Технология предоставления основных библиотечных услуг различным читательским группам и контингентам
— Эволюция представлений о задачах и целях так называемого «массового библиотечного обслуживания» в российской профессиональной библиотечной среде.
— Услуги библиотечного обслуживания, предоставляемые различным читательским группам и контингентам в российских и зарубежных библиотеках.
Термины «массовый читатель», «читательская масса», «массовая работа библиотеки», «массовое библиотечное обслуживание» и т. п. возникли сравнительно недавно.
Их возникновение тесно связано с действительно массовым притоком в 1920-30-х гг. в библиотеки послереволюционной России новых, недавно приобщившихся не только к чтению, но и к грамоте, читателей. Сама библиотека, которая прежде называлась общественной, народной, публичной, стала называться «массовой».
Эти новые читатели — рабочие, крестьяне, солдаты — привлекали особое внимание власти, были ей особенно интересны. Власть требовала от библиотек разработки форм и методов приобщения этих читателей к книге, конечно, «социально полезной», «актуальной», «отвечающей задачам момента».
Позже, уже в 1930-х гг., библиотеки, активно используя эти и другие формы своего влияния, сыграли очень боль-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
шую роль в ликвидации неграмотности и привлечении к чтению, как тогда говорилось, «читательских масс».
В новой социально-политической ситуации, в условиях революционной диктатуры, библиотека и книга понимались как средство агитации, пропаганды новых государственных ценностей, продвижения их в народ, в «массы».
Библиотека, так же как и другие социальные институты в тот период, обслуживала складывающуюся идеологию, и ее «массовая работа» оценивалась по критериям «актуальности», «злободневности, «политической заостренности», «практической пользы» и «массовости». Деятельность библиотеки, так же как и конкретная читательская деятельность, должна была подчиняться целям создания социалистического общества и воспитывать классовое сознание. Прежняя культура почти полностью отвергалась, ставилась задача «перековки» старой интеллигенции и создания новой. Главное внимание должно было уделяться ранее дискриминированным в культурном отношении слоям населения. Именно «читательская масса» (так же, впрочем, как и «зрительская», — сравните, например, эпизод в Варьете в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, когда от имени «зрительской массы» требовали разоблачения Волан-да), была особой заботой руководителей от культуры. Массовый, рабоче-крестьянский читатель воспринимался как объект «воспитания», «формирования», «влияния» и т. п. С другой стороны, именно массовый читатель-рабочий, читатель-колхозник воспринимался как основной ресурс общественного переустройства. Тем более важной признавалась роль библиотеки — социального института, имеющего столь сильное «оружие влияния» на «массу».
Идеологической целью библиотечного обслуживания читателей было «приобщение рабоче-крестьянской читательской массы к революционному мировоззрению и революционному действию». Ставилась задача «выработки коммунистического человека из человеческого материала капиталистической эпохи» (Н.И. Бухарин). В связи с этим
Часть 3
особые требования предъявлялись и самой книге, к которой должен был обращаться массовый читатель. Это должна была быть «социально-полезная книга», обеспечивающая «социально-полезное чтение». Чтение массового читателя должно было быть ограждено от «вредных» книг, к числу которых причисляли не только антиреволюционную литературу, но и так называемую «безыдейную», то есть литературу, относящуюся к «чистому» искусству, свободную от классово-политических установок. Книги такого рода активно убирали не только из общественных библиотек, но и вообще из оборота: из книжных магазинов, частных коллекций и т. д. Их хранение, утаивание было небезопасно. Активно происходило перераспределение книжных фондов в пользу нового массового читателя: из частного пользования — в общественное. (Именно тогда складывалась сеть общественных — массовых — библиотек.)
Надо отметить, что книгоиздание в тот период развивалось весьма бурно: в период с 1923 по 1927 гг. Госиздатом было выпущено 1150 изданий, примерно половину из них составляла общественно-политическая литература. В качестве социально-полезного чтения выступала литература, формирующая марксистское мировоззрение: политическая, экономическая, антирелигиозная, а также справочники, практические пособия. Ориентация на широкие массы читателей подтверждалась тиражами — весьма значительными, особенно если учесть непростое экономическое положение в стране. Художественная литература воспринималась утилитарно, то есть как инструмент, более или менее пригодный для выполнения задач социалистического строительства. Издания произведений «пролетарских писателей» активно вытесняли «старорежимную», «оторванную от современности», «обывательскую» литературу из библиотек, а их авторов — из страны и часто — из жизни. Эту — новую — литературу надо было довести до массового читателя. Основным принципом деятельности библиотеки, прежде всего, при организации массовой работы становился при-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
нцип партийности. Вовлеченный в идеологическую работу, библиотекарь становился пропагандистом, а сама библиотека — идеологическим учреждением.
