Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и других странах
— Формирование правовой культуры населения.
— Помощь в непрерывном образовании пользователей.
— Помощь пользователям с «особыми потребностями».
— Формирование культуры чтения и информационной культуры пользователей.
Российская библиотека, ориентируясь сегодня, прежде всего, на потребности пользователя, определяет в качестве основных, приоритетных те направления библиотечного обслуживания, которые являются для него действительно актуальными, так как помогают решать ему свои жизненные проблемы.
Проведенные исследования показывают, что в настоящее время основные проблемы для россиян — социальная незащищенность, трудности получения образования и профессии; неблагоприятные условия жизни (плохая экология, бедность, неудовлетворительные жилищные условия, инвалидность, плохое здоровье, в том числе — алкоголизм, наркомания и др.), а также трудности получения информации, необходимой для преодоления этих проблем.
Стоит отметить, что в силу нарастания процессов глобализации практически эти же проблемы стоят и перед европейцами, особенно — перед жителями тех стран, которые стали членами Евросоюза недавно или только стремятся ими стать.
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
В связи с этим разработанные международным профессиональным сообществом программы68и принятые на основании полученных в ходе их реализации результатов рекомендации, помогающие европейским библиотекам определить приоритеты и социально-обоснованные направления библиотечного обслуживания, могут быть в полной степени использованы и в условиях России, которая, как известно, входит или стремится войти в различные европейские структуры и зачастую непосредственно принимает участие в разработке ряда документов.
В качестве приоритетов библиотечного обслуживания европейские библиотеки, прежде всего, публичные, определяют для себя помощь в разрешении проблем таких пользователей, как: инвалиды; пожилые люди в ситуации социального исключения (десоциализациии); безработные; наркоманы; бездомные; беженцы; заключенные; иммигранты; этнические и культурные меньшинства; подростки вне школы; сельские жители; бедные люди и др69.
Все они нуждаются в широкой информации по правам граждан, в конкретной информации, которая может улучшить ситуацию (найти работу, получить медицинскую помощь и т. п.), а также в содействии в сфере образования, в том числе и непрерывного, связанного с необходимостью повышения квалификации и переквалификации.
Особое значение в ходе библиотечного обслуживания приобретает задача повышения информационной грамотности пользователей, развития навыков поиска информации в виртуальной среде и т. д.
iОдним из таких проектов является проект Европейской комиссии PULMAN — XT и PULMAN, работа по которому была начата в 2001 г. при участии 36 стран, в том числе (с 2002 г.) и России.
Основная цель этого и аналогичных проектов — выработка стратегии развития публичных библиотек Европы, создание единых стандартов библиотечного обслуживания, развитие новых видов услуг для населения.
Публичные библиотеки в век цифровой информации. — М : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — С. 24.
Часть 2_________________________________________________________________
Следует сказать, что сегодня приоритеты библиотечного обслуживания и в российских библиотеках, прежде всего, публичных, в целом отвечают европейским.
Очевидно, что исходя из приоритетов библиотечного обслуживания определяются и его основные направления.
В практике библиотечного обслуживания, осуществляемого в российских библиотеках, наибольшее осмысление и наиболее яркую реализацию нашли такие направления, как:
— формирование правовой культуры населения;
— помощь пользователям с «особыми потребностями», прежде всего, инвалидам;
— помощь в непрерывном образовании пользователей;
— формирование информационной грамотности пользователей.
Библиотечное обслуживание в помощь формированию правовой культуры населения приобретает в нашей стране особое значение, так как информационно-правовая защищенность населения России крайне недостаточна.
Осознание этой проблемы правительством России, а также принятие решения об использовании в качестве опорной базы для формирования сети общедоступных центров правовой информации библиотечной системы позволило в кратчайшие сроки создать обширную сеть публичных центров правовой информации (ПЦПИ)70.
Сейчас в стране создано более тысячи центров правовой информации, большинство из которых являются структурными подразделениями библиотек различного уровня, от Российской государственной библиотеки (РГБ), до самой обычной сельской библиотеки, например, в Смоленской об-
ласти
В ходе библиотечного обслуживания библиотекари, работающие в ПЦПИ, обеспечивают оперативный и комфортный доступ к правовой и иной официальной информации всех уровней как корпоративным (органы местного самоуправления, СМИ, некоммерческие организации и др.), так и индивидуальным пользователям.
Среди индивидуальных пользователей ПЦПИ значительную часть составляют социально-незащищенные люди: пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и т. п.
Строя свою работу ПЦПИ ориентируются не только на свой контингент, но и пытаются расширить его, предугадав информационные потребности своих потенциальных пользователей, например, подростков, живущих в сложной семейной ситуации, подростков-инвалидов, а также одаренных подростков и др.
Темы информационных запросов пользователей ПЦПИ тесно связаны с теми жизненными проблемами, которые им приходится решать ежедневно: получение пособий и льгот в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, жилищного права и т. п.; правила регистрации; проблемы наследования; права потребителей; права призывников; условия лишения родительских прав; льготы при поступлении в вуз и т. д.
В ходе библиотечного обслуживания библиотекари ПЦПИ, как правило, предоставляют не только информацию, но и консультационные услуги, а также помощь в оформлении различного вида типовых документов (жалоб, заявлений, запросов и т. п.), зачастую приглашая для этого к сотрудничеству профессиональных юристов.
Список услуг, которые оказывают ПЦПИ, как правило, бесплатно, своим пользователям в ходе библиотечного обслуживания, весьма обширен: от предоставления текста документа до поиска необходимой информации в электронных правовых базах («Кодекс», «Гарант», «Консультант плюс», «Система» и др.), в электронных версиях периодических из-
Часть 2
даний (например, электронные журналы «Адвокат», «Экономическая жизнь России»; электронная «Финансовая газета» и др.)
Эффективное библиотечное обслуживание пользователей, выполнение их многообразных запросов требует, чтобы ПЦПИ обладали хорошей ресурсной базой. Большинство ПЦПИ ее имеют. Поддержку центрам правовой информации, понимая большое социальное значение их деятельности, оказывали, со времени их становления, не только государство, но и местная муниципальная власть, отечественные и зарубежные благотворительные фонды (например, Российский фонд правовых реформ, Фонд «Евразия» (США), Институт «Открытое общество», отдельные спонсоры и др.)
Как правило, ПЦПИ оснащены современной компьютерной и другой оргтехникой, быстрым выходом в Интернет, хорошим пакетом программ. В последнее время ставится задача создания специализированного портала, который позволит кумулировать всю необходимую информацию в одном месте, что сделает библиотечное обслуживание более технологичным и эффективным. Создание портала позволит обмениваться электронными правовыми ресурсами, обеспечивать электронную доставку документов по запросам ПЦПИ, проводить телеконференции и телемосты и др.
Однако ПЦПИ активно создают и используют и традиционный ресурс библиотечного обслуживания — отраслевой фонд на бумажных носителях.
Средний «модельный» ПЦПИ насчитывает более тысячи наименований книг (монографий, справочников, учебников и т. д.) и около тридцати наименований периодических изданий.
Многие ПЦПИ, учитывая потребности своих пользователей, создают собственные информационные продукты (например, рекомендательные или информационные списки литературы по какой-либо проблеме и т. п.) в форме электронных или бумажных изданий, банков данных и т. п.
Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
Таким образом, ресурсная база ПЦПИ складывается, прежде всего, из технического и технологического обеспечения, из централизованно созданных информационных (электронных или традиционных) продуктов правовой проблематики, а также из самостоятельно созданного информационного продукта, который, как правило, отвечает потребностям пользователей в правовой информации местного уровня.
Вся деятельность ПЦПИ по обслуживанию пользователей построена на тесных контактах, имеющих характер партнерства, сотрудничества или посредничества, с государственными и общественными органами и организациями, а также и между собой, что должно способствовать созданию единого информационно-правового пространства в нашей стране.
