Организация полевых исследований
Оглавление
От автора (3)
Введение (4)
Организация полевых исследований (11)
Подготовка этнографической экспедиции (18)
Основные виды работ в поле (25)
Некоторые правила ведения и хранения полевых документов (35)
Методика и практика работы в поле (39)
Хозяйство (40)
Поселения (47)
Жилище и хозяйственные постройки (50)
Одежда, обувь, украшения (63)
Утварь (76)
Пища (82)
Общественные отношения и общественный быт (86)
Верования, обряды, игры, танцы, устное народное творчество (96)
Правила обработки экспедиционных материалов для сдачи на хранение (103)
ОТ АВТОРА
Предлагаемое читателю изложение методики этнографических экспедиций - сокращенный курс лекций для студентов кафедры этнографии исторического факультета МГУ, который автор читал в течение десяти лет (с 1954 г.). Разумеется, что лекции специально переработаны для настоящего издания так, чтобы служить методическим пособием для более широкого круга читателей (работников краеведческих музеев, любителей-этнографов и всех тех, кто интересуется изучением народной культуры и быта).
Фактически это первое в советской литературе систематическое изложение методики этнографических экспедиций.
Крайне ограниченный объем книги не позволил автору сколько-нибудь подробно рассказать о разнообразнейших приемах и методах этнографического изучения такого сложного объекта, как жизнь народа во всем ее многообразии. Поэтому автор был вынужден остановиться только на самых важных и общих рекомендациях и правилах сбора этнографического материала.
Автор надеется, что читатели выскажут свои критические замечания, предложат новые методы и приемы работы, поделятся своим опытом. Особенно нужен обмен опытом этнографического изучения современности. Методика такого изучения еще только вырабатывается, что сказалось и на изложении соответствующих разделов у автора.
Автор очень признателен всем, товарищам, опытом экспедиционной работы которых он мог пользоваться при создании настоящего курса.
ВВЕДЕНИЕ
Этнография - наука о народах (буквальный перевод - "народоописание"). Как отрасль исторической науки этнография изучает культуру и быт народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения 1 .
Круг проблем, изучаемых современной этнографией, очень широк и разнообразен. Для их изучения этнографы используют самые разнообразные исторические источники и в том числе: письменные документы, графические материалы, музейные коллекции, данные смежных наук (археологии, лингвистики, этнической антропологии и др.). Однако одним из основных источников этнографии являются материалы, которые этнографы собирают, непосредственно наблюдая живую действительность, что и отличает этнографию от многих других исторических дисциплин 2 .
Этнографические материалы, собранные в ходе непосредственного наблюдения и изучения живой действительности, называются полевыми этнографическими материалами, а работа по собиранию таких материалов и сведений получила название полевой этнографической работы или полевых этнографических исследований.
Объектом изучения в процессе полевых этнографических исследований всегда бывает народная культура и народный быт.
Содержание понятия "народная культура" нельзя считать одинаковым для всех периодов и всех исторических типов человеческого общества. Для обществ, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития, и содержание, и пределы того, что в этнографии обычно понимается под народной культурой, будут различными.
У народов, находившихся на стадии первобытнообщинного
1 "Очерки общей этнографии", вып. 1. М., Изд-во АН СССР, 1957, стр. 7.
2 Там же.
-4-
строя, культура была единой для всего общества в целом: Поэтому для этнографии вся культура таких народов является объектом изучения, начиная от способов ведения хозяйства и кончая религиозными верованиями. Всестороннее изучение первобытной культуры возможно для этнографа еще и потому, что сама эта культура находится на такой стадии развития, когда различные стороны ее отличаются сравнительной простотой, неразвитостью, и их исследование доступно и возможно при наличии этнографической подготовки. Конечно, как бы ни была "примитивна" культура "отсталых" народов, при ее исследовании нельзя обойтись без специальных знаний в земледелии, технике и т. д.
