Социологическая и психологическая службы в библиотеках

Основой улучшения качества библиотечного обслуживания является организация в библиотеке социологической и психологической службы. Самое главное в работе библиотек – выстроить правильные отношения с читателями, а для этого необходимо получать объективную обратную связь, поэтому библиотекари должны регулярно проводить опросы читателей, выяснять степень удовлетворенности обслуживанием, выяснять, есть ли у них замечания, поскольку интересы читателя превыше всего [64].

Научно-исследовательскаяработа в области библиотечной социологии и психологии, поиск путей совершенствования деятельности и перспективного развития библиотек входит в задачи социологической и психологической службы. Основные направления работы этих служб– это изучение:

·пользователей библиотеки как потребителей информации;

·кадровых ресурсов библиотеки;

·чтения пользователей библиотеки и библиотекарей;

·диалога библиотекаря и читателя;

·основ психологического управления;

·создания благоприятного психологического климата в коллективе;

·вопросов взаимодействия библиотек разных организационных правовых форм собственности на территории страны и мира.

Перечисленные направления реализуются путем проведения -социологических исследований, опросов читателей и библиотекарей. Кроме того, психологическая служба помогает библиотекарям осваивать информационные технологии, снимать психологические барьеры при внедрении инноваций, овладевать методами саморегуляции, развивать творческое мышление, бесконфликтно общаться на работе и в семье. Для этого психологи используют лекции по основам практической психологии, тестирование, психологические тренинги.

Семинарское занятие

Тема: «Библиопсихология Н. А. Рубакина как вклад в развитие российского библиотековедения».

Задание

I. Подготовить краткое изложение содержания фундаментальной работы Н. А. Рубакина «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию»5.

II. Подготовить ответы на вопросы:

1.Расскажите биографию Н. А. Рубакина, осветив образовательный путь ученого.

2.Кратко изложите содержание работ Н. А. Рубакина:

·«Этюды о русской читающей публике» (1895);

·«Психология книжного влияния» (1910); «Практика самообразо-

вания» (1914);

·«О сбережении сил и времени в деле самообразования» (1914);

·«Этюды по психологии читательства» (1914);

·«Что такое библиологическая психология» (1924);

·«Библиологическая психология как теория и практика книжного дела» (1928).

3. Кто ввел в научный оборот термин«библиологическая психология»?

4. Назовите основные законы библиопсихологии, сформулированные Н. А. Рубакиным.

5. В чем заключается «закон Семона»? Что означают термины:

мнема, энграмма, экфория?Что определяют мнематические явления?

6. Расскажите, в чем заключается «закон Гумбольдта-Потебни»?

5 Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Н. А. Рубакин. – М., 1977. – 264 с.

6.В чем заключается сущность «закона Тэна»?

8.Выскажите ваше мнение о вкладе Н. А. Рубакина в российское библиотековедение.

Практическое занятие

Проведение круглого стола на тему: «Информационная культура личности: методы изучения структуры. Методика формирования информационной культуры личности».

Задание Составьте программу формирования информационной культуры для библиотекарей и определите категории пользователей конкретной библиотеки.

Алгоритм выполнения задания:

1.Установите тип библиотеки и категорию пользователей, для которой вы составите программу формирования ИК.

2.Определите перспективы развития ИК в контексте библиотечного обслуживания с учетом традиций и инноваций.

3.Сформулируйте требования к ИК библиотекаря как важной составляющей профессиональной деятельности.

4.Предложите программу для систем непрерывного библиотечного образования (базового, повышения квалификации, самообразования) в целях формирования ИК библиотекаря, соответствующей сегодняшней социокультурной и информационной ситуации.

5.Подумайте, какую систему формирования информационной культуры читателей можно реализовать в условиях библиотек.

Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания

Наши рекомендации