За годы функционирования ПЦПИ сформировались стандарты на их деятельность, выработались требования к «модельному» ПЦПИ.
Анализ деятельности зарубежных библиотек по оказанию аналогичных услуг населению своих стран показывает, что она заметно варьируется в зависимости от государства, от существующего в нем уровня доступности правовой информации.
Основные ориентиры этой деятельности определяет Комитет ИФЛА по свободному доступу к информации и свободе самовыражения (Free Access to Information and Freedom of Expression — FAIFE). Этот комитет осуществляет деятельность по защите и поддержке основных прав человека на международном уровне и поддерживает национальные программы включения библиотек в эту работу.
Организованные библиотеками разного статуса и уровня подчинения центры, предоставляющие своим пользователям услуги, связанные с поиском правовой информации и консультацией по правовым вопросам широкого спектра, работают сегодня во многих странах. Например, в Хорватии, (в городской библиотеке г. Задара). в Эстонии
Часть 2
(в парламентской библиотеке г. Таллинна), в Финляндии (в публичной библиотеке г. Тампере), Молдове (в городской библиотеке г. Кишинева) и др.
В Италии (г. Болонья) с 1995 г. публичные библиотеки действуют в качестве пунктов доступа к правовой информации в рамках программы Iberpole.
Проблема доступа населения к общественной информации активно решается в Испании. В библиотеках Каталонии, Андалусии и других областей Испании созданы фонды цифровых материалов, которые содержат сведения по различным правовым проблемам.
Интересные формы предоставления пользователям библиотек правой информации нашли в Сербии. Так, в публичной библиотеке г. Ягодина еженедельно проходит мероприятие под названием «Чай по четвергам», которое позволяет читателям — людям различных социальных групп встретиться в дружеской неформальной обстановке для обсуждения различных проблем местного самоуправления, принятых законов и т. п.
Эффективные долгосрочные стратегические программы библиотечного обслуживания в области общественной (включающей и правовую) информации разработаны и осуществляются в Великобритании, стране, как известно, с наиболее развитыми демократическими традициями.
Так, проект Уэссекс онлайн (Essex Onlain) — общественный портал графства Уссекс дает возможность людям получать нужную им информацию из местной администрации, а также из администрации всех правительственных уровней.
Электронная общественная информационная система городского Совета Эдинбурга имеется во всех библиотеках города и в Интернете. Она предоставляет широкий спектр информации городского сообщества, местных организаций и т. п.
Наконец, библиотечная и информационная служба публичной библиотеки г. Лидса впрямую отвечает за руководство сайтом городского Совета, что позволяет оперативно
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
предоставлять необходимую информацию своим пользователям.
Огромную роль в предоставлении правовой информации играют библиотеки США, которые изначально были центрами общественной жизни многих, особенно небольших, городов Америки.
Таким образом, очевидно, что деятельность российских ПЦПИ не только весьма созвучна деятельности библиотек Европы, но и по уровню организации (особенно учитывая масштабы страны) в известной степени является примером для других стран, что было отмечено на сессии ЮНЕСКО в Париже, где представленная российская программа развития ПЦПИ вызвала большой интерес и одобрение.
Библиотечное обслуживание в помощь пользователям с «особыми потребностями» в качестве приоритетного осмыслено в нашей стране сравнительно недавно.
Вместе с тем, проблема библиотечного обслуживания одной из этих категорий — инвалидов, прежде всего, по зрению (слепых, слабовидящих) и слуху (глухих, слабослышащих) — разрабатывалась российскими исследователями на протяжении многих лет. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внес известный российский библиотековед А.Е. Шапошников. Однако в советские времена такая читательская группа, как инвалиды, не могла считаться приоритетом библиотечного обслуживания, прежде всего, потому, что они обслуживались не в публичных, а в специальных библиотеках, которые развивались весьма обособлено от остального библиотечного сообщества. Кроме того, сама проблема жизнедеятельности инвалидов не находилась в центре внимания властей.