По мере дальнейшего развития человеческого общества происходит известное разделение культуры данного народа на культуру народных масс, трудящихся и на культуру господствующих классов. Вместе с тем происходит и усложнение самой культуры, особенно той ее части, которая присуща господствующим классам. Появляются науки, ведающие отдельными отраслями производства (агрономия, архитектура; математика, физика и др.), возникают сложные философские и религиозные системы, образуется письменная литература, театр, развиваются административные системы и право и т.д.
Все это делает различные стороны такой сложной культуры предметами специальных научных дисциплин, объектами изучения специальных наук. Короче, для изучения различных сторон культуры классового общества требуются специальные познания в определенных областях знания, без чего научное изучение просто невозможно. Этнография, в том числе и полевая этнография, не может брать на себя задачи некоей сверхнауки и изучать все стороны такой сложной культуры. Однако обычно вся сумма перечисленных достижений науки и культуры относится к жизни и быту преимущественно господствующих классов, составляя так называемую "официальную" культуру, а культура и быт трудящихся масс долгое время остаются на весьма низком уровне, продолжают отличаться относительной простотой и несложностью. Поэтому комплексное изучение культуры народных масс, как социально обособленной части общества, закономерно становится объектом изучения этнографии. Разумеется, культура народных масс не изолирована от культуры господствующих классов, от "официальной" культуры. Она не только оказывает на эту культуру мощное влияние, но и сама подвергается обратному влиянию. Однако до тех пор, пока значительное место в экономической жизни народных масс занимает натуральное хозяйство, такое воздействие остается сравнительно неглубоким, не затрагивая основ народной жизни.
Со временем развитие науки и техники, усложнение об-
-5-
щественных отношений и надстройки приводит к дальнейшей специализации наук, изучающих различные стороны культуры народа. Область этнографического исследования еще более суживается, ограничиваясь теперь совокупностью национальных, этнически специфических особенностей культуры. Вместе с тем расширяется и "кооперация" этнографии с другими науками, которые изучают отдельные области народной культуры, - с архитектурой, литературоведением, техническими науками, правоведением и т. д. Изучение современной чрезвычайно сложной и многообразной культуры народа совершенно невозможно силами одних только этнографов. Для такого изучения необходимо привлечение широкого круга специалистов соответствующих областей знания.
Усложнение культуры во всех ее областях, усложнение быта народа под влиянием крупного индустриального производства и сложной специализации в экономике, которые принес с собой капитализм, требуют уже иного подхода к изучению народной культуры, требуют и иных методических приемов. К сожалению, и в советской и в зарубежной этнографии такие приемы разработаны далеко недостаточно.
Еще большей сложностью отличается культура народов, вставших на путь социализма. Ликвидация классовых антагонизмов, морально-политическое единство общества в условиях социализма приводят к тому, что ликвидируется различие между культурой "официальной" и культурой народных масс. При социализме создается действительная общенародная культура 3 . Изучение общенародной, социалистической культуры предъявляет к ученым, в том числе и к этнографам, новые требования, удовлетворение которых возможно лишь на пути специализации и кооперации целого комплекса наук и научных дисциплин, изучающих самые различные стороны человеческого общества и его культуры. В таком изучении этнографы могут взять на себя лишь часть общей работы, а именно изучение национальных, этнических особенностей культуры каждого народа; каждой этнической группы в их становлении и развитии.
Из вышесказанного следует, во-первых, то, что проблемы, исследуемые в процессе полевой этнографической работы, чрезвычайно многообразны; во-вторых, то, что все это многообразие естественно группируется в некоторое число наиболее важных, основных направлений этнографических исследований, ведущихся на основе сбора и изучения полевых этнографических материалов. Перечислим эти направления.
1. Реконструкция истории первобытного общества. Сбор полевых материалов по этой теме проводится преимуществен-
3 "Программа Коммунистической партии Советского Союза". М" Госполитиздат, 1961, стр. 130.
-6-
но среди тех народов, которые в силу определенных исторических причин задержались в своем экономическом, социальном и культурном развитии, сохранив до настоящего времени или сохранявшие в недавнем прошлом первобытные хозяйственные формы, общественную организацию, культуру и т. п.
