Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, заболеваний, вызываемых гемофилами, легионеллёзов

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Микроскопия мазков из культуры коринебактерий дифтерии, окрашенных по Нейссеру и Леффлеру.

2. Посев тампоном слизи из зева на среду Ру.

3. Микроскопия мазков из культур бордетелл, окрашенных по Граму.

Посев тампоном слизи из зева на среду Ру.

  1. Материал отбирают стерильными ватными тампонами, сухими или смоченными (до стерилизации!) 5% раствором глицерина.
  2. При заборе материала (берется только фибринозная пленка) при этом стараются не касаться ротовой полости и глотки.
  3. Делается засев тампоном на среду Ру.
  4. Пробирки с посевами помещают в термостат.

Если материал нужно транспортировать, тампоны помещают в специальный раствор, предохраняющий их от охлаждения и высыхания. Материал должен быть посеян не позднее 2-4 ч после взятия.

Занятие № 26

СПИРОХЕТЫ. Бартонеллы. Ориенции. Эрлихи. РИККЕТСИИ. ХЛАМИДИИ. МИКОПЛАЗМЫ

Микробиологическая диагностика сифилиса, лептоспироза, боррелиозов, риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Микроскопия мазков из культуры лептоспир, окрашенных по Романовскому-Гимзе.

2. Микроскопия клеток, поражённых хламидиями.

3. Микроскопия мазков из вакцины ЖКСВ.

Занятие № 27

ПАТОГЕННЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ГРИБЫ И ПРОСТЕЙШИЕ

Микробиологическая диагностика микозов и инвазий

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Приготовление мазков из культуры кандид, окраска водным фуксином (см. Занятие №1) и микроскопия препарата.

2. Приготовление мазков из культуры плесневого грибка (см. Занятие №1) и микроскопия препарата.

Вирусология

Занятие № 29

ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ

Методы вирусологических исследований

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Знать строение куриных эмбрионов, а также схему их заражения вируссодержащим материалом.

2. Повторение постановки и учета реакции титрования комплемента (см. Занятие №12).

Занятие № 30

ОРТОМИКСОВИРУСЫ. ПАРАМИКСОВИРУСЫ. КОРОНАВИРУСЫ. ВИРУС КРАСНУХИ

Вирусологическая диагностика гриппа, парагриппа, эпидемического паротита, кори, краснухи

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Повторение постановки и учета пластинчатой реакции агглютинации (РА) на стекле (см. Занятие №13).

2. Повторение постановки и учета объемной реакции агглютинации (см. Занятие №14).

Занятие № 31

РЕТРОВИРУСЫ

Вирусологическая диагностика ВИЧ-инфекции (СПИДа)

Практический навык, осваиваемый студентами на занятии:

1. Повторение алгоритма постановки иммуноферментного анализа (см. Занятие №17).

Занятие № 32

ПИКОРНАВИРУСЫ

Вирусологическая диагностика полиомиелита, острого заразного насморка

Практический навык, осваиваемый студентами на занятии:

1. Микроскопия интактных и пораженных вирусом полиомиелита однослойных клеточных культур.

Микроскопия интактных и пораженных вирусом полиомиелита однослойных клеточных культур.

Исследуют культуру ткани, выращенную в пробирках и зараженную исследуемым материалом, содержащим вирус полиомиелита. Репродуцирующийся в клетках вирус вызывает дегенарацию клеток (результат цитопатического действия вируса).

Дегенерация клеточного монослоя определяется при микроскопировании (на малом увеличении, используя объектив 4Х). Пробирку с культурой клеток помещают на специальную подставку, затем – на предметный столик микроскопа. Степень дегенерации монослоя обозначают:

+ или + при незначительном количестве пораженных вирусом клеток,

++ при деганеративном поражении 50% клеток,

+++ при 75% пораженных кдеток,

++++ при полном разрушении монослоя.

Занятие № 33

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА АРБО- И РОБОВИРУСОВ. РАБДОВИРУСЫ. РЕОВИРУСЫ

Вирусологическая диагностика клещевого энцефалита, ротавирусных гастроэнтеритов, бешенства

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Микроскопия срезов мозга с тельцами Бабеша-Негри.

2. Повторение постановки и учета реакции преципитации по Асколи (см. Занятие №15).

Занятие № 34

ДНК-ГЕНОМНЫЕ ВИРУСЫ

Вирусологическая диагностика заболеваний, вызываемых ВПГ, ветряной оспы, инфекционного мононуклеоза, аденовирусных инфекций

Практический навык, осваиваемый студентами на занятии:

1. Повторение постановки и учета основного опыта реакции связывания комплемента (РСК) (см. Занятие №16).

Занятие № 35

Наши рекомендации