Деидеологизация библиотечного обслуживания, осознание его цели как обеспечение беспрепятственного доступа к информации любому пользователю, а так же обострение самой проблемы в связи с ведущимися военными действиями, усилением терроризма, увеличением числа техногенных
катастроф, а также ухудшением экологической ситуации и т. д.72заставили посмотреть на эту ситуацию более пристально. Сегодня законодательные акты многих стран определяют равные права инвалидов на библиотечное обслуживание, в том числе и на доступ в Интернет, что достигается посредством использования адаптивной техники (синтезаторов речи, брайлевских дисплеев и принтеров) и путем адаптации дизайна веб-продукции. Специальные веб-сайты для слепых разработаны в национальных библиотеках в Великобритании, Нидерландах.
В России библиотечное обслуживание инвалидов (прежде всего — по зрению и глухоте) ведется достаточно интенсивно. В последнее время библиотеки для слепых (Российская государственная библиотека для слепых, Новосибирская библиотека для слепых, Калужская библиотека для слепых и др.) проявляют большую активность. Эти библиотеки создали секцию в рамках Российской библиотечной ассоциации, имеют собственную издательскую базу. Укрепляется их материально-техническая база: приобретаются специальные приспособления и механизмы, облегчающие чтение и т. д. Расширяются формы массового и индивидуального обслуживания этой категории читателей. Библиотеки находят понимание у местных властей, получают поддержку спонсоров.
Однако, если библиотечное обслуживание инвалидов по зрению и слуху было более или менее налажено, то читатели с другими проблемами жизнедеятельности длительное время находились, по сути дела, вне внимания библиотеки.
Ставшее возможным в последнее время знакомство российских профессионалов с опытом библиотечного обслуживания «людей с особыми потребностями» в зарубежных библиотеках, где этому направлению работы всегда уделялось самое серьезное внимание, послужило мощным толчком к новому осмыслению проблемы, к осознанию ее значимости.
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
Учитывая отечественный и зарубежный опыт, в России в 1991 г. была разработана комплексная программа «Система библиотечного обслуживания инвалидов РСФСР», которая предполагала активизацию в этой деятельности роли публичных библиотек. Публичная библиотека должна была, используя стационарные и внестационарные формы обслуживания, создать комфортные условия «читателям с ограниченными возможностями пользования библиотекой», а именно: лицам с физическими недостатками; престарелым; временно нетрудоспособным и др.
Этот документ вполне отвечает международному пониманию проблемы.
В настоящее время в европейских странах не существует единой государственной политики по этой проблеме, хотя везде инвалиды и так называемые «лица с особыми потребностями» (престарелые; временно нетрудоспособные, страдающие дислексией; мигранты; «трудная молодежь»; различные «меньшинства» и др.) включены в число полноправных пользователей публичных библиотек.
Во многих странах (в Бельгии в 2005 г., в Болгарии в 1995 г., в Польше в 1999 г., в Великобритании в 1995 г., в Канаде в 1997 г. и др.) приняты национальные законы, рекомендации и руководства по библиотечному обслуживанию инвалидов.
Международный статус этой проблеме придали такие документы, как «Руководство по развитию — Библиотечное обслуживание» — ИФЛА, 2001 г., а также принятая ООН «Декларация по правам инвалидов».
Международное библиотечное сообщество разработало ряд проектов по устранению барьеров, существующих в библиотечном обслуживании этих категорий пользователей. Имеются в виду, прежде всего, физические барьеры, интеллектуальные и пространственные (виртуальные) барьеры.
Проблемы физического доступа решаются с помощью разработки конкретных условий, которые должны соблюдаться в библиотечном обслуживании инвалидов: пандусы
9-4966
Часть 2
и широкие дверные проемы в залах библиотеки и лифтах; беспрепятственные проходы в коридорах (никаких ковров); эргономичные столы и стулья; пространство для поворотных движений; доступные общественные места (например, туалет) и т. п.