Но явления, происхождение которых относится к весьма отдаленному прошлому, нередко сохраняются и бытуют,- причем чаще всего в видоизмененной форме, - в культуре и быту крупных современных наций. Такие явления, в случае если они потеряли свой социальный смысл и держатся лишь в силу косной традиции, называются обычно пережитками. Благодаря этому обстоятельству даже во время этнографических экспедиций к народам, стоящим в целом на уровне современной передовой культуры, этнографы могут, фиксируя уцелевшие пережиточные явления, собрать сведения, освещающие далекое прошлое этих народов.
Следует подчеркнуть, что бурное развитие науки и техники, социальный прогресс и быстрый рост культуры населения, особенно в странах социализма, ведут к быстрому исчезновению подобных явлений. Всячески способствуя со своей стороны этому процессу культурного развития народов, этнографы вместе с тем обязаны сделать все возможное, чтобы зафиксировать пережиточные явления, сохранив их описание для науки.
2. Реконструкция истории культуры угнетенных масс в рабовладельческом и феодальном обществах. Как по задачам, так и по методам исследования это направление во многом близко предыдущему. Относящиеся к рабовладельческой и феодальной эпохам исторические документы и памятники, как правило, весьма скудно освещают жизнь трудящихся, их культуру и быт, сосредоточивая все внимание на описании быта и культуры господствующих классов. Данные этнографии и особенно данные полевой этнографии позволяют значительно восполнить этот пробел в наших исторических источниках.
3. Реконструкция истории культурных связей между народами и целыми историко-культурным" областями в различные периоды мировой истории. Этнографический материал позволяет значительно расширить фактическую базу исследований историко-культурных связей, хотя, разумеется, окончательное решение вопроса каждый раз зависит от того, насколько полно использованы исследователем не только данные этнографии, но и данные археологии, антропологии, истории и других смежных наук.
4. Исследование этнической специфики культуры различных народов. Будучи тесно связанными с предыдущим направлением (3), этнографические исследования специфики раз-
-7-
личных культур опираются в своих выводах, главным образом, на полевые материалы этнографических экспедиций. Не будет преувеличением сказать, что определение этнической специфики культурных явлений невозможно без непосредственного этнографического изучения этих явлений в поле.
5. Исследование этногенеза (происхождения народов) и этнической истории современных народов. Как и большинство проблем исторический этнографии, проблемы этого направления решаются с привлечением выводов и заключений, сделанных на своем материале археологами, антропологами, лингвистами, историками. Тем не менее данные полевой этнографии, собранные в процессе изучения современной культуры, представляют собой неоценимый источник сведений для исследователя этногенеза и этнической истории современных народов и являются поэтому обязательной составной частью фактического материала, необходимого для решения названных проблем.
6. Исследование современности. Совершенно особо ставится перед этнографией в целом и перед полевой этнографией в особенности задача этнографического исследования современности. Среди советских этнографов до сих пор нет еще полной ясности о конкретных путях решения этой задачи. Одни исследователи склонны понимать задачу этнографического изучения современности очень широко, включая в нее исследование всех сторон жизни современного населения, всех сторон его культуры. Другие считают, что при изучении современности этнографы должны ограничиться исследованием роли и судьбы этнических, национальных черт культуры каждого народа. Если учесть к тому же чрезвычайную сложность современной жизни, вследствие чего большинство отдельных сторон жизни современного общества стали предметами специальных наук, то становится понятным, почему в советской этнографии до сих пор ведутся споры о том, как и какими методами изучать современность.
Вследствие этого в нашем распоряжении нет пока, к сожалению, достаточно проверенной и общепризнанной методики этнографического изучения современности 4 .
4 Проблемы этнографического изучения современности достаточно подробно освещены в статье: Л. П. Потапов. Этнографическое изучение социалистической культуры и быта народов СССР. "Советская этнография", 1962-, №2; в примечаниях к этой статье приведена почти исчерпывающая библиография работ, по этим проблемам. Из более крупных работ можно рекомендовать: "Среднеазиатский этнографический сборник", т. I- II. М., Изд-во АН СССР, 1954-1959; "Культура и быт таджикского колхозного крестьянства". М., Изд-во АН СССР, 1954; "Село Вирятино в, прошлом и настоящем. Опыт этнографического изучения русской колхозной деревни". М., Изд-во АН СССР, 1958; Л. Н. Терентьева. Колхозное крестьянство Латвии. М., Изд-во АН СССР, 1960; "Семья и семейный быт колхозников Прибалтики". М., Изд-во АН СССР, 1962.