Библиотека должна была проводить агитационные кампании по различным проблемам, инициированным партией, будь то борьба с кулачеством, ликвидация неграмотности или организация движения юных безбожников. Необходимо было разрабатывать различные приемы «влияния на читательскую массу»; разъяснять ей в «верном свете» содержание текстов; корректировать ее интересы и запросы в соответствии с «политическим моментом».
Особое внимание уделялось читателю молодому, детям. Была поставлена задача воспитания поколений, способных к развитию и укреплению нового социального порядка. Социализация детей во многом определялась, их участием в политизированных организациях, таких, например, как пионерская организация, члены которой должны были поддерживать определенный стиль поведения и, в том числе чтения. Таким образом, к 1950-м гг. был создан массовый, усредненный читатель с определенным кругом чтения, с утилитарным, по преимуществу, отношением к книге.
Конечно, не надо думать, что интеллектуальная жизнь была подавлена государством полностью. В его недрах развивались и гуманистические тенденции, не все контролировалось. Ослабление идеологического пресса, «оттепель» (конец 1950-х — середина 1960-х гг.) сразу же сказалась на чтении: были изданы иностранные книги, которые долгое время были запрещенными или полузапрещенными; были возвращены некоторые запретные ранее имена (Ахматова, Цветаева, Мандельштам); активизировалась читательская деятельность; возникали читательские клубы, объединения, где обсуждались книги, творчество авторов и т. д. Библиотеки были часто площадками таких дискуссий: в них буквально хлынула новая жизнь.
Возник небывалый интерес к поэзии, что, думается, было реакцией на годами внушавшееся представление об
Часть 3
утилитарном значении художественной литературы. Вообще, в этот период были подорваны основы примитивного, «черно-белого» мировоззрения, возникло понимание мно-гоцветности мира, его сложности, неоднозначности, часто неопределенности и т. д. Возродилось долгие годы подавляемое представление о сложности человеческой личности, о ее самоценности, вне зависимости от идеологии. Вернулось, казалось бы, утраченное представление о чтении как о сложном, интимном процессе, обусловленном глубинными переживаниями; многим стала близка мысль Гамлета (напомним, что в это время с огромным успехом прошел фильм Г Козинцева «Гамлет» с И. Смоктуновским в главной роли) о том, что никто не может претендовать на знание «струн души» другого человека, «играть» на них. Все эти процессы нашли мгновенное отражение к книгоиздании: например, в этот период широко издавались так называемые «прогрессивные» зарубежные авторы: Э. Хемингуей, Д. Стейнбек, А. Сент-Экзюпери и др. Конечно, отбор произведений для публикации был весьма пристрастен, так, например, роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол», где коммунисты, борющиеся с испанским фашизмом, были показаны далеко не благостно, не вошел в первое знаменитое 4-томное собрание 1968 г. и был издан много позже. В этот период идеологическая концепция «руководства чтением», задача «формирования нового читателя» воспринималась уже как откровенно прямолинейная, она скорее декларировалась в официальных публикациях, чем реально выполнялась. Библиотекари на местах, как правило, относились к ее выполнению формально, внутренне не веря в эффективность и необходимость своих усилий.
Такая ситуация длилась, однако, недолго. В конце 1960-х гг. вновь «похолодало». Государство как будто спохватилось и с помощью направленного книгоиздания, книгоиздательской политики постаралось вернуться к идее формирования «нового человека» и массового читателя. Как показывают материалы исследований, огромную долю в
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
книгоиздании тех лет составляли труды классиков марксизма-ленинизма, руководителей партии и правительства и т. п., они издавались огромными тиражами, продавались по низкой цене. В области художественной литературы господствовало издание так называемой «секретарской» литературы — произведения чиновников от литературы. Слабые, неталантливые, но зато «идейно выдержанные», «актуальные» издания заполонили полки библиотек. «Затоваренная» невостребованной литературой, но не имеющая в своих фондах литературу, интересующую реального читателя (ее стали приобретать на «черном рынке», путем обмена), библиотека постепенно теряла свою привлекательность для многих читателей. Все реже библиотеки проводили «массовые мероприятия»: например, читательские конференции. Они уже не вызывали интереса, так как были «заорганизованными», формальными.
