Организационно-методическийраздел
Цель курса
«Библиотечное обслуживание» является одним из основных курсов, изучаемых в процессе получения высшего библиотечно-информационного образования. В нем рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя (пользователя) библиотеки, так и различных читательских групп и контингентов.
Задачи курса
Курс решает задачи формирования у студентов нового профессионального мышления, глубокого уважения к информационным потребностям пользователя, ответственности перед ним.
Задачами курса является также раскрытие состояния библиотечного обслуживания с учетом трансформаций, произошедших в социальной сфере нашей страны, и связанных с ними профессиональных изменений: новыми условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее информационным потребностям, признанием свободного доступа к информации как базовой ценности демократического общества и т. д.
В целом программа опирается на все позитивное знание, накопленное со времени формирования «Библиотечного обслуживания» как самостоятельной дисциплины. Принципиальное отличие данной программы от предыдущих в том, что впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как общий профессиональный процесс, осуществляемый в условиях формирования «единой мировой библиотеки» [6].
С этим связано более подробное, чем раньше, рассмотрение международных законодательных актов, определяющих принципиальные положения организации библиотечного обслуживания в современном мире, а также опыта библиотечно-информационных учреждений зарубежных стран при раскрытии его конкретных проблем.
Важной особенностью программы является ее практическая направленность, ориентированность на обучение студентов решению реальных проблем библиотечного обслуживания.
Курс «Библиотечное обслуживание» входит в цикл подготовки библиотекарей-библиографоввысшей квалификации.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса «Библиотечное обслуживание» студентдолжен знать:
· понятийный аппарат дисциплины;· теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания;
· основные функции, принципы и теоретические концепции биб-
лиотечного обслуживания, этапы их формирования;
·современную законодательную базу библиотечного обслуживания в России;
·историю изучения читателей в России и зарубежных странах;
·типологию читателей;
·структуру понятия «информационная культура»;
·основные профессиональные и личностные качества библиотекаря;
·основные формы и функции библиотечного общения;
·технологию и методы библиотечного обслуживания основных читательских групп;
·новые формы организации библиотечного обслуживания;
·методологию и методику изучения эффективности библиотечного обслуживания;
должен уметь:
·применять эти знания в практической деятельности библиотек; должен быть ознакомленным:
·с перспективами развития библиотечного обслуживания;
·с основными тенденциями профессионального образования библиотекарей отделов обслуживания всех типов и видов библиотек на альтернативной основе;
должен иметь представление:
·об организационных формах библиотечного обслуживания за рубежом;
·о зарубежном опыте дифференцированного и специализированного библиотечного обслуживания.
Структура методического пособия: материал пособия сгруппирован по темам. После каждой темы даны практические задания или приведены контрольные вопросы для самопроверки. В конце пособия приводится список вопросов для проверки знаний, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Содержание курса «Библиотечное обслуживание»
Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются (в зависимости от понимания роли библиотеки) политическими и идеологическими теориями, так как цели функционирования библиотек зависят от развития самого общества.
2.1 «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина
Библиотечное обслуживание – это и наука, и образование, и практика. Образование, объединяя научное и практическое знание, является базой профессионального развития библиотечных специалистов.
Изучение курса «Библиотечное обслуживание» дает возможность студентам ответить на следующие основные вопросы:
1.Что хочет получить пользователь библиотеки (каковы его потребности, интересы, мотивы, ожидания и т. д.)?
2.Что может дать читателю библиотека(каковы ее возможности
сточки зрения полезности для пользователя и общества)?
3.Как в ходе библиотечного обслуживания обеспечиваются читательские потребности, права?
4.Какова роль библиотекаря и читателя в процессе обслуживания?
5.Как оценить успешность этой деятельности?
Имногие другие вопросы.
Основные этапы формирования и становления учебной дисциплины
Теория и методика библиотечного обслуживания читателей создается усилиями ученых и практиков различных стран, школ и направлений.
В России система библиотечного | образования начала складываться |
в 1920–1930-егг. С конца30-хгг. XX в. название курсов по обслужи- | |
ванию читателей неоднократно менялось: «Обслуживание читателей», | |
«Руководство чтением», «Методика | работы с читателями», «Работа |
с читателями», но предмет оставался неизменным. Разработкой этих курсов занималось несколько поколений библиотековедов.
История библиотечного дела показывает, что библиотеки всегда, даже в древности, ориентировались на обслуживание читателей. Об этом свидетельствует появление каталогов (например, каталог, высеченный на стене здания библиотеки в Карнаке, Древний Египет, XII в. до н. э.) [38] и архитектура античных библиотек, создающая благоприятные условия для чтения[156].