-8-
Многообразие проблем, стоящих перед современной этнографией, выдвигает перед учеными, ведущими полевую, этнографическую работу, сложные задачи, особенно если их целью становится всестороннее изучение жизни и культуры народа.
Основной к наиболее распространенной формой сбора полевых этнографических материалов, необходимых, для успешного решения перечисленных и всех прочих исследуемых этнографами проблем, являются этнографические экспедиции.
Как правило, участники этнографических экспедиций сосредоточивают свое внимание на одной или немногих, центральных для данной экспедиции, проблемах, но одновременно ведут сбор материалов и по другим этнографическим проблемам.
В зависимости от задач, поставленных той или иной экспедицией, меняется, естественно, и методика проведения исследований. Однако, как бы ни были разнообразны и сложны проблемы этнографии как науки, можно выделить некоторую сумму методических правил и приемов экспедиционной работы, соблюдение которых обязательно для успеха любой экспедиции.
Настоящее учебное пособие ставит перед собой задачу дать читателям основы тех знаний, методических приемов и способов собирания материала, которые необходимы для успешного осуществления полевых этнографических исследований. Очень небольшой объем работы заставляет автора ограничиваться порой лишь самыми общими рекомендациями и советами. Создание сколько-нибудь полного пособия по методике этнографических исследований, при учете многообразия культур отдельных народов, а также сложности и неразработанности многих этнографических проблем, возможно лишь усилиями коллектива ученых-этнографов. В данном же учебнике изложены лишь вопросы общей организации и подготовки экспедиций, приведены правила ведения, первичной обработки и хранения научной документации во время полевых исследований, сформулированы общие принципы исследования отдельных областей народной культуры, даны основные практические приемы и методы собирания и фиксации полевых материалов. Необходимо подчеркнуть, что все это лишь основы методических приемов и навыков, которые необходимо знать начинающему этнографу.
Нельзя также забывать, что работа в поле, в экспедиции - это лишь часть научной работы этнографа. И эту работу нельзя противопоставлять или отделять от изучения других этнографических источников: письменных, архивных, музейных и т. п. Наоборот, успех экспедиции в значительной мере зависит от глубокого знания всей суммы данных об исследуемом народе и его культуре. Такие знания, со-
-9-
ставляющие необходимый элемент подготовки экспедиции, позволяют глубже и полнее изучить и осмыслить факты и явления, обнаруженные во время полевых исследований. В свою очередь полевые материалы, собранные в экспедиции, позволяют этнографу значительно дополнить и правильнее истолковать сведения, извлеченные им при работе над письменными, музейными и другими источниками. Работа "в поле" и работа "в кабинете" - это две стороны единого процесса изучения народной культуры, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
-10-
ПОДГОТОВКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Подготовка экспедиции складывается из двух различных по своему характеру процессов. Первый - научная подготовка экспедиции, второй - материальное обеспечение экспедиционных работ.
Научная подготовка экспедиции состоит главным образом в том, что будущие участники экспедиции определяют, что
-18-
уже известно по намеченной теме (или темам) экспедиции и исходя из этого определяют объем и задачи предстоящих полевых исследований. Для этого в первую очередь изучается по возможности вся относящаяся к делу этнографическая литература, откуда тщательно извлекаются все конкретные данные (описания, рисунки, фотографии и прочие материалы) о культуре, и быте исследуемой группы населения.
Помимо выборки фактических данных из литературных источников, важной частью научной подготовки экспедиции является изучение музейных коллекций и графических материалов, характеризующих культуру данного народа. Никакое описание не может дать этнографу того, что он получает, знакомясь с вещами, рисунками, фотографиями. Изучая их, этнограф как бы заглядывает вперед, предварительно знакомится с тем, что может встретиться ему в поле.
