN 978-985-465-394-5 © Министерство образования
Республики Беларусь, 2008 © Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 2008
ISBN 978-985-465-394-5 © Министерство образования
Республики Беларусь, 2008 © Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 2008
I-IV КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» решает задачи общего физкультурного образования, разностроннего физического, интеллектуального, духовно-нравственного развития и оздоровления учащихся, имеет общеинтеллектуальное, культурологическое, воспитательное, прикладное и оздоровительное значение.
Цельюизучения предмета «Физическая культура и здоровье» в I—IV классах является формирование с учетом возрастных особенностей физической культуры личности и оздоровление учащихся.
Цель предмета достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих и прикладных задач.
Образовательные задачи:
■ овладение доступными в младшем школьном возрасте физкультурными знаниями;
■ обучение двигательным умениям и навыкам, способам физкультурной деятельности;
■ обучение применению изученных физкультурных знаний,двигательных умений и навыков, способов деятельности.
Воспитательные задачи:
■ содействие становлению и развитию потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
активности;
■ формирование отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
■ воспитание положительных черт характера, таких как дисциплинированность, исполнительность, доброжелательность, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость.
Оздоровительные задачи:
■ укрепление здоровья учащихся;
■ формирование и поддержание правильной осанки;
■ профилактика и исправление плоскостопия;
■ профилактика заболеваний, стрессовых состояний;
■ содействие разностороннему физическому развитию;
■ поддержание умственной работоспособности;
■ овладение навыками, необходимыми для формирования здорового образа жизни средствами физической культуры.
Развивающие задачи:
■ развитие координационных способностей;
■ разностороннее развитие кондиционных способностей;
■ содействие гармоничному физическому, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Прикладные задачи:
■ обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
■ формирование представлений, знаний, умений и навыков безопасного поведения во время организованных и самостоятельных игр и физкультурных занятий в экологически неблагоприятных условиях (для проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).
Учебный материал программы распределен по следующим разделам:
■ введение в школьную жизнь (только в I классе);
■ знания;
■ умения, навыки, способы деятельности;
■ развитие двигательных способностей.
Содержание уроков раздела «Введение в школьную жизнь» заполняется преимущественно игровой деятельностью, привычной для детей, нацеленной на решение образовательных и воспитательных задач.
Темы раздела «Знания» в I и II классах планируются к освоению на уроках физической культуры и здоровья в течение учебного года в форме непродолжительных (до 3—5 мин) рассказов, бесед, тематика которых связана с задачами конкретного урока. В III и IV классах допускается планировать и проводить теоретические уроки физической культуры.
Раздел «Умения, навыки, способы деятельности» включает в себя строевые упражнения, физические упражнения, составляющие содержание «школы движений»: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии, простейшие акробатические упражнения, танцевальные движения, передвижение на лыжах, плавание.
Содержание раздела «Развитие двигательных способностей» включает в себя подвижные игры и игровые задания, тестовые упражнения и критерии определения уровня развития двигательных способностей учащихся, примерный перечень домашних заданий и рекомендации по недельному двигательному режиму школьников. При использовании на уроках подвижных игр и игровых заданий решаются следующие задачи:
■ закрепление и совершенствование сформированных двигательных умений, навыков и изученных способов деятельности;
■ развитие координационных способностей: точное воспроизведение пространственных, временных и силовых характеристик движений, сохранение равновесия, быстрое и своевременное реагирование на изменяющиеся ситуации,согласованность одновременных и последовательных движений различными частями тела, воспроизведение ритма движения, согласованность своих движений с движениями партнеров;
■ развитие кондиционных способностей: скоростных, силовых, скоростно-силовых, общей выносливости и гибкости.
Тестовые упражнения используются учителем исключительно для мотивации учебной деятельности, индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса. Учащиеся I класса выполняют тестовые упражнения один раз в учебном году — в мае. Учащиеся II—IV классов тестируются два раза в течение учебного года — в сентябре и мае. Уровень развития двигательных способностей учащихся III и IV классов не учитывается при выставлении итоговой отметки за учебную четверть и учебный год.
Содержание учебной программы рассчитано на учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры, занимаются отдельно от уроков физической культуры по специальным программам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Учащиеся, освобожденные медицинским работником от двигательной активности на уроках физической культуры, присутствуют на них и выполняют не противопоказанные индивидуальные задания под контролем учителя.