Решение проблем интеллектуального доступа предполагает значительные технические и материальные затраты по переводу печатных источников в альтернативные форматы (шрифт Брайля, цифровой формат). Здесь необходимо специальное оборудование, такое, как адаптированная клавиатура, устройства для голосового ввода информации, для перевода текста в аудиоформат, а также специальное программное обеспечение.
Библиотечное обслуживание должно быть обеспечено и тем пользователям, которым недоступно посещение библиотеки. Виртуальный доступ обеспечивается с помощью портативных компьютеров и мобильной телефонной связи. Программа «Читатели вне стен» широко используется в библиотеках Европы.
Важнейший вопрос библиотечного обслуживания инвалидов и приравненных читательских категорий — подготовка к этой деятельности библиотечного персонала.
Библиотекарь должен иметь базовые знания об особенностях личностей, имеющих различные стадии инвалидности, проявлять чуткость, неподдельную доброту, уметь общаться с ними, использовать приемы библиотерапии13.
Очень важны умения библиотекаря пользоваться вспомогательным оборудованием. Во многих библиотеках проводится специальное обучение в этой области.
Библиотерапия — лечение чтением — психологическая коррекция при помощи специально подобранной литературы. Теория библиотерапии сложилась в 20-е гг. XX в. На ее развитие оказали влияние труды 3. Фрейда, В.М. Бехтерева и др. Стратегия и тактика билиотерапии связана с отбором, анализом и подготовкой текстов к использованию в лечебных целях. Библиотерапия требует объединения усилий медиков (психологов, психотерапевтов) и библиотекарей. — См. Дрешер Ю Н Библиотерапия.
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
В целом многие библиотеки Европы организуют библиотечное обслуживание инвалидов весьма успешно. Так, в Чехии реализуется проект «Библиотека без барьеров» на базе публичной библиотеки; в Дании (публичная библиотека г. Рингстед) в рамках проекта «Интернет для всех» весь штат прошел подготовку по обслуживанию инвалидов; во Франции (публичная библиотека г. Бордо) имеется специальное программное обеспечение, синтезатор речи, увеличительные сканеры и др. Большое внимание этой проблеме уделяют в Венгрии, Греции, Великобритании, Нидерландах и др.
Библиотечное обслуживание в помощь непрерывному образованию пользователей.
Термин «непрерывное образование» вошел в активный лексикон российских специалистов сравнительно недавно. Долгое время более распространенным термином было «самообразование», понимаемое как «самостоятельное приобретение систематических знаний, основанное на личном интересе занимающегося»74.
Отечественными исследователями хорошо изучены особенности и формы самообразования в дореволюционной России, когда огромную роль сыграла деятельность Н.А. Ру-бакина, а также и в советское время, когда этой работе публичных библиотек уделялось особое внимание государства.
Значительный вклад в разработку теории проблемы «библиотека и самообразование» внесли работы известного ученого А.Я. Айзенберга, который рассматривал ее не только с библиотековедческих, но и с педагогических позиций75.
В традиции России, Советского союза работа библиотек в помощь самообразованию была связана с индивидуальным консультированием, информированием читателя, руководством его чтением, составлением для него рекомендатель-
Часть 2
ных списков литературы и т. д. Помощь в самообразовании была неотъемлемой частью библиотечного обслуживания пользователя. В этой сфере было сделано немало полезного, что нашло отражение во многих публикациях.
Сейчас, однако, в условиях развития все более динамичной и конкурентной экономики, становления информационного общества, требующего от человека все большей информационной грамотности, проблема приобрела другой масштаб.
Сегодня в европейской традиции используется термин «непрерывное образование», понимаемое как процесс, включающий в себя как формальное, так и дополнительное образование, а также дистанционное обучение и др.