Немалое значение для успеха будущей экспедиции имеет и знакомство с историей и историей культуры изучаемого народа, а также с литературой по смежным с этнографией разделам науки.
Особое место в научной подготовке экспедиции уделяется изучению географии района, где предстоит работать этнографам. Здесь важно всё: климат, ландшафт, гидрография, пути сообщения. Нельзя забывать и того, что географические условия оказывают значительное влияние на развитие различных сторон культуры народа. С климатическими и другими природными условиями нужно считаться и при выборе района работ, времени года для проведения работ, при расчете времени на передвижение и т. д.
Особое внимание нужно обратить на изучение демографии района, в первую очередь этнической демографии, сведения по которой можно извлечь как из материалов переписей населения, так и из этнографических, карт. 1
Научная подготовка экспедиции завершается составлением программы экспедиции. Программа экспедиции содержит научную проблематику экспедиции, темы (разделы), по материалам которых эта проблематика будет решаться, а также определяет конкретные пути и формы такого решения. В соответствии с этим в программе указываются:
1) общая проблематика экспедиции, чему посвящается
вводная часть программы;
2) перечень тем экспедиции, т. е. тех сторон культуры народа, по которым будут собираться полевые материалы, необходимые для решения главной проблемы (или проблем);
3) район работы экспедиции и ее маршрут;
1 "Атлас народов мира". М., Изд-во АН СССР, 1964 и другие этнографические карты.
-19-
4) сроки работы экспедиции и расчет времени, работы на отдельных отрезках маршрута;
5) состав участников экспедиции и закрепленная за каждым из Них отдельная тема или часть темы (раздел). Если предполагается работа несколькими отрядами, то конкретная задача каждого отряда и районы его работы;
6), краткие методические разработки, где перечисляются основные особенности культуры, на которые следует обратить особое внимание, и основные приемы исследования (опрос, анкеты и т. п.).
В дополнение к программе и одновременно с ней подготавливаются и утверждаются различные подсобные документы экспедиции: анкеты, анкеты-бланки и т. п. Полезно также, особенно для этнографов, не имеющих достаточного опыта полевой работы, составить специальные вопросники с подробным перечислением явлений, подлежащих изучению во время полевой работы 2 . По вопроснику легко проверить, какие темы были выяснены подробно, какие нет; легко составить план полевой работы на следующий день и т. д.
На основе подробных вопросников можно составить и более краткие вопросники (содержащие 20-30 пунктов), в которые выносятся узловые, главные вопросы, подлежащие Выяснению. Такого рода краткий вопросник начинающие полевые работники могут использовать при опросах населения как "шпаргалку".
Материальное обеспечение этнографической экспедиции; Если археологов образно называют историками, вооруженными лопатой, то этнографа можно назвать историком, вооруженным фотоаппаратом и блокнотом. С каждым годом оснащение этнографических экспедиций расширяется за счет применения все большего количества различных технических средств. Но и до сих пор главными рабочими орудиями этнографа в поле являются тетрадь и карандаш.
Для записи собираемых сведений этнографы запасаются толстыми ("общими") тетрадями, желательно с прочным картонным переплетом. Такие тетради удобны для работы в любых условиях, а этнографам редко приходится в поле записывать сидя за столом. Для письма пользуются авторучками или графитными ("простыми") карандашами. Нельзя писать шариковыми ручками или химическими карандашами, так как при повышенной влажности (а в экспедициях всякое бывает) записи, сделанные шариковой ручкой или химическим карандашом, расползаются, становятся неразборчивыми.
2 Нередко именно эти вопросники в этнографической литературе называют программами, что не совсем точно. Разработано немало подобных программ-вопросников как по культуре отдельных этнических групп, так и тематических.
-20-
Почти каждая экспедиция проводит большую работу по сбору и фиксации данных об одежде, жилище и тому подобных материальных сторонах культуры. При этом приходится делать зарисовки, планы, чертежи и т. п., что требует заблаговременного обеспечения экспедиции необходимыми материалами.