В целях эффективного решения задач физического воспитания учащихся начальных классов содержание уроков физической культуры должно быть тесно взаимосвязано с двигательной активностью школьников в режиме учебного и продленного дня, с участием школьников во внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Для повышения оздоровительного эффекта учебного предмета «Физическая культура и здоровье» рекомендуется чаще проводить занятия с детьми на открытых пришкольных площадках.
I КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Разделы, темы учебного материала | Количество часов |
Введение в школьную жизнь Знания Основы безопасности занятий Гигиенические знания Здоровый образ жизни Самостоятельные занятия физическими упражнениями Олимпийский путеводитель Умения, навыки, способы деятельности Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Ходьба Бег Прыжки Метание Лазание Акробатические упражнения Упражнения в равновесии Танцевальные движения Передвижение на лыжах1 Плавание2 Развитие двигательных способностей8 Подвижные игры и игровые задания Тестирование4 Примерные домашние задания Примерные рекомендации по недельному двигательному режиму | 0,5 0,5 до 16 ч + + + + |
ВСЕГО |
1 При бесснежной зиме заменяется учебным материалом других тем.
2 При наличии условий для обучения плаванию, в объеме до 16 ч
за счет раздела «Умения, навыки, способы деятельности».
3 Время, отводимое на каждом уроке на развитие двигательных
способностей учащихся, входит в расчет часов соответствующей темы
раздела «Умения, навыки и способы деятельности».
4 Планируется на последние две недели учебного года.
ЗНАНИЯ
Основы безопасности занятий.Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой (в спортивном зале, на спортивной площадке, лыжне, в бассейне). Правила безопасного передвижения по тротуарам и перекресткам к местам занятий. Правила поведения во дворах, на игровых площадках, школьных спортивных площадках во внеучебное время. Меры предупреждения опасности на воде, в парке, во дворе, дома.
Гигиенические знания.Требования к одежде на занятиях в различных условиях. Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы.
Здоровый образ жизни.Режим дня учащегося I класса. Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня для здоровья, хорошего настроения, учебы, отдыха.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.Правила выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики. Правила выполнения упражнений для правильной осанки. Правила трех подвижных игр, в том числе не менее одной белорусской народной игры.
Олимпийский путеводитель.Путешествие в древнюю Олимпию: Олимпийские игры древности; истоки и мифы олимпиад; священный мир; программа и участники Олимпийских игр древности; идеал Олимпиады; последние Олимпийские игры древности; путь к покорению своей олимпийской вершины.
Строевые команды
Игры для подготовки к строю: « Кто быстрее соберется», «Кто быстрее станет в строй», «Построй круг», «Построй колонну», «Путешествие на корабле», «Река и ров», «У ребят порядок строгий», «Мяч среднему». Игры-расчеты: «Елочки—
1 В раздел включены игры и игровые задания, круг которых может быть расширен учителем.
березки» «Розы—тюльпаны», «Ландыши—хризантемы», «Рыбки—крабики».
Игры для внимания: «Fyci ляцяць», «Фпуры», «Лес, балота, возера», «Нос, нос, нос, лоб», «Класс, смирно!», «День и ночь», «Товарищ капитан», «Делай, как я», «Запрещенное движение».
Общеразвивающие упражнения
Игровые задания: «Будь внимательным», «Затейники», «Сделай фигуру», «Зеркало».
Игры для совершенствования координации движений:
«Барада», «Браднш», «Грушка», «Малако», «Пасадка бульбы», «Змяя», «Калш-бам-ба», «Метка», «Вяроука-змейка», «Не сыдз1 з цурга», «Золата», «Сбор урожая», «Двенадцать палочек», «Салки в парах», «Успей взять», «Проворные мотальщики».
Бег
Игровые задания: «Ключи», «Кто быстрее», «Отдай ленту», «Быстро возьми и положи», «Перемени предмет».