Вместе с тем наметилась другая тенденция — усиление внимания к определенным читательским группам. «Групповое читательское обслуживание» осуществлялось наряду с «массовым» практически весь период существования последнего.
Однако значительно менялся взгляд на читательскую группу. Если в 1920-30-е гг. основным объектом обслуживания были группы «рабочих» и «крестьян», то в 1950-60-е гг. в массовых библиотеках для приоритетного обслуживания выделяли группы рабочей молодежи (то есть молодежь, работающую и одновременно учащуюся в вечерней школе); в 1970-80-е гг. — такие читательские группы, как «студенты», «юношество», «участники Великой Отечественной войны» и т. п. Очевидно, что изменился сам подход к выделению читательских групп — в основе их выделения была уже не классовая принадлежность, а демографические данные, например, возраст, определяющий читательские интересы, характер жизнедеятельности, профессия и т. д.
Активизация массовой работы библиотек в 1970-80-е гг. связана также с тем, что тогда проходила централизация
Часть 3
сети массовых библиотек страны. В этот период библиотеки начали активно сотрудничать с другими социальными институтами — школой, семьей и др. Повсеместно при библиотеках возникали «клубы по интересам», всевозможные кружки, лектории и т. п. В этот период в своей массовой работе библиотека стала активно использовать несвойственные ей раньше так называемые «клубные формы», например, «литературные гостиные», викторины, конкурсы и т. д. В профессиональной печати была даже развернута дискуссия на эту тему, где ревнители «чистоты жанра» протестовали против этой ситуации, считая, что библиотека тем самым теряет свою специфику. В конце концов была выработана позиция, которая признавала «законность» проведения «клубных форм» в библиотеке, только если в основе их будет лежать какое-либо литературное произведение, издание и т. д.
Таким образом, под влиянием жизни и перемен, происходящих в стране, задача библиотеки смещалась из идеологической сферы в сферу социализации, то есть библиотека начала оказывать реальную помощь своим читателям, а не «воспитывать» и «формировать» их.
В период перестройки, одним из лозунгов которой было требование гласности, библиотечное обслуживание читателей пережило еще один период расцвета.
В эти годы на читателя обрушился книжный вал литературы, получившей название «тамиздат», «самиздат», а также «возвращенной литературы». Многие произведения публиковались первоначально в периодике, в «толстых журналах». Оформить на них подписку в то время было непросто и дорого, поэтому библиотечные экземпляры этих журналов были нарасхват, за ними стояли очереди. В стены библиотеки снова возвратились такие массовые формы работы, как конференции, обсуждения книг и т. п. Однако существенно изменилась атмосфера: обсуждались книги, действительно волнующие читателя и, что особенно важно, изменилось отношение к самому читателю. Возникло
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
осознание того, что читатель — центр всей книжно-библиотечной деятельности, ее субъект. Именно в это время наиболее «продвинутая» библиотечная общественность поставила вопрос об изменении названия общественной библиотеки с «массовой» на «публичную», как это принято во всем мире и существовало и в России до революции (см. материалы семинара, проведенного Московской Библиотечной Ассоциацией в 1992 г. «От массовой к публичной»). Именно в этот период возник вопрос о правах читателя на информацию, о свободе информации и т. д. В недрах Российской Библиотечной Ассоциации начал разрабатываться первый документ такого рода — «Кодекс этики российского библиотекаря», где впервые декларировалось право пользователя на свободный доступ к информации, на суверенность его развития и т. д.
Новое отношение к читателю отрицало прямолинейное «руководство чтением» и предполагало право всех групп читателей библиотек на реализацию собственных культурных запросов; читатель был признан главной фигурой книжно-библиотечного дела; активно укореняется понимание миссии библиотеки как гуманистической, ориентированной на читателя; удовлетворение читательских потребностей; создание наилучших условий для самореализации через книжную культуру.
Отказавшись от идеологической функции, библиотека осознала себя прежде всего как информационный институт. Огромное внимание стало уделяться развитию электронных технологий, созданию электронных баз данных и т. п., доступных для всех. Термин «массовая работа», «массовое обслуживание» постепенно уходит из современного профессионального языка. Сегодня все чаще говорят о всеобщей доступности библиотеки и информации. Задача современной библиотеки — построить свою работу так, чтобы стать нужной, удобной, привлекательной для большего числа читателей. Одно время казалось, что самое основное — оснастить библиотеки компьютерами, однако, сегодня уже ясно,
Часть 3
что развитие информационных технологий должно рассматриваться не как цель, но как средство, помогающее освоению интеллектуального и духовного потенциала мирового сообщества, совокупного жизненного опыта поколений. Таким образом, библиотека, развивая информационную функцию на новом уровне, сохранила за собой мемориальную, просветительскую функцию, особенно ярко проявляющуюся в работе с детьми и молодежью.
Интересно, что в этот период изменилось отношение к качеству чтения традиционно выделяемых в библиотеках читательских групп, например, детей, а также возникла жизненная потребность выделения новых групп, например, «инвалидов», «мигрантов», «детей с особыми потребностями» и др. Особенно изменилось представление о детском читателе. Взаимоотношения детского и взрослого миров подверглись переоценке. На первый план вышла почти забытая концепция гуманного, свободного, ненасильственного воспитания. Воспитатели осознали, что сегодняшние дети не могут в полной мере воспользоваться их опытом и, кроме того, иногда лучше ориентируются в некоторых проблемах резко изменившегося мира (особенно в мире электронных коммуникаций и т. п.), что надо не внушать им ценности исчезнувшего государства, а, прежде всего, оказывать помощь — психологическую и информационную — в адаптации к реальной жизни. В соответствии с этими предпосылками рождается новая концепция библиотечного обслуживания детей в России, в основу которой положено представление о детях как о самой большой ценности. С этих позиций задача библиотечного обслуживания — индивидуального и массового — заключается в создании культурной среды, развивающей личность через книгу и чтение. Выделение других читательских групп — «инвалиды», «мигранты», «предприниматели», «дети с особыми потребностями» — обусловлено жизнью.
Новые условия жизни — социальные, трудовые, экономические — потребовали от людей высокой степени при-186
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
способляемости. Войны, вооруженные конфликты привели к миграции, смешению различных культур, к повышению уровня агрессивности в обществе.
Один из важнейших инструментов, смягчающий все эти негативные явления, — информация. Информированный человек лучше понимает мир, в котором живет, и свое место в нем.
Сегодня, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, когда библиотека становится сердцем информационного общества, основными направлениями «массовой работы» (если использовать этот термин) библиотеки можно назвать следующие:
— работа с населением своего ареала. Цель — привлечение к чтению нечитающих и так называемых «слабых читателей». Задача — сформировать представление о чтении как о престижном занятии, удовольствии, как о «двери, ведущей в современный мир знаний», как о необходимой каждому ступеньке к жизненному благополучию;
— работа с пользователями (реальными и виртуальными) библиотеки. Цель — обеспечение максимально полного и комфортного доступа к информации всем, пользующимся услугами библиотеки. Задачи: а) обеспечение технической и технологической стороны решения данной проблемы; б) формирование информационной культуры пользователей библиотеки, включающей в себя как техническую, так и гуманитарную составляющие;
— работа с группами пользователей (реальными и виртуальными). Цель — сформировать потребность и умение использовать чтение, информацию, полученную с помощью библиотеки как средство решения какой-либо социальной, интеллектуальной и другой проблемы (то есть для социализации личности). Задача — формирование отношения к чтению, библиотеке, информации как к реальной ценности в развитии современного человека.
Привлечение к чтению «нечитаталей» (это термин сложился сравнительно недавно, но уже активно используется
Часть 3
в профессиональной литературе) и «слабых читателей» — задача, остро стоящая перед библиотеками во всех странах мира. Засилье «экранной культуры» привело к тому, что интерес к чтению либо ослаб, либо деформировался. Между тем, читательская активность населения — один из важнейших показателей жизнеспособности национальной культуры и нации в целом. В силу этого, многие страны разрабатывают национальные программы в поддержку чтения. В реализации их основную роль играют, конечно, библиотеки. Среди национальных программ в поддержку чтения можно выделить следующие типы: а) в поддержку чтения детей (решение проблемы формирования первичной грамотности, культуры чтения, привлечения в библиотеку и т. д.); б) в поддержку чтения взрослых (проблемы — функциональная неграмотность, непрерывное образование, информационная грамотность, помощь читателям с ограниченными возможностями). Используя все свои резервы, возможности влияния на широкие слои населения, библиотеки активно ведут эту работу государственной важности, добиваясь значительных успехов.