В современных условиях резкого расширения образовательного пространства и признания во всех развитых странах образования и обучения наиболее эффективным способом личного развития и более насыщенной жизни проблеме непрерывного образования придается весьма большое значение. Профессиональное сообщество, прежде всего, такие международные организации, как IFLA (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), EBLIDA (Европейское бюро библиотечных, информационных и документальных ассоциаций) в своих документах постоянно подчеркивают ключевую роль публичных библиотек в организации данной деятельности.
Непрерывное образование рассчитано на потребности читателей всех возрастов, любой социальной принадлежности, любого уровня предварительной подготовки. Цель организации системы непрерывного образования — способствовать увеличению количества квалифицированных и образованных жителей Европы, обеспечить гарантии того, что Европа не будет поделена на «информационно богатых» и «информационно бедных». Именно публичные библиотеки способствуют стиранию этих различий, предоставляя свободный доступ к новым ресурсам, особенно Интернету, тем, у кого нет такой возможности дома или на работе.
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
Использование в процессе непрерывного образования новых информационных технологий открывает новые перспективы. Тот факт, что европейская публичная библиотека обладает значительными образовательными ресурсами, в том числе и электронными, доступными для ее пользователей, делает ее важным местным центром, который может целенаправленно предоставлять средства для самостоятельного образования всему сообществу.
Активные естественные партнеры библиотек в этой деятельности — университеты, особенно отделения дистанционного образования, организации, предоставляющие образовательные услуги для взрослых (например, образовательная ассоциация для рабочих EuroWEA; «Университет третьего возраста» для пожилых людей и др.
Библиотеки многих европейских стран располагают разработанной стратегией библиотечного обслуживания в помощь непрерывному образованию.
В большинстве случаев библиотеки обучают своих пользователей компьютерной грамотности, организуют соответствующие курсы, тренинги. Кроме того, предоставляют электронное образовательное пространство (Интернет, режим видеоконференции и т. д.), а также консультируют по конкретным вопросам.
Примером удачного «подключения» публичной библиотеки к решению проблем непрерывного образования может быть названа деятельность библиотек Великобритании, где программа «Народная сеть» (Peoples Network), обучающая компьютерной грамотности безработных с целью облегчить им обретение новой работы, реализовалась в библиотеках.
Публичные библиотеки Штуттгарта (Германия) стали местными центрами помощи в непрерывном образовании своим пользователям; публичные библиотеки некоторых графств Ирландии организуют электронное обучение для пожилых людей. В Литве (г. Зарасай) публичная библиотека организовала языковые курсы в помощь претендентам на гражданство страны. В Шотландии разработан кибер-проект,
Часть 2
направленный на создание равного доступа к информационным технологиям для всех представителей населения; все школы и библиотеки Шотландии объединены единой сетью.
Достаточно активно проблема непрерывного образования решается в публичных библиотеках Великобритании. Там библиотеки не только предлагают разнообразные курсы по работе с сетевой информацией для пользователей с различным уровнем подготовки, но и ведут исследовательскую деятельность, выявляющую эффективность обучения в библиотеках, музеях и др.
Профессиональным сообществом во всех странах как важнейшая задача организации непрерывного образования понимается подготовка самих библиотекарей отдела обслуживания к этой работе.
В наши дни библиотекарям приходится сочетать знание традиционных фондов с владением новыми технологиями.
Немаловажными характеристиками считаются знание психологии, понимание потребностей пользователей и умение преобразовать их в стратегии поиска необходимой информации.
Кроме того, библиотекари отделов обслуживания должны обучать пользователей не только применению новых технологий, но и оценке найденной информации, вычленению основного и т. п.
Однако далеко не всегда сам библиотекарь обладает необходимыми навыками.
С этой целью многие публичные библиотеки Европы организуют курсы, программы, тренинги для самих библиотекарей. Так, в Болгарии действует веб-сайт учебного центра непрерывного образования для библиотекарей; Датская Королевская школа библиотековедения и информатики разработала программы дистанционного обучения для библиотекарей. В Нидерландах создана программа компьютерного обучения для библиотекарей. В Норвегии (г. Берген) работает семинар для библиотекарей по вопросам консультирования взрослых и т. д.