Игры: «Вартаушк», «Вожык i мышы», «ЖмуркЬ>, «1ванка», «Кацянятга-дзяцянятга», «ЛнжЬ>, «Лянок», «Лясь, лясь, уцякай», «Мароз», «Пастух i воук», «Проса», «Пярсцёнак», «У Мазая», «Заплящся, пляцень», «Зайка-маладзш», «Шэры кот», «Купец», «Гарлачык», «Блш гарыць», «Дзядуля-ражок», «Фарбы», «Хворы верабей», «Гарачае месца», «Свабоднае месца», «Паляванне на лисау», «Фпуры», «Мурашачка», «Гуж», «Шавец», «Догони свою пару», «Два Мороза», «Совушка», «Кто быстрее докатит обруч», «Не замочи ноги», «Успей догнать», «Скворечник», «Найди пару», «Поезд», «Бездомный заяц», «Маяк», «Конники-спортсмены», «Гуси-лебеди», «Пустое место».
Прыжки
Игровые задания: «Пингвины с мячом», «Спрыгни и повернись», «Не наступи».
Игры: «Дакратся да яблыка», «Конпа», «MixaciK», «Макь макав1чкЬ>, «В1люшкЬ>, «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лягушка и цапля», «Воробьи и кошки», «Удочка», «Поймай комара», «С кочки на кочку», «Не попадись», «Салки» (с прыжками на одной ноге).
Метание
Игровые задания: «Передал — садись», «Мяч в корзину», «Успей поймать», «Кого назвали — тот ловит», «Кто дальше».
Игры: «Охотники и зайцы», «Подвижная цель», «Сбей мяч», «Передай мяч», «Кто самый меткий», «Успей поймать», «Мяч водящему», «Догони мяч», «Мишень-качалка», «Кто дальше бросит».
Лазание
Игровые задания: «С мячом под дугой», «Переползи — не урони», «Кто быстрее к флажку», «Котята и щенята».
Игры: «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные», «Медведи и пчелы».
Упражнения в равновесии
Игровые задания: «Разойдись — не упади», «Канатоходец», «Кто дольше не уронит», «Ловкий шофер».
Игры: «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку», «Совушка», «Переправа».
Передвижение на лыжах
Игровые задания: «Шире шаг», «Кто самый быстрый».
Игры: «К своим флажкам», «Встречная эстафета».
Тестирование.Соревновательное задание на лучшее выполнение тестового упражнения «Выполняй без ошибок».
Тестирование
Прыжок в длину с места толчком двух ног, наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег 4x9 м, вис на согнутых руках (м), поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 с, бег 30 м с высокого старта, 6-минутный бег или бег 500 м (д), 800 м (м).
Шкала оценки уровня развития двигательных способностей девочек I класса
Уровень и оценка результатов | ||||||||||||||||||
Название | Ниже | Выше | ||||||||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||||||||||||||
среднего | среднего | |||||||||||||||||
1. Прыжок | 94 и | 130и | ||||||||||||||||
вдлину с | менее | более | ||||||||||||||||
места (см) | ||||||||||||||||||
2. Челночный | 14.7и | 14.6 | 14.0 | 13.6 | 13.3 | 13.1 | 12.8 | 12.5 | 12.2 | 11.8и | ||||||||
бег 4x9 м (с) | более | менее | ||||||||||||||||
Уровень и оценка результатов | ||||||||||||||||||
Название | Ниже | Выше | ||||||||||||||||
Низкий | Средне | Высокий | ||||||||||||||||
теста | среднего | среднего | ||||||||||||||||
3. Поднима- | 10 и | 22 и | ||||||||||||||||
ние тулови- | менее | более | ||||||||||||||||
ща из поло- | ||||||||||||||||||
жения лежа | ||||||||||||||||||
на спине (за | ||||||||||||||||||
30 с) (раз) | ||||||||||||||||||
4. Наклон | -3 и | -2 | -1 | 6 и | ||||||||||||||
вперед (см) | менее | более | ||||||||||||||||
5. Бег 30 м | 7.8 и | 7.7 | 7.4 | 6.9 | 6.8 | 6.7 | 6.6 | 6.4 | 6.3 | 6.1 и | ||||||||
(с) | более | менее | ||||||||||||||||
6. Шестими- | 650 и | |||||||||||||||||
нутный бег | менее | и бо- | ||||||||||||||||
(м) | ||||||||||||||||||
или | лее | |||||||||||||||||
бег 500 м | 4.11и | 4.10 | 3.50 | 3.40 | 3.30 | 3.20 | 3.10 | 3.00 | 2.50 | 2.30 и | ||||||||
(мин, с) | более | менее | ||||||||||||||||
II КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Разделы, темы учебного материала | Количество часов |
Знания Основы безопасности занятий Гигиенические знания Здоровый образ жизни Самостоятельные занятия физическими упражнениями Олимпийский путеводитель Умения, навыки, способы деятельности Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Ходьба Бег Прыжки Метание Лазание Акробатические упражнения Упражнения в равновесии Танцевальные движения Передвижение на лыжах1 Плавание2 Развитие двигательных способностей8 Подвижные игры и игровые задания Тестирование Примерные домашние задания Примерные рекомендации по недельному двигательному режиму | 0,5 0,5 до 16 ч + + + + |
ВСЕГО |
1 При бесснежной зиме заменяется учебным материалом других
тем.