Развитие книгопечатания, распространение идей просвещения в Европе, становление профессиональной периодической печати (например, «Библиотечный журнал Американской библиотечной ассоциации» (1876 г.) [156, с. 150], стремление привлечь к чтению как можно больше людей потребовали от библиотекарей научного подхода к решению сложных социологических, психологических, организационных, архитектурных и некоторых других задач.
Первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию, вышел в 1961 г. под редакцией В. Ф. Сахарова и И. М. Цареградского, назывался он «Работа с читателями» [8]. Термины «работа с читателями» и «обслуживание читателей» рассматривались в нем как синонимы. В учебнике дано такое определение библиотечного обслуживания: «Работа с читателями, или обслуживание читателей, – это деятельность библиотеки по развитию и удовлетворению интересов и запросов читателей и пропаганда книги. Работа с читателями охватывает организацию, формы и методы обслуживания читателей в библиотеке и вне ее»[29, с. 3]. Последующие два учебника (1970 и 1981 гг.) имели такое же название – «Работа с читателями».
Курс «Библиотечное обслуживание» впервые был введен в 1996 г. государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 052700 – «Библиотековедение и библиография» вместо курса «Работа с читателями». За рубежом в информационно-библиотечных школах курс«Библиотечное обслуживание» («Library service») является также одним из основных.
Вклад выдающихся российских теоретиков и практиков библиотечного дела в развитие курса «Библиотечное обслуживание»
Существенный вклад в развитие содержания и методики преподавания курса внесли такие библиотековеды, как Л. В. Беляков, А. Н. Ванеев, В. С. Крейденко, В. Ф. Сахаров и др. Становление учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание» проходило на основании исследований
и публикаций российских и зарубежных теоретиков и практиков библиотечного дела по библиотековедению, библиографоведению, информатике, психологии, социальной психологии, педагогике и социологии, философии, культурологии. К ним относятся труды, посвященные
2.2 Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание»
При изучении предметной стороны системы библиотечного обслуживания выделяются ее подсистемы:
·организационные (библиотечные системы и сети разных уровней, подразделения библиотек);
·функциональные, обеспечивающие реализацию библиотечного обслуживания как деятельности. В качестве функциональных подсистем определены элементы деятельности: цель, субъекты, объект, предмет, результат.
Цель библиотечного обслуживания – наиболее полное удовлетворение читательских потребностей и способствование их развитию.
Субъектами библиотечного обслуживания являются библиотекарь и пользователь, но их роли в этом процессе различны.
В качестве объекта библиотечного обслуживания можно рассматривать читательские потребности, на удовлетворение и развитие которых оно направлено. Предметом обслуживания являются запросы пользователей, выражающие их потребности.
Библиотечное обслуживание завершается результатом, то есть библиотечной услугой, которая в зависимости от запроса может быть оказана в форме выдачи документа, справки и т. д. Субъекты обслуживания – библиотеки – оказывают библиотечные услуги на основе использования ресурсов, которыми они располагают (фонды, справочно-поисковый аппарат, технические средства и оборудование, здание, интерьер и т. п.), а также через Интернет. Условия, в которых осуществляется обслуживание, называются библиотечной средой, она влияет и на субъекты, и на процессы (технологию) обслуживания, и, соответственно, на результат обслуживания.
Названные подсистемы взаимосвязаны через потребности и запросы пользователей библиотек.
Ресурсные возможности системы обслуживания одной библиотеки ограничены, поэтому используются ресурсы всей совокупности -библиотек территории – региона, страны и мира. Обслуживание осуществляется как традиционными формами, такими как межбиблиотечный абонемент и международный межбиблиотечный абонемент, так и виртуальными, по телекоммуникационным каналам и через Интернет.
2.3 Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими учебными предметами
Основные термины и определения
При изучении курса широко используются базисные термины: «библиографическое» и «справочно-информационноеобслуживание» как виды библиотечного облуживания, «индивидуальное обслуживание», «массовое обслуживание», «библиотечная среда», «документ», «информация», «информационное обеспечение», «библиотечная реклама», «технология библиотечного обслуживания». Появились новые понятия: «библиотечный маркетинг», «библиотечное общение», «библиотечная конфликтология», «библиотечная этика». Развитие информационного общества и усиление информационной функции библиотек способствовало появлению термина«информационная культура». Современные мировые тенденции читательской деятельности привели к появлению таких понятий, как «деловое чтение», «компенсаторное», или прагматическое чтение, выражающееся в том, что книга уже не воспринимается как учебник жизни, а представляет интерес только в том случае, сли она удовлетворяет познавательные потребности. Компенсаторное чтение дает возможность с помощью книги уйти от реалий действительности. Применение телекоммуникационной техники и технологий в библиотеках изменило традиционные процессы библиотечного обслуживания, появились новые услуги и формы предоставления информации, следовательно, и новые термины: «виртуальный абонемент», «виртуальный пользователь», «электронная доставка документов» и др.