Для рисования берут обычную рисовальную бумагу хорошего качества (ватман, полуватман и др.). Такая бумага не обязательно должна быть переплетена в альбоме, но лучше, если она будет закреплена в планшете: это позволит без труда вынимать и хранить готовые рисунки отдельно.
Для выполнения планов построек, чертежей орудий труда и различных приспособлений, для снятия выкроек одежды и т. п. очень удобна бумага-"миллиметровка" в планшетах. Если "миллиметровка" есть только в рулонах, необходимо нарезать ее стандартными листами и уложить их в планшеты. Планшет наиболее удобен и для хранения чертежей и рисунков, и для работы в полевых, условиях. Имея твердую обложку из картона или фанеры, такой планшет заменит стол в любых условиях работы.
Для копирования рисунков и некоторых других видов полевой работы употребляется бумажная калька. Калька выпускается двух видов - для туши (глянцованная) и для карандаша. Глянцованная калька хороша для работы красками, но мало пригодна для работы карандашами, неглянцованная - наоборот, удобнее для работы карандашами. Калька выпускается листами или в рулонах. Рулоны не обязательно резать на листы, так как нередко приходится пере; носить на кальку очертания крупных предметов или выполнять другие рисунки больших размеров.
Для зарисовок и копирования пользуются графитными (простыми) карандашами средней мягкости или мягкими (от ТМ до М4). Для черчения планов я тому подобных работ не следует применять слишком мягкие карандаши, так как графит легко осыпается с листа и смазывается, если его не закрепить.
Лучше брать, карандаш ТМ. Для рисования в цвете удобны наборы цветных карандашей с наибольшим количеством цветов (не менее 18, лучше 24-48): с помощью карандашей трудно подбирать тона путем смешивания различных цветов, лучше если будет достаточный набор готовых цветов.
В экспедиционных условиях более удобны для рисования, и главное для копирования рисунков, краски. Применяются краски, растворяющиеся в воде (акварель, гуашь, темпера). Они хорошо ложатся на бумагу, для них всегда есть под рукой "растворитель", а приемами работы с такими красками в необходимых для этнографа пределах нетрудно овладеть. При этнографическом рисовании и копировании
-21-
применяют более густой, чем в живописи, раствор красок при работе на кальке), смешивают гуашь с акварелью и т.д.
Для обмеров крупных объектов пользуются обычно метровой рулеткой (по 10-20 м в ленте). Наиболее удобна матерчатая рулетка, но в крайнем случае, можно использовать и рулетку с металлической лентой. Для обмера мелких предметов и снятия выкроек с одежды употребляют обычную сантиметровую ленту ("сантиметр"), какой пользуются все портные. При черчении планов и масштабном рисовании полезно иметь линейку или угольник. При снятии планов поселений обычно применяют визирную линейку и планшет.
Современную этнографическую экспедицию нельзя представить себе без фотоаппаратов и фотосъёмки. Для полевой работы более всего, пригодны пленочные фотоаппараты с шириной пленки либо 24 мм, либо 60 мм. Другие фотографические камеры (стационарные, с двойным растяжением мехов) из-за громоздкости и сложности в обращении применяются редко.
Плёночные фотоаппараты различаются не только размером кадра, но и конструкцией. Для экспедиционной работы можно пользоваться самыми различными типами фотоаппаратов ("Смена", "ФЭД", "Зоркий", "Киев" и др.), но удобнее все же "зеркалки" ("Зенит", "Старт", "Салют"). Дело в том, что система наводки на резкость по зеркалу позволяет пользоваться различными насадочными линзами, сменными объективами, производить съемку с близкого расстояния и т. д. без переналадки фотоаппарата. Для лучшего качества снимков полезно иметь фотоэлектрические фотоэкспонометры, лампы-вспышки и различные мелкие приспособления (карманный штатив, тросик и др.) 3 .