2 При наличии условий для обучения плаванию, в объеме до 16 ч
за счет раздела «Умения, навыки, способы деятельности».
3 Время, отводимое на каждом уроке на развитие двигательных
способностей учащихся, входит в расчет часов соответствующей темы
раздела «Умения, навыки и способы деятельности».
ЗНАНИЯ
Основы безопасности занятий.Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой. Правила безопасного поведения во время игр во дворе и на природе. Правила поведения при несчастных случаях. Правила поведения учащихся на воде.
Гигиенические знания.Требования к одежде на занятиях по физическому воспитанию на воздухе в различное время года. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений. Правила проведения водных процедур, приема воздушных и солнечных ванн.
Здоровый образ жизни.Правила здорового образа жизни второклассника. Положительное влияние здорового образа жизни на здоровье, настроение, успехи в учебе.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.Правила выполнения челночного бега, подтягиваний в висе, наклонов вперед из положения сидя, поднимания и опускания туловища из положения лежа на спине, бега на 30 м, 6-минутного бега. Правила выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики и физкультурных минуток.
Олимпийский путеводитель.Пьер де Кубертен — основатель современного олимпийского движения. Первые Олимпийские игры современности. Олимпийская Хартия. Олимпийская символика: олимпийские кольца, огонь, флаг, гимн, девиз. Олимпийская клятва, эмблема, талисманы. Олимпийские медали и дипломы, пьедестал почета. Церемонии открытия и закрытия Олимпийский игр.
Ходьба
Игровые задания: «По тропинке», «Кто как ходит», «Карлики и великаны».
Игры: «Кто тише пройдет», «Наступление», «Кто лишний».
Бег
Игровые задания: «Быстро возьми — быстро положи», «Занимай свои места», «Перемени предмет».
Игры: «Бег за флажками», «Коршун и наседка», «Посадка картофеля», «Мы — веселые ребята», «Конники-спортсмены».
Прыжки
Игровые задания: «Скакуны», «Челнок», «Перепрыгни через ручеек», «Кузнечики».
Игры: «Парашютисты», «Попрыгунчики-воробышки», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Удочка прыжковая», «Зайцы в огороде».
Метание
Игровые задания: «Лови мяч», «Мяч через веревочку», «Целься без промаха», «Передал — садись».
Игры: «Погрузка арбузов», «Гонка мячей», «Меткий снайпер», «По мишеням».
Лазание
Игровые задания: «С мячом под дугой», «Переползи — не урони», «Кто быстрее к флажку», «Котята и щенята». Игры: «Перелет птиц», «Пожарные», «Медведи и пчелы».
Упражнения для формирования правильной осанки Игровые задания: «Стройные березки», «Журавлики», «Перенеси на голове», «Балерина», «Кто как ходит», «Стоп».
Передвижение на лыжах
Игры: «Лыжные рельсы», «Лыжный поезд», «Оленьи упряжки», «Кто самый быстрый», «Смелее с горки».
Плавание
Игровые задания: «Салки на воде», «Аист», «Лягушата», «Жучок-паучок», «Насос».
Игры: «Невод», «Карасики и щука», «Поезд в туннеле», «Карусель», «Волны и море», «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени».
Тестирование.Соревновательное задание на лучшее выполнение тестового упражнения «Выполняй без ошибок».
Тестирование
Прыжок в длину с места толчком двух ног, наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег 4x9 м, вис на согнутых руках (м), поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 с, бег 30 м с высокого старта, 6-минутный бег или бег 800 м (д), 1000 м (м).
