Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, заболеваний, вызываемых гемофилами, легионеллёзов
Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:
1. Микроскопия мазков из культуры коринебактерий дифтерии, окрашенных по Нейссеру и Леффлеру.
2. Посев тампоном слизи из зева на среду Ру.
3. Микроскопия мазков из культур бордетелл, окрашенных по Граму.
Посев тампоном слизи из зева на среду Ру.
- Материал отбирают стерильными ватными тампонами, сухими или смоченными (до стерилизации!) 5% раствором глицерина.
- При заборе материала (берется только фибринозная пленка) при этом стараются не касаться ротовой полости и глотки.
- Делается засев тампоном на среду Ру.
- Пробирки с посевами помещают в термостат.
Если материал нужно транспортировать, тампоны помещают в специальный раствор, предохраняющий их от охлаждения и высыхания. Материал должен быть посеян не позднее 2-4 ч после взятия.
Занятие № 26
СПИРОХЕТЫ. Бартонеллы. Ориенции. Эрлихи. РИККЕТСИИ. ХЛАМИДИИ. МИКОПЛАЗМЫ
Микробиологическая диагностика сифилиса, лептоспироза, боррелиозов, риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов
Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:
1. Микроскопия мазков из культуры лептоспир, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
2. Микроскопия клеток, поражённых хламидиями.
3. Микроскопия мазков из вакцины ЖКСВ.
Занятие № 27
ПАТОГЕННЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ГРИБЫ И ПРОСТЕЙШИЕ
Микробиологическая диагностика микозов и инвазий
Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:
1. Приготовление мазков из культуры кандид, окраска водным фуксином (см. Занятие №1) и микроскопия препарата.
2. Приготовление мазков из культуры плесневого грибка (см. Занятие №1) и микроскопия препарата.
Вирусология
Занятие № 29
ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ
Методы вирусологических исследований
Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:
1. Знать строение куриных эмбрионов, а также схему их заражения вируссодержащим материалом.
2. Повторение постановки и учета реакции титрования комплемента (см. Занятие №12).
Занятие № 30
ОРТОМИКСОВИРУСЫ. ПАРАМИКСОВИРУСЫ. КОРОНАВИРУСЫ. ВИРУС КРАСНУХИ
Вирусологическая диагностика гриппа, парагриппа, эпидемического паротита, кори, краснухи
Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:
1. Повторение постановки и учета пластинчатой реакции агглютинации (РА) на стекле (см. Занятие №13).
2. Повторение постановки и учета объемной реакции агглютинации (см. Занятие №14).
Занятие № 31
РЕТРОВИРУСЫ
Вирусологическая диагностика ВИЧ-инфекции (СПИДа)
Практический навык, осваиваемый студентами на занятии:
1. Повторение алгоритма постановки иммуноферментного анализа (см. Занятие №17).
Занятие № 32
ПИКОРНАВИРУСЫ
Вирусологическая диагностика полиомиелита, острого заразного насморка
Практический навык, осваиваемый студентами на занятии:
1. Микроскопия интактных и пораженных вирусом полиомиелита однослойных клеточных культур.
Микроскопия интактных и пораженных вирусом полиомиелита однослойных клеточных культур.
Исследуют культуру ткани, выращенную в пробирках и зараженную исследуемым материалом, содержащим вирус полиомиелита. Репродуцирующийся в клетках вирус вызывает дегенарацию клеток (результат цитопатического действия вируса).
Дегенерация клеточного монослоя определяется при микроскопировании (на малом увеличении, используя объектив 4Х). Пробирку с культурой клеток помещают на специальную подставку, затем – на предметный столик микроскопа. Степень дегенерации монослоя обозначают:
+ или + при незначительном количестве пораженных вирусом клеток,
++ при деганеративном поражении 50% клеток,
+++ при 75% пораженных кдеток,
++++ при полном разрушении монослоя.
Занятие № 33
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА АРБО- И РОБОВИРУСОВ. РАБДОВИРУСЫ. РЕОВИРУСЫ
Вирусологическая диагностика клещевого энцефалита, ротавирусных гастроэнтеритов, бешенства
Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:
1. Микроскопия срезов мозга с тельцами Бабеша-Негри.
2. Повторение постановки и учета реакции преципитации по Асколи (см. Занятие №15).
Занятие № 34
ДНК-ГЕНОМНЫЕ ВИРУСЫ
Вирусологическая диагностика заболеваний, вызываемых ВПГ, ветряной оспы, инфекционного мононуклеоза, аденовирусных инфекций
Практический навык, осваиваемый студентами на занятии:
1. Повторение постановки и учета основного опыта реакции связывания комплемента (РСК) (см. Занятие №16).
Занятие № 35