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
Многие из названных курсов, тренингов выдают сертификаты, подтверждающие получение нового знания.
В России в ряде публичных библиотек также работают центры непрерывного образования, адресованные как пользователям библиотеки, так и самим библиотекарям; компьютерная грамотность входит в состав курсов, предлагаемых данными центрами. Осуществляются тренинги библиотекарей и т. п. Большую роль в организации центров непрерывного образования сыграл Институт «Открытое общество», много сделавший для поддержания российских публичных библиотек в самый сложный период развития страны — в 1990-е г.
Библиотечное обслуживание в помощь формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей.
Необходимость формирования культуры чтения читателя была осознана российскими специалистами библиотечного дела еще в XIX в.
Рассматривая чтение как важнейшее (а в то время, практически, единственное) средство самообразования, просвещения и приобщения к культуре самых широких слоев населения России, не имевших возможности получения регулярного образования, такие известные деятели библиотечной сферы, как Н.А. Рубакин, А.А. Покровский, Л.Б. Хавкина, подчеркивали, что только правильная постановка чтения позволяет читателю достичь наибольших результатов при наименьших затратах сил. Так, в книгах Н.А. Рубакина «Этюды о русской читающей публике», «Практика самообразования» и других содержится много советов о приемах чтения, рекомендуемых читателю и библиотекарю как организатору чтения, которые могут повысить эффективность чтения. В трудах А.А. Покровского неоднократно подчеркивается мысль о том, что библиотека должна воспитывать у читателей умение читать толково, сознательно, пользоваться книгой для самообразования.
Часть 2
Эту же мысль активно проводила в жизнь и Л.Б. Хавкина, считавшая, что читатель из народа способен читать всю литературу, но для этого необходимо средствами библиотечной работы поднять уровень его культуры и выработать у него навыки чтения книг.
После Октябрьской революции 1917 г. проблемы приобщения к чтению, в том числе и формирование культуры чтения, стали частью политики государства. Власть рассматривала борьбу с неграмотностью и приобщение народа к чтению как рычаг влияния на его политические взгляды и настроения. Именно поэтому в тот период были проведены многочисленные исследования чтения и сделаны попытки сформулировать требования к культуре чтения.
В 1920-е гг. начинают появляться работы, посвященные психологической стороне процесса чтения. Этой проблеме уделяли большое внимание такие библиотековеды и психологи, как Я.М. Шафир, В.А. Невский, Л.С. Выготский, П.И. Гуров, А.П. Нечаев, Н. А. Рыбников.
Проблемы психологии чтения разрабатывались по таким направлениям, как изучение механизма чтения и восприятия текста; исследование социально-психологической природы чтения; психологические механизмы воспитательного воздействия книги на человека и т. п.
Труды по психологии чтения были серьезной теоретической основой для библиотечного обслуживания читателей, понимаемого тогда как руководство чтением, и для воспитания культуры чтения — явления, многие аспекты которого были осмыслены как важная составная часть развивающейся в этот период теории научной организации умственного труда (НОТ).
За десятилетие (1924-1934) было опубликовано свыше 250 работ, посвященных общим и частным вопросам самостоятельной работы с книгой.
В последующие годы проблема формирования культуры чтения продолжала активно разрабатываться. Наряду с общими проблемами стали изучаться частные, раскрываю-
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
щие специфику чтения литературы по различным отраслям знаний среди конкретных категорий читателей; более углубленно стали рассматриваться отдельные аспекты чтения (разработка отдельных приемов и способов чтения, ведение записей в процессе чтения, гигиена чтения, быстрота чтения др.)
Постепенно сложилось представление о культуре чтения как о системе знаний, умений, навыков, необходимых читателю для работы с книгой в библиотеке.
