Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах
7.1Библиотечное обслуживание в помощь непрерывному образованию
Мировые социально-экономические перемены конца XX в. потребовали нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих человеку активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. По мере нашего продвижения к информационному обществу, основанного на знании, изменилось понимание того, что такое образование и обучение. Образовательные технологии стали в большей степени ориентированными на пользователя.
Социальные навыки, такие как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, становятся наиболее важными в современном мире. К этому списку можно добавить умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации, обладать компьютерной грамотностью и технологической культурой, знать иностранные языки. Приобретение этих умений, а также их постоянное обновление чрезвычайно важно, поскольку от-
сутствие или недостаток квалификации во многих высокоразвитых странах являются главными причинами безработицы. В связи с этим многие государства предоставляют своим гражданам возможность получения или обновления этих навыков в любом возрасте [126].
В России термин«непрерывное образование», понимаемое как процесс обучения в течение всей жизни человека, появился сравнительно недавно. Непрерывное образование – это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования, рассчитанное на потребности граждан всех возрастов, любой социальной принадлежности, любого уровня предварительной подготовки. Для этих целей были разработаны российские и международные программы, например, программа ЮНЕСКО «Информация для всех», основной целью которой является: «поддержка обучения, продолжения образования и обучения на протяжении всей жизни в областях коммуникации, информации и информатики»[141].
В России были созданы культурно-просветительскиецентры при клубах, музеях, религиозных центрах, а в крупных публичных библиотеках – центры непрерывного образования библиотечных специалистов. Наиболее известные из них находятся при: РГБ, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино, с 1998 г. при ГПНТБ СО РАН – Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования[45, 92, 148]. Основными задачами центров являются: обеспечение непрерывности образования, консультационная деятельность, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня библиотечных специалистов сибирского и дальневосточного регионов России, в том числе проведение научных конференций, семинаров, школ, тренингов, обучение студентов и аспирантов и т. д.
Уникальная роль библиотек и информационных служб состоит в том, что они реагируют на конкретные вопросы и нужды людей. Это обстоятельство дополняет передачу знания через средства массовой информации и делает библиотеки и информационные службы жизненно важными для демократичного и открытого информационного общества. Библиотеки необходимы для информирования граждан, прозрачности управления, а также для создания электронного правительства. Распространяя информационную грамотность и обучая пользователей, они также дают возможности для эффективного использования - ин формационных ресурсов, включая информационные и коммуникационные технологии. Это особо важно для продвижения идеи развития, потому что человеческие ресурсы являются ключевым фактором экономического прогресса. Такими способами библиотеки вносят существенный вклад в преодоление цифрового и, как следствие, информационного неравенства [40].
Следовательно, приоритетными направлениями библиотечного обслуживания в настоящее время являются те, которые удовлетворяют потребности пользователя и помогают ему решать жизненные проблемы. У жителей России и стран Евросоюза такими проблемами являются: социальная незащищенность, неблагоприятные условия жизни, трудности получения образования и профессии, а также информации, необходимой для преодоления данных проблем. Публичные библиотеки оказывают помощь в решении перечисленных проблем социально незащищенным слоям населения: пользователям с ограниченными возможностями, подросткам и пожилым людям, безработным, мигрантам, сельским жителям, а также всем тем, кто в ней нуждается. Перечисленные категории пользователей библиотек часто нуждаются в- ин формации по правам граждан или другой конкретной информации, которая бы способствовала улучшению их положения в обществе, например: как найти работу, получить медицинскую помощь или где повысить квалификацию или переквалифицироваться.
Таким образом, наибольшее развитие получили такие направления библиотечного обслуживания, как:
·формирование информационной грамотности пользователей и правовой культуры населения;
·помощь пользователям с ограниченными возможностями, прежде всего, инвалидам;
·помощь в непрерывном образовании.