Работа же библиотеки с населением своего ареала, или, как чаще говорят, «с местным сообществом», нацелена на то, чтобы показать свои реальные и потенциальные возможности, свою «необходимость», стать «видимой» для пользователей, в том числе — и для тех, кто определяет социальную и культурную политику региона. Во всем мире и в нашей стране накопился значительный практический материал, показывающий, как много может сделать библиотека, включившись в решение таких масштабных задач, как, например, формирование правовой культуры населения, толерантности, культурного разнообразия и т. д. Специфика деятельности библиотеки, использование современных технологий и традиционных форм «массовой работы» делает влияние библиотеки весьма существенным, что, в свою очередь, повышает авторитет самой библиотеки, заставляет внимательнее относиться к ее нуждам и пробле-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
мам «власть предержащих». Работа с местным сообществом весьма плодотворна и для самой библиотеки: она начинает глубже вникать в общие дела сообщества, видеть реальные проблемы и свое место в их решении. Вся работа библиотеки приобретает конкретный характер, она начинает ориентироваться на реальные нужды пользователей.
Работа библиотеки со своими пользователями предполагает, прежде всего, создание для них комфортных условий.
Сегодня понятие комфорта заметно расширилось: современная библиотека стремится к тому, чтобы: время ее работы было удобно пользователю, ее фонды были доступны не только реальному, но и удаленному читателю, читатель мог перекусить в стенах библиотеки и т. д. Следует сказать, что зарубежные библиотеки добились в этой области больших успехов: сегодня в американских, немецких, датских библиотеках читатель, особенно читатель-ребенок, чувствует себя более комфортно, чем в российских: к его услугам единый читательский билет во все библиотеки города; взрослый может прийти в библиотеку с грудным ребенком в коляске, и это не вызовет удивления; ребенок может сидеть, например, на полу, и это тоже никак не будет осуждено. Свобода и внимание к пользователю — вот девиз публичной библиотеки, вот что делает ее привлекательной для широкого — массового — пользователя.
Только в таких условиях и можно формировать информационную грамотность личности. Этой задаче уделяется сейчас огромное внимание. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» направлена не только на формирование технических навыков работы в условиях развивающейся электронной среды, но и на формирование новой, если так можно сказать, идеологии работы с информацией, развитие гуманитарной составляющей проблемы информационного обеспечения. Исходя из этого, перед российской библиотекой стоит задача не только обучения своих пользователей технологии создания, получения и использования информации, но и сохранения и развития таких явлений, как «культу-
Часть 3
pa чтения», «читательская культура», «книжная культура», имеющих глубокие корни в национальной почве.
Работа с конкретными читательскими группами находится в центре внимания современной библиотеки. Выделение приоритетных групп определяется, как правило, жизненной ситуацией. Такой подход характерен для зарубежных — американской, скандинавской и некоторых других — библиотек, которые особенно живо откликаются на нужды сообщества. Как правило, там разрабатываются специальные программы, дающие информационную помощь нуждающимся в ней, например, помогающие новым эмигрантам войти в общую жизнь («как снять квартиру?», «как заполнить декларацию?» и т. п.).
Однако и в российских библиотеках уже можно увидеть цикл мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей переселенцев (мигрантов), предпринимателей, людей с особыми потребностями. Традиционно много внимания уделяется детям, особенно «проблемным». Российскими библиотекарями хорошо усвоена мысль о том, что «даже самый неудачный ребенок, который натолкнулся на ценности библиотеки, сидит вместе с великим гением Земли и поворачивает ключ к целому миру». Сравнительно недавно российские библиотеки стали выделять и одаренных детей, что чрезвычайно важно, так как зачастую, в силу известных причин, только библиотека и может поддержать такого ребенка.
Таким образом, сегодня «массовая работа» библиотеки приобретает новый характер, ее масштаб, цели и задачи определяются идущими во всем мире процессами информатизации, тем положением «сердца информации», в котором находится современная библиотека.
Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов в целом сложилась.
Для осуществления группового и фронтального (всеохватного) обслуживания читателей используется сово-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
купность форм и методов, которые принято делить (на основании способа восприятия) на: наглядные, устные и комплексные (то есть сочетающие в себе то и другое).
Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основаны на дидактическом «принципе наглядности», усиливающем, по мнению физиологов, психологов и педагогов, понимание и запоминание передаваемой информации.
В наглядных формах реализуется непосредственный показ самих произведений печати (книг, брошюр, альбомов и др.) или ярко, с использованием иллюстраций и других изобразительных средств, раскрывается их содержание.
Среди широко используемых наглядных форм можно назвать:
— книжную выставку;
— книжный плакат;
— монтаж и др.
Книжная выставка — самая традиционная наглядная форма представления книги читателю. Книжные выставки вошли в библиотечную практику еще в середине XIX в. в европейских странах, прежде всего — в Германии. В России выставки начали применяться в Императорской Публичной библиотеке (теперь — РНБ), но носили преимущественно музейный характер и были немногочисленны. Сегодня трудно представить себе библиотеку, в которой не было бы книжной выставки. Для демонстрации книжных выставок в библиотеках выделяются специальное оборудование и мебель (выставочные стеллажи, витрины и т. п.), особые площади, а иногда и специальные залы.
Основная цель книжной выставки — привлечь внимание читателя, пользователя; для этого она должна быть хорошо оформленной, яркой, заметной.
Как правило, книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Однако существуют так называемые «постоянные книжные выставки». Они, как
Часть 3
правило, расположены в «именных» библиотеках (например, имени Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и др.) и посвящены творчеству писателя, чье имя носит библиотека.
Эффективность книжной выставки определяется ее востребованностью, то есть обращаемостью экспонируемой литературы, а данные о посещаемости, позволяют дать сравнительный анализ эффективности различных тематических выставок.
К основным видам выставок относятся выставки новых поступлений и тематические.
Выставки новых поступлений направлены на постоянное информирование пользователей библиотеки о вновь поступивших книгах. Выставки новых поступлений могут быть универсального характера (то есть показывать все книги, поступившие в библиотеку); по отраслям знаний (например, новые книги по медицине); по типам и видам изданий (например, поступившие в библиотеку учебники).
Следует различать выставку новых поступлений и выставку новинок. Ведь среди вновь поступивших в библиотеку книг могут быть и переиздания, и новые экземпляры книг, уже имеющихся в библиотеке.
В зависимости от масштабности новых поступлений выставка их организуется по-разному: в небольшой библиотеке — это несколько полок, обновляемых через определенное время; в крупной библиотеке, например, в РГБ — это целый зал, экспозиция которого меняется еженедельно, по понедельникам. На такой — универсальной — выставке литература группируется по отраслям. На каждую книгу, представленную на выставке, заводится каталожная карточка, которая должна оставаться на своем месте, если книгу взяли для просмотра. Издания просматриваются непосредственно в зале новых поступлений и за его пределы не выносятся.
Через определенное время информация о книге заносится в каталог, а сама книга в зависимости от своего шифра занимает место в книгохранилище.
Выставки новых поступлений оформляются, как прави-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
ло, весьма просто. Оформление состоит просто из заголовка, например, «Новые поступления» и, если выставка большая, из подзаголовков, выделяющих основные отрасли знания.
Своеобразное явление — выставка одной книги. Как правило, она посвящена книге с необычной судьбой, например, забытой, ранее запрещенной и т. п.
Тематические книжные (книжно-иллюстративные) выставки знакомят читателя с наиболее интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме. В этом они близки библиографическому пособию, но, как правило, проигрывают ему в полноте отражения материала.
Тематические книжные выставки могут быть посвящены:
— актуальным темам;
— персоналиям;
— знаменательным датам и т. д.
В зависимости от читательского назначения (широкому кругу читателей или специалистам) тема раскрывается более или менее глубоко, в ней затрагиваются те или иные аспекты. Например, тематическая выставка, посвященная юбилею выдающегося конструктора Королева, адресованная специалистам, будет включать в себя другие разделы и литературу, нежели выставка на ту же тему, но для школьников.
Методика подготовки тематической книжной выставки довольно сложна. Она включает в себя такие этапы, как выбор темы; определение ее читательского назначения; определение временных и пространственных границ темы; выявление и широкий подбор литературы; отбор литературы для выставки, исходя из значимости каждого издания и его «выставочной» сохранности; выделение разделов выставки; подбор цитат и иллюстраций; установка и оформление выставки89.
' Более подробно об этом см.: Беляков Л .В. Массовая работа библиотеки. — М.: МГИК, 1973.
Зыков О.П. Выставочная работа публичных библиотек: Опыт практического пособия. —Л., 1990. — 55 с.
Часть 3
Конечно, выставка должна быть доступной читателю, находиться в открытой витрине. К книгам прикрепляются, как правило, аннотированные карточки, дающие представление о ее содержании.
Тематическая выставка не должна иметь «законсервированный» характер: если какую-то книгу взяли с выставки, на ее место ставится другой экземпляр или похожая книга на эту тему.
Близки к книжным выставкам по своим целям — открытые просмотры литературы. Выставки-просмотры имеют сложную структуру, как правило, большое количество разделов. Открытые просмотры могут быть организованы как самостоятельные мероприятия или как часть комплексного большого мероприятия (например, «Дня информации»). На таком просмотре организуется дежурство библиотекаря-консультанта.
К традиционным формам информации о книгах и их рекомендации относят и библиотечный плакат — композицию из текста и иллюстраций. Сегодня библиотечный плакат сильно изменился. Во-первых, нет никакой необходимости изготавливать его самолично, как это раньше делалось. Во-вторых, плакат используется не как средство рекомендации какой-либо книги, но как способ привлечения к самой библиотеке, к чтению. Так, например, американская подземка (метро) в Нью-Йорке была заклеена плакатами, где был изображен какой-либо известный миллионам пассажиров человек — актер, спортсмен — читающий книгу: таким образом пропагандировалось чтение как социально одобряемая деятельность. В московском метро также одно время были расклеены плакаты со строчками известных поэтов.
Устные формы информации о книгах и их рекомендация основаны на живом слове.
Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероп-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
риятие, с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающей скорректировать усилия библиотекаря. Успех устного информирования напрямую зависит не только от того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Он не только передает некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействие, которое для некоторых читательских групп (например, детей) представляется очень важным.
При организации устных форм информирования следует учитывать основные условия эффективности:
— тема разговора должна быть действительно интересной пользователям;
— аудитория должна быть по возможности однородной (по интеллектуальному уровню, по возрасту);
— организатор должен знать социально-психологические особенности тех групп читателей, с которыми он работает, и уметь использовать такие психологические механизмы, как механизм подражания, механизм эмоционального заражения и т. п.
Очень важно установить контакт с аудиторией, увлечь ее новой информацией, новой темой и т. д.
Формы устного информирования и рекомендаций весьма разнообразны. Каждая из них несет определенную направленность: критико-аналитическую (обсуждения, презентации книг, читательские конференции); развлекательно-познавательную (литературно-музыкальные вечера); информационную (библиографические обзоры). Часть этих форм используется только в библиотеке, другая — пришла из клубной работы, но в библиотеке заметно модифицировалась.
Наиболее сложной формой устного информирования считается читательская конференция. Она предполагает обсуждение книги (литературного произведения) в широкой читательской аудитории. Чаще всего читательские конференции проводятся по художественному произведению. Но не только. Предметом обсуждения может быть и твор-
Часть 3
чество писателя, и научная или производственная книга. Нужно лишь, чтобы было нечто, что стоит обсуждать. На читательской конференции сталкиваются взгляды, формируется читательское мнение о книге.
Читательской конференции предшествует большая работа. Нужно, прежде всего, не ошибиться с выбором произведения. Оно должно быть действительно интересным для читательской публики. Следует выявить и сформулировать предмет обсуждения, распространить как само произведение среди читателей, так и вынесенную на обсуждение проблему.
При подготовке и проведении читательской конференции очень важна роль ведущего. Именно он «задает тон» конференции: не дает разговору уйти в сторону, не позволяет участникам обсуждения затягивать его и т. д.
Пик распространения этой формы информирования читателей пришелся на 1960-е гг., когда было издано много ярких произведений, затрагивающих проблемы, неоднозначно воспринимаемые современниками (например, «Не хлебом единым» В. Дудинцева и др.).
Во времена перестройки (1980-90-е гг.) часто проводились книжные конференции по художественным произведениям (например, по книгам Дж. Оруэлла, Ю. Домбровского, В. Гроссмана), по историческим книгам (В. Пикуля, Э. Рад-зинского), по мемуарной литературе (например, воспоминаниям вдовы Н. Бухарина А. Лариной и др.).
Таким образом, проведение читательской конференции требует не только профессионализма, но и определенной атмосферы в обществе и читательской среде. Сейчас наиболее успешно проходят читательские конференции для школьников, студентов, вообще молодежи.
Следует сказать, что сегодня к форме конференции тяготеют обсуждения каких-либо статей и мнений на страницах интернет-изданий. Пока библиотеки не использ