Социологическая и психологическая службы в библиотеках
Основой улучшения качества библиотечного обслуживания является организация в библиотеке социологической и психологической службы. Самое главное в работе библиотек – выстроить правильные отношения с читателями, а для этого необходимо получать объективную обратную связь, поэтому библиотекари должны регулярно проводить опросы читателей, выяснять степень удовлетворенности обслуживанием, выяснять, есть ли у них замечания, поскольку интересы читателя превыше всего [64].
Научно-исследовательскаяработа в области библиотечной социологии и психологии, поиск путей совершенствования деятельности и перспективного развития библиотек входит в задачи социологической и психологической службы. Основные направления работы этих служб– это изучение:
·пользователей библиотеки как потребителей информации;
·кадровых ресурсов библиотеки;
·чтения пользователей библиотеки и библиотекарей;
·диалога библиотекаря и читателя;
·основ психологического управления;
·создания благоприятного психологического климата в коллективе;
·вопросов взаимодействия библиотек разных организационных правовых форм собственности на территории страны и мира.
Перечисленные направления реализуются путем проведения -социологических исследований, опросов читателей и библиотекарей. Кроме того, психологическая служба помогает библиотекарям осваивать информационные технологии, снимать психологические барьеры при внедрении инноваций, овладевать методами саморегуляции, развивать творческое мышление, бесконфликтно общаться на работе и в семье. Для этого психологи используют лекции по основам практической психологии, тестирование, психологические тренинги.
Семинарское занятие
Тема: «Библиопсихология Н. А. Рубакина как вклад в развитие российского библиотековедения».
Задание
I. Подготовить краткое изложение содержания фундаментальной работы Н. А. Рубакина «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию»5.
II. Подготовить ответы на вопросы:
1.Расскажите биографию Н. А. Рубакина, осветив образовательный путь ученого.
2.Кратко изложите содержание работ Н. А. Рубакина:
·«Этюды о русской читающей публике» (1895);
·«Психология книжного влияния» (1910); «Практика самообразо-
вания» (1914);
·«О сбережении сил и времени в деле самообразования» (1914);
·«Этюды по психологии читательства» (1914);
·«Что такое библиологическая психология» (1924);
·«Библиологическая психология как теория и практика книжного дела» (1928).
3. Кто ввел в научный оборот термин«библиологическая психология»?
4. Назовите основные законы библиопсихологии, сформулированные Н. А. Рубакиным.
5. В чем заключается «закон Семона»? Что означают термины:
мнема, энграмма, экфория?Что определяют мнематические явления?
6. Расскажите, в чем заключается «закон Гумбольдта-Потебни»?
5 Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Н. А. Рубакин. – М., 1977. – 264 с.
6.В чем заключается сущность «закона Тэна»?
8.Выскажите ваше мнение о вкладе Н. А. Рубакина в российское библиотековедение.
Практическое занятие
Проведение круглого стола на тему: «Информационная культура личности: методы изучения структуры. Методика формирования информационной культуры личности».
Задание Составьте программу формирования информационной культуры для библиотекарей и определите категории пользователей конкретной библиотеки.
Алгоритм выполнения задания:
1.Установите тип библиотеки и категорию пользователей, для которой вы составите программу формирования ИК.
2.Определите перспективы развития ИК в контексте библиотечного обслуживания с учетом традиций и инноваций.
3.Сформулируйте требования к ИК библиотекаря как важной составляющей профессиональной деятельности.
4.Предложите программу для систем непрерывного библиотечного образования (базового, повышения квалификации, самообразования) в целях формирования ИК библиотекаря, соответствующей сегодняшней социокультурной и информационной ситуации.
5.Подумайте, какую систему формирования информационной культуры читателей можно реализовать в условиях библиотек.
Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания