Иерархия этнических систем в этногенетической парадигме Л.Н. Гумилёва.
Концепция этноса в этногенетической парадигме Л.Н. Гумилева и в
Традиционной этнографии, и их различия.
Традиционная этнографияЭтнология Гумилёва
культурно-социальный подход биосоциальный подход
1. Этнос – одна из социальных форм Этнос - природная общность,
объединения людей несводимая ни к каким другим типам
объединения людей
2.Рассмотрение этноса как объекта Рассмотрение этноса как процесса
(этнос динамичен: сегодня он один, а завтра другой)
3.Системые связи между признаками Системные связи между объектами (людьми)
(«мы такие-то, а все прочие другие (не мы)»)
Иерархия этнических систем в этногенетической парадигме Л.Н. Гумилёва.
Гумилев выделил следующие уровни этнических иерархий:
Суперэтнос (цивилизации, культуры)
Этнос
Субэтнос
Консорция → конвикция
Этнос – это устойчивый естественно сложившейся коллектив людей, противопоставляющих себя всем другим подобным коллективам, отличающейся своеобразным стереотипом поведения, который закрепляется в историческом типе.
Этническая система более низкого порядка. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос – это этническая система внутри этноса, выделяющаяся особым стереотипом поведения. Их численность обеспечивает устойчивость этноса. Субэтносы могут проявляться как конфессиональные группы (старообрядцы), сословия (казаки), территориальные группы (кержаки).
Суперэтнос – это мозаичная система этносов, которая возникла в результате пассионарного толчка в одном регионе и связана общностью исторической судьбы.
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни.
На постсоветском пространстве имеются 7 суперэтносов:
1) Российский суперэтнос
- русские, украинцы (без галичан), белорусы
- православные финно-угры, тюрки, представители народов севера, осетины и тд
2) Мусульманский суперэтнос
- кавказские этносы
- тюрки
3) Степной
- казахи, буряты, калмыки и т.д.
4) Византийский
- греки
- сербы, болгары и т.д.
- армяне
- грузины
5) Западноевропейский
- немцы
- прибалтийцы
- поляки
6) Циркумполярный
- народы вечной мерзлоты
7) Еврейский
Консорция – комплементарное объединение людей, которые связаны общей целью и исторической судьбой.
Конвиксия – группа людей объединённых характерным бытом и общим местом обитания.
Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения. Консорция, в ходе процессов этногенеза, может перерасти в более высокие этнические таксоны: субэтнос, этнос, суперэтнос. Процесс образования консорций особенно активен в фазе подъема после пассионарного толчка. Большинство же консорционных объединений распадаются ещё при жизни их основателей, или переходят в состояние конвиксий.
Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Концепция этноса в этногенетической парадигме Л.Н. Гумилева и в
Традиционной этнографии, и их различия.
Традиционная этнографияЭтнология Гумилёва
культурно-социальный подход биосоциальный подход
1. Этнос – одна из социальных форм Этнос - природная общность,
объединения людей несводимая ни к каким другим типам
объединения людей
2.Рассмотрение этноса как объекта Рассмотрение этноса как процесса
(этнос динамичен: сегодня он один, а завтра другой)
3.Системые связи между признаками Системные связи между объектами (людьми)
(«мы такие-то, а все прочие другие (не мы)»)
Иерархия этнических систем в этногенетической парадигме Л.Н. Гумилёва.
Гумилев выделил следующие уровни этнических иерархий:
Суперэтнос (цивилизации, культуры)
Этнос
Субэтнос
Консорция → конвикция
Этнос – это устойчивый естественно сложившейся коллектив людей, противопоставляющих себя всем другим подобным коллективам, отличающейся своеобразным стереотипом поведения, который закрепляется в историческом типе.
Этническая система более низкого порядка. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос – это этническая система внутри этноса, выделяющаяся особым стереотипом поведения. Их численность обеспечивает устойчивость этноса. Субэтносы могут проявляться как конфессиональные группы (старообрядцы), сословия (казаки), территориальные группы (кержаки).
Суперэтнос – это мозаичная система этносов, которая возникла в результате пассионарного толчка в одном регионе и связана общностью исторической судьбы.
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни.
На постсоветском пространстве имеются 7 суперэтносов:
1) Российский суперэтнос
- русские, украинцы (без галичан), белорусы
- православные финно-угры, тюрки, представители народов севера, осетины и тд
2) Мусульманский суперэтнос
- кавказские этносы
- тюрки
3) Степной
- казахи, буряты, калмыки и т.д.
4) Византийский
- греки
- сербы, болгары и т.д.
- армяне
- грузины
5) Западноевропейский
- немцы
- прибалтийцы
- поляки
6) Циркумполярный
- народы вечной мерзлоты
7) Еврейский
Консорция – комплементарное объединение людей, которые связаны общей целью и исторической судьбой.
Конвиксия – группа людей объединённых характерным бытом и общим местом обитания.
Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения. Консорция, в ходе процессов этногенеза, может перерасти в более высокие этнические таксоны: субэтнос, этнос, суперэтнос. Процесс образования консорций особенно активен в фазе подъема после пассионарного толчка. Большинство же консорционных объединений распадаются ещё при жизни их основателей, или переходят в состояние конвиксий.
Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.