Киносъемка пока еще не получила достаточного распространения в полевой этнографии, что объясняется главным образом сложностью работы с киноаппаратами. Можно пользоваться любительскими камерами разных типов с шириной пленки 8 мм. Но при этом получается кадр размерами 2х4 мм, что практически исключает возможность получить с такого кадра отпечатки и сильно затрудняет монтаж фильмов. Киноаппараты с обычной кинопленкой шириной в 24 мм в экспедиционных условиях слишком громоздки и требуют большого количества кинопленки. Лучше всего пользоваться камерами с плёнкой шириной в 16 мм. В этом случае с кинокадров можно получать вполне ясные отпечатки на бумаге, а монтаж фильмов сравнительно несложен. Киноаппараты достаточно компактны, а необходимый запас пленки
3 Подробную характеристику фотоаппаратуры можно найти в фотографическом справочнике (см. список литературы в конце книги).
-22-
не так уж сильно перегружает багаж экспедиции. Для экспедиции можно рекомендовать киноаппараты типа "Киев" или чешскую камеру "Admira-16".- Хорошо, если камера имеет не один, а два или три разнофокусных объектива, укрепленных на поворотной турели, или объектив с переменным фокусом - это сильно расширяет возможности при съемке.
Современные фото- и киноматериалы достаточно разнообразны по своим свойствам (чувствительности к свету, контрастности изображения, чувствительности к цвету и т. п.). Как показывает опыт, в экспедицию следует брать минимальное количество типов пленок (не больше трех). Привыкая к работе с одним сортом фотоматериалов, трудно перестраиваться на работу с пленкой; имеющей другие параметры. Поэтому берут один тип пленки в качестве основного и 1- 2 типа для специальных съемок (высокочувствительную, особо контрастную или особо мягкую). Перед выездом в поле пленки опробываются для проверки их свойств при различных условиях съемки. Для работы в этнографический экспедиции наиболее подходят панхроматические и изопанхроматические пленки чувствительностью от 45 до 90 ед. ГОСТа с нормальной передачей светотени. Панхроматические и изо-панхроматические фотоматериалы достаточно хорошо передают цвета фотографируемых объектов (степенью плотности), что важно для этнографических работ. Цветные фотоматериалы применяются пока редко не только потому, что они сравнительно дороги и требуют особой тщательности при съемке и обработке, но главным образом потому, что в полевых условиях почти невозможно получить достаточно хорошие негативы. Цветная фотография пока отнимает времени не меньше, чем рисование, а цвета объектов оказываются искаженными.
За последние десять лет все большее распространение получает цветная обратимая (диапозитивная) фотопленка. На такой пленке сразу же получается позитивное изображение фотографируемого объекта, которое хорошо рассматривать через фильмоскоп или диаскоп. Недостаток обратимых фотопленок в том, что изображение получается в одном только экземпляре, а дублирование диапозитивов крайне затруднено. Однако качество цветных диапозитивов, если соблюдены оптимальные условия съемки, прекрасное; Кроме того, они удобны в хранении и пользовании. Поэтому нет оснований- отказываться от самого широкого применения цветных обратимых фотопленок для фиксации полевых материалов. Рекомендуется, однако, производя съемку на обратимую цветную пленку, одновременно дублировать кадры, снимая каждый объект и на обычную черно-белую негативную пленку.
-23-
Особое внимание нужно обратить на обеспечение хранения фотоматериалов в экспедиции. Для пленок (если они не в кассетах) должны быть специальные коробки, не пропускающие влагу, предохраняющие пленку от повреждений. Не
экспонированные и экспонированные пленки всегда хранятся раздельно! Для зарядки кассет полезно иметь специальный мешок.
Обработка пленок в экспедиционных условиях не рекомендуется. Проявляют иногда для пробы 1-2 пленки, не больше. Поэтому оборудования для проявления пленок (а тем более для печатания) с собой не берут.
Некоторые экспедиции, при наличии, конечно, достаточных средств, включают в свой состав фотографов-специалистов, поручая им съемку этнографических объектов. Для проведения специальной, особо важной съемки редких объектов это вполне оправдано, но такое бывает не часто. Перепоручать фотографу все работы по фотографированию не желательно. Каждый этнограф должен стремиться хорошо фотографировать, так как только сам этнограф может правильно определить, что и как нужно сфотографировать, чтобы снимок оказался не просто хорошим, но содержал всю необходимую научную информацию.