Шкала оценки уровня развития двигательных способностей девочек II класса
Уровень и оценка результатов | ||||||||||||||||||||
Название | Ниже | Rt*ttttp | ||||||||||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||||||||||||||||
среднего | среднего | |||||||||||||||||||
1. Прыжок | 100и | 142 и | ||||||||||||||||||
вдлину | менее | более | ||||||||||||||||||
с места (см) | ||||||||||||||||||||
2. Челночный | 13.9и | 13.6 | 13.1 | 12.9 | 12.6 | 12.4 | 12.2 | 12.0 | 11.8 | 11.4и | ||||||||||
бег 4x9 м (с) | более | менее | ||||||||||||||||||
Уровень и оценка результатов | ||||||||||||||||||||
Название | Ниже | Выше | ||||||||||||||||||
ФОРФЯ | Низкий | Средне | Высокий | |||||||||||||||||
1 tJUld | среднего | среднего | ||||||||||||||||||
3. Поднимание | 10 и | 24 и | ||||||||||||||||||
туловища из | менее | более | ||||||||||||||||||
положения ле- | ||||||||||||||||||||
жа на спине | ||||||||||||||||||||
(за 30 с) (раз) | ||||||||||||||||||||
4. Наклон | -5 и | -3 | 12 и | |||||||||||||||||
вперед (см) | менее | более | ||||||||||||||||||
5. Бег 30 м | 7.6 и | 7.4 | 7.1 | 6.9 | 6.7 | 6.6 | 6.4 | 6.3 | 6.1 | 6.0 и | ||||||||||
(с) | более | менее | ||||||||||||||||||
6. Шестими- | 700 и | |||||||||||||||||||
нутный бег | менее | и бо- | ||||||||||||||||||
(м) | лее | |||||||||||||||||||
или | ||||||||||||||||||||
бег 800м | 6.41и | 6.40 | 6.00 | 5.30 | 5.10 | 4.50 | 4.40 | 4.30 | 4.20 | 4.00и | ||||||||||
(мин, с) | более | менее | ||||||||||||||||||
III КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Разделы, темы учебного материала | Количество часов |
Знания | |
Основы безопасности занятий | |
Гигиенические знания | |
Здоровый образ жизни | |
Самостоятельные занятия физическими | 0,5 |
упражнениями и самоконтроль | |
Олимпийский путеводитель | 0,5 |
Умения, навыки, способы деятельности | |
Строевые упражнения | |
Общеразвивающие упражнения | |
Ходьба | |
Бег | |
Прыжки | |
Разделы, темы учебного материала | Количество часов |
Метание Лазание Акробатические упражнения Упражнения в равновесии Танцевальные движения Передвижение на лыжах1 Плавание2 Развитие двигательных способностей8 Подвижные игры и игровые задания Тестирование Примерные домашние задания Примерные рекомендации по недельному двигательному режиму | до 24 ч + + + + |
ВСЕГО |
ЗНАНИЯ
Основы безопасности занятий.Правила безопасного поведения в местах занятий физической культурой. Правила избегания воздействия последствий аварии на ЧАЭС и других неблагоприятных экологических факторов местного значения.
Гигиенические знания.Требования к одежде и обуви в различные времена года. Переохлаждение и меры его предупреждения. Значение и правила закаливания в различное время года для укрепления здоровья. Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье, умственную работоспособность, двигательные способности ученика. Значение правильного дыхания при выполнении физических упражнений.
Здоровый образ жизни.Положительное влияние здорового, физически активного образа жизни на здоровье, настроение,
1 При бесснежной зиме заменяется учебным материалом других
тем.
2 При наличии условий для обучения плаванию, в объеме 10 ч
вариативного компонента и до 14 ч за счет раздела «Умения, навыки,
способы деятельности».
3 Время, отводимое на каждом уроке на развитие двигательных
способностей учащихся, входит в расчет часов соответствующей темы
раздела «Умения, навыки и способы деятельности».учебу третьеклассника. Вредные привычки и их влияние на здоровье школьника. Правила здорового образа жизни третьеклассника. Двигательный режим третьеклассника в различные времена года.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями и самоконтроль.Правила выполнения упражнений для повышения умственной работоспособности при подготовке домашних заданий. Упражнения для формирования правильной осанки при выполнении домашних заданий. Понятие двигательных способностей человека: силовых, скоростных, скоростно-силовых, ловкости, гибкости, выносливости. Использование тестовых упражнений для самооценки уровня развития двигательных способностей. Правила проведения четырех подвижных игр.
