О целесообразности «накопленного благочестия»
В русском языке есть поговорка: «С понимающего – спрос соответствующий», то есть, если Бог заинтересован в том, чтобы люди жили праведно[5], такому человеку (тому, кто был праведником в прошлых жизнях) наоборот должен быть немедленно подан знак о том, что он идёт неверной дорогой. Можно описать это на примере класса учеников. Представим класс, где все учатся, более ли менее ровно, есть один отличник, на которого все ровняются и один двоечник-разгильдяй. И, в один прекрасный день, учитель узнаёт о том, что двоечник и отличник начали курить. Если двоечник начал курить, то на самом деле его жизнь изменилась мало: к разгильдяйству добавился очередной порок. Конечно, с ним необходимо об этом поговорить, но суть в том, что жизнь окружающих, и его собственная от этого особо не изменится, т.к. он изначально подавал ПЛОХОЙ пример. Отличник же, который подаёт ХОРОШИЙ пример остальным, может стать для других авторитетом, и, кроме того, став на путь порока, его собственная жизнь меняется уже очень круто, и здесь нужно быть особо внимательным. Смысл в том, что у отличника жизнь повернулась круто, и его выбор может привести его к заметному ухудшению качества жизни! Так что, учитель должен особо поговорить с отличником, а не оставлять это на самотёк. Но в ведической культуре, особенно в её ответвлении, названном Веданта нравственные стандарты Бога отличаются от описанных выше. Дело в том, что, согласно Ведам, Богу нет никакой разницы, что у человека в душе, он безразличен. Он «не привязан» к своему творению, и не заинтересован в нём. Попросту, ему плевать на людей, и плевать на то, что ему плевать. Но тогда зачем нужны страдания и справедливость как таковые? Пусть души получают наслаждение, как от пороков, так и от праведности, от знаний и от невежества. Если нет цели, то к чему вести то жалкое существование, которое предопределено в материальном мире душам? И с какой целью он давал Веды, если ему наплевать по какому пути идёт душа[6]?
***
Таким образом, все причинно-следственные связи, согласно Ведам скрываются в наших прошлых жизнях, которые мы, забываем при рождении[7]. В одном и том же человеческом обществе страдания дают нам иллюзию несправедливости, а наслаждения – вседозволенности, что порождает дальнейшее непонимание того пути, который предлагает нам ведическое знание, как наиболее оптимальный.
Следующая возможная точка путешествия души по материальному миру – это мир, менее разумных существ, например, животных. Так, «Женщина, которая ругает своего мужа, становится вошью». Суть в том, что душа не желая улучшить своё положение так, как это предполагается в Ведах (об этом речь пойдёт далее), должна отработать, «сжечь» свою негативную карму – отстрадать положенные ей мучения. И, таким образом, имеет смысл очистить душу автоматически – отработав программу животного. Очевидно, что, будучи вошью или бурундуком, душа не может совершить никаких «нравственных подвигов» и совершенствования «личности», поэтому страдание проходит в автоматическом режиме. При этом есть разночтения: О.Г. Торсунов пишет, что«Карма ликвидируется только в результате осознания. Животные не могут осознавать». Но в этом случае душе находиться в теле животного вообще бессмысленно: и карму не сжигает, и время проводит впустую. Хотя, есть и иные точки зрения: смысл воплощения в животных сводится к тому, что у души накапливается Глубинная Кармическая Память. Это та память, которая существует в виде ощущений и интуитивных позывов: делать что-то, или не делать. И здесь, кажется, можно испытать облегчение, вздохнув свободно, от того, что делать плохие вещи после всех пережитых ужасов и страданий в теле вши, хомяка, или просто сильно страдающего человека – просто не возникнет желания. Но тогда, по идее, мы бы все жили на Кришналоке, и желания испытать ненависть или пожить не для Кришны у нас не возникало бы принципиально. Материальный мир остался бы совершенно пуст. Но суть в том, что памяти разных противоречивых опытов накладываются друг на друга и искажают ощущения, так же эта память не всегда может активизироваться, и, согласно ведическому знанию, полагаться на неё не стоит. Как пример можно привести человека, который в одной жизни получал наслаждение от сигарет, а в другой умер от рака лёгких, и эти опыты накладываются друг на друга, смешивая противоречивые чувства в психике человека. Получается, что животный мир – это своего рода «штраф-стоянка» для душ, которые, хоть и получают глубинный кармический опыт, но толку от него - никакого. Смысл такого устройства Вселенной – непонятен.
Обобщая всё вышеизложенное, подводим итог: душа в материальном мире, по предопределению Кришны, может лишь больше запутываться в себе и деградировать, при том, что «накопленное благочестие» только мешает душе понимать происходящее, а «штраф-стоянки» только продлевают бесполезное времяпрепровождение в материальном мире.