Применение магнитофонов сильно облегчило бы работу в этнографических экспедициях при опросах населения, однако выпускаемые промышленностью типы магнитофонов пока еще тяжелы и громоздки для полевых условий и широко используются только в диалектологических и фольклорных экспедициях.
Личное снаряжение, участников экспедиции в значительной степени зависит от природных условий района работы и от времени года. Как и во всяком походе, этнографы должны ограничить себя только самыми необходимыми личными вещами. При этом следует помнить, одно, весьма важное обстоятельство. Одежда и. внешний вид работников экспедиции должны быть скромными, не вызывать нареканий и порицания со стороны, населения, среди которого ведется работа. Пословица "встречают по одежде, провожают по уму" имеет к этнографам прямое отношение в своей первой части. При обычно коротком периоде контакта с людьми внешний вид и поведение сотрудников экспедиции имеют, как правило, решающее значение. За это время нужно расположить к себе людей, завоевать у них доверие. Ради этого нельзя пренебрегать местными обычаями и вкусами. Не нужно нарочито подлаживаться под местный стиль, но не следует и вести себя вразрез с местными обычаями и правилами. Любое противопоставление себя местному населению вызовет насмешки, неприязнь, и в конечном итоге отрицательно скажется на результатах работы экспедиции.
-24-
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ПОЛЕ
Полевая работа в этнографической экспедиции всегда очень разнообразна. В один и тот же день этнографу нередко приходится и беседовать с местными жителями и фотографировать, описывать те или иные явления, обмерять и зарисовывать всевозможные предметы и т. д. и т. п. Строго отделить один вид работы от другого можно только условно, теоретически, хотя к разным видам работы предъявляются различные требования, и при их выполнении используются разные технические приемы.
Основные виды работ в поле: 1) личные наблюдения исследователя, 2) опрос населения (работа с информаторами), 3) фиксация вещественных материалов, 4) сбор этнографических коллекций.
Личные наблюдения исследователя в экспедиции дают весьма ценные материалы по самым, различным вопросам. Географические условия жизни населения, особенности характера населения (общительность, замкнутость и т. п.) и его
быта, мелкие черточки поведения, случайные разговоры и т. д.- все это прекрасный этнографический материал для вдумчивого исследователя.
Каждый участник экспедиции должен вести дневник, куда записываются все полезные этнографические сведения, не зафиксированные в полевых записях или в других документах. Ценность таких заметок и наблюдений зависит от направленной наблюдательности работника экспедиции. "Мало глядеть, надо видеть". А умение видеть зависит в первую очередь от объема знаний работника, от его опыта. Поэтому еще раз следует подчеркнуть важность предэкспедиционной подготовки этнографа, особенно его знакомства с вещами, фотографиями и другими изобразительными материалами. Такое знакомство значительно увеличивает зоркость глаза исследователя в полевых условиях.
В дневнике записываются также предварительные выводы, сделанные во время полевой работы, заносятся сведения о передвижениях экспедиции и ее отрядов и многое другое. Систематическое ведение дневника особенно, полезно для начинающих полевых работников, так как оно развивает наблюдательность, помогает систематизировать наблюдения, приучает делать обобщения.
Опрос населения (работа с информаторами). Сбор материалов путем опроса информаторов из местного населения составляет важнейшую часть полевой работы этнографа. Успех работы по любой теме зависит от того, насколько полны и достоверны сведения, собранные во время бесед с местными жителями. По ряду тем данные опроса - почти единственный источник необходимой информации.
-25-
Трудно заранее планировать весь ход полевой работы, а тем более такую ее сторону, как работа с информаторами. Но нельзя и пускать опрос населения на самотек, проводить опрос беспорядочно. Начать следует с подбора нужных лиц из местного населения. С этой целью, приехав на место работы, этнографы обычно обращаются в местные советские и общественные организации. Работники этих органов достаточно хорошо знают и местные условия и людей и, как правило, в состоянии быть первыми советч