Главными действующими лицами в системе библиотечного - об служивания являются «пользователь» и «библиотекарь». Понятие «пользователь библиотеки» рассматривается как обобщающее: физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент). Оно может быть применено ко всем физическим или юридическим лицам, обращающимся в библиотеки за любыми услугами, поэтому дефиниция «пользователь библиотеки» включает понятия «читатель», «абонент», «посетитель мероприятия», «пользователь, обращающийся в библиотеку через электронные информационные сети» [10]. Понятия, используемые в обслуживании по межбиблиотечному абонементу и доставке документов (МБА и ДД): фондодержатель, абонент, заказ и выдача.
В последние годы курс «Библиотечное обслуживание» обогатился не только новой терминологией, но и учебными и методическими материалами печатного и электронного характера. Эволюция и современная ситуация библиотечного обслуживания была проанализирована доктором педагогических наук, профессором Ю. П. Мелентьевой в учебных изданиях [22, 23, 26]. Учебник Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006 г.) отразил новые представления о роли библиотеки в жизни общества и личности. Этот учебник в известной мере пополняет значительный круг учебных пособий и печатных лекций, изданных в более ранний период и другими специалистами– преподавателями отраслевых вузов страны: Л. И. Алешин[41], В. А. Азарова[1], В. А. Бородина[8], Н. Б. Зиновьева[94], А. В. Соколов[151], А. Е. Шапошников[166, 167, 168] и др. Не потеряли своей актуальности и значимости учебник под редакцией А. Я. Айзенберга[7], монографии В. А. Азаровой[1], М. Я. Дворкиной[11], С. А. Езовой[14]. Полезны для изучения учебно-методические пособия Ю. А. Ахмадовой[47], М. Я. Дворкиной[77, 78], Ю. П. Мелентьевой[23], Г. К. Олзоевой[27], М. Е. Ястребовой [134, 170] и др.
Курс «Библиотечное обслуживание» тесно связан с другими учебными дисциплинами, например, с педагогикой, психологией, социологией, культурологией, этикой, теорией информации.
Теоретическое осмысление библиотечного обслуживания происходило и в 50–60-егг. XX в. в связи с формированием информатики, использование которой в корне изменило проблему поиска информации и массового обслуживания. При теоретическом анализе библиотечного обслуживания идет обращение к следующим наукам: психология, социальная психология, педагогика и социология, книговедение, библиотековедение, библиографоведение, информатика, теория маркетинга (включая рекламу и «public relations»).
Данное учебное пособие рассчитано на то, чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов, поскольку оно не включает многие проблемы частной методики обслуживания читателей. Учащимся помимо учебника и пособия необходимо использовать дополнительную литературу, сборники научных трудов, учебно-методическиеи практические пособия, публикации в профессиональной периодической печати: «Библиотека», «Библиосфера», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки» и т. д.
Задание подготовьте сравнительный анализ основных понятий учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание» и аналогичных дисциплин («Library service» и др.), преподаваемых в европейских и американских высших учебных заведениях библиотечно-информационного профиля.
Вопросы для самопроверки:
1.Когда начала складываться система библиотечного образования
вРоссии?
2.В каком году и под каким названием вышел первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию?
3.Назовите выдающихся российских теоретиков и практиков, внесших вклад в развитие курса «Библиотечное обслуживание».
4.Какие подсистемы выделяются при изучении предметной стороны библиотечного обслуживания?
5.Что является целью, предметом, объектом и результатом библиотечного обслуживания?
6.Из чего состоят ресурсы субъектов обслуживания, т. е. библиотек?
7.Каким определением обозначаются условия, в которых осуществляется библиотечное обслуживание?
8.Назовите основные термины и определения, наиболее часто используемые в библиотечном обслуживании.
9.Дайте определение термину «пользователь библиотеки».
10.С какими учебными предметами связан курс«Библиотечное обслуживание»?