Олимпийский путеводитель.Современные Олимпийские игры. Страны и города, в которых они проводились. Страны — участницы игр и виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр. Зимние Олимпийские игры. Победители и призеры Олимпийских игр.
Строевые упражнения
Игровые задания: «Быстро в круг», «Слушай команду», «Музыкальная затейка».
Игры: «Точный поворот», «Запомни свой цвет», «Плетень», «Шишки, жолуди, орехи», «Перемена мест».
Общеразвивающие упражнения
Игры: «Карусель», «Запрещенное движение», «Два лагеря», «Орешек», «Светофор», «Фигуры».
Ходьба
Игровые задания: «Занимай свои места», «Через кочки и пенечки».
Игры: «Следопыты», «Салки», «Вьюны».
Бег
Игровые задания: «Попробуй догони», «Бег тройками», «Поезд».
Игры: «Посадка овощей», «День—ночь», «Команда быстроногих», «Птицы в гнездах», «Круговая эстафета».
Прыжки
Игровые задания: «Прыжки по полоскам», «Кто выше», «С кочки на кочку».
Игры: «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Салки на одной ноге», «Салки в приседе», «Эстафеты с прыжками».
Метание
Игровые задания: «Попробуй отбери!», «Передал — садись», «Переброска мячей».
Игры: «Мяч капитану», «Гонка мячей по кругу», «Эстафета с мячом», «Земля, вода, воздух».
Передвижение на лыжах
Игры: «Пятнашки простые», «Кто дальше», «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «За мной!»; эстафета без палок.
Тестирование.Соревновательное задание на лучшее выполнение тестового упражнения «Выполняй без ошибок».
Тестирование
Прыжок в длину с места толчком двух ног, наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег 4x9 м, вис на согнутых руках, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 с, бег 30 м с высокого старта, 6-минутный бег или бег 800 м (д) и 1000 м (м).
Шкала оценки уровня развития двигательных способностей девочек III класса
Уровень и оценка результатов | ||||||||||
Название | Ниже | Выттте | ||||||||
ГТ1О/>ГТ1О | Низкий | Средний | Высокий | |||||||
1 fcj^ld | среднего | среднего | ||||||||
1. Прыжок | 114 и | 154 и | ||||||||
в длину | менее | более | ||||||||
с места (см) | ||||||||||
2. Челночный | 13.3 и | 13.2 | 12.7 | 12.4 | 12.2 | 12.0 | 11.9 | 11.6 | 11.4 | 11.1 и |
бег 4x9 м (с) | более | менее | ||||||||
3. Поднима- | 13 и | 24 и | ||||||||
ние туловища | менее | более | ||||||||
из положения | ||||||||||
лежа на спи- | ||||||||||
не (за 30 с) | ||||||||||
(раз) | ||||||||||
4. Наклон | -4 и | -3 | 12 и | |||||||
вперед (см) | менее | более | ||||||||
5. Бег 30 м | 7.3 и | 7.2 | 6.9 | 6.6 | 6.5 | 6.3 | 6.2 | 6.1 | 5.9 | 5.8 и |
(с) | более | менее | ||||||||
6. Шестими- | 770 и | |||||||||
нутный бег | менее | и бо- | ||||||||
(м) | лее | |||||||||
или | ||||||||||
бег 800 м | 6.11 и | 6.10 | 5.20 | 5.00 | 4.50 | 4.40 | 4.30 | 4.20 | 4.00 | 3.50 и |
(мин, с) | более | менее |
IV КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Разделы, темы учебного материала | Количество часов |
Знания Основы безопасности занятий Гигиенические знания Здоровый образ жизни | 1 1 |
Разделы, темы учебного материала | Количество часов |
Самостоятельные занятия физическими упражнениями и самоконтроль Олимпийский путеводитель Умения, навыки, способы деятельности Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Ходьба Бег Прыжки Метание Лазание Акробатические упражнения Упражнения в равновесии Танцевальных движения Передвижение на лыжах1 Плавание2 Развитие двигательных способностей8 Подвижные игры и игровые задания Тестирование Примерные дом Наши рекомендации
|