Наиболее значимыми из них специалисты считают следующие:
— осознание человеком (читателем) роли книги и чтения в своей жизни и в жизни общества в целом;
— осознание цели обращения к конкретному изданию;
— умение ориентироваться в источниках информации о произведениях печати;
— умение ориентироваться в самом издании, его справочном аппарате и т. п.;
— понимание, высокий уровень восприятия и усвоения прочитанного;
— навыки работы с текстом, умение организовать процесс чтения (конспектировать, делать тезисы, выписки, систематизировать записи и т. п.);
— соблюдение гигиены чтения;
— умение варьировать темп чтения в зависимости от его цели и др.
Постепенно наряду в понятием «культура чтения» стало формироваться понятие «библиотечно-библиографическая грамотность» как его составная часть, включающая в себя минимальный («грамотность») набор необходимых квалифицированному читателю умений и навыков для работы в библиотеке.
В 1960-80-е гг. в стране действовала общегосударственная Программа пропаганды библиотечно-библиогра-фических знаний («ББЗ»), разработанная методическими
Часть 2
центрами крупнейших библиотек, где перед библиотекой (библиотекарем) была поставлена задача формирования библиотечно-библиографической грамотности молодого специалиста, студента, школьника. Выполнение этой задачи было возложено на публичные и, особенно, учебные библиотеки. Однако эта работа активно велась и в детских, и юношеских библиотеках, где были разработаны и реализованы, как правило, совместно со школой, специальные программы формирования культуры чтения по отношению к разным возрастным категориям.
Позже этой проблемой стали заниматься и специальные (технические, медицинские и др.) библиотеки, которые выявляли особенности культуры чтения специальной научной литературы.
Формы продвижения культуры чтения были весьма разнообразны.
Библиотеки всех типов постоянно проводили так называемые «библиотечные уроки» — обучали читателей пользоваться справочным аппаратом: каталогами, картотеками, библиографическими пособиями; разрабатывали «памятки для читателей»; проводили экскурсии для вновь записавшихся в библиотеку и т. д. Учебные библиотеки, особенно вузовские, проводили консультации по вопросам использования информационной базы по специальности, учили читателей работать с библиографическими источниками, прикнижной библиографией, оформлять списки литературы для курсовых, дипломных и диссертационных работ и т. п. Часто лекции по этой проблеме, разработанные сотрудниками вузовской библиотеки, включались в курс «Введение в специальность», который читался студентам на первом курсе. Так было во многих вузах страны.
В эти годы широко издавалась литература методико-практического характера, например: «Что нужно знать каждому о библиотеке» Ю.А. Гриханова, «Занимательная библиография» И.Г Моргеншерна и Б.Т. Уткина, «Наша 138
_______________________Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс
библиотека»; ГГ Гецов «Рациональные приемы работы с книгой», Л.П. Доблаев «Психологические основы работы над книгой», Б.П. Павлова «Обучение конспектированию. Теория и практика», Н.Е. Бахарев «Учись работать с технической книгой», Л.А. Николаева «Учись быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой», М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова «О культуре чтения: что нужно знать каждому».
В этот же период был опубликован ряд работ теоретического характера, показывающих культуру чтения как сложную, многоаспектную проблему. Наиболее полное отражение она нашла в диссертационных исследованиях ТС. Макаренко и ЕА. Рахманалиева76.
Во всех этих изданиях широко использовался материал, выявляющий уровень культуры чтения различных категорий читателей (студенчества, специалистов, школьников, а также и самих библиотекарей), накопленный в ходе проведения социологических исследований в 1970-80-е гг.
В этот же период большой интерес вызвал такой аспект культуры чтения, как «быстрочтение», то есть умение быстро читать.
Эту проблему изучали О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов, позже А. Зиганов. Авторы разработали самостоятельную методику обучения навыкам быстрого чтения и представили ее читателям. Однако, как подчеркивали сами авторы, быстрочтение эффективно лишь для освоения технической, специальной, научной литературы, но неприменимо к литературе художественной.
След<