Физические упражнения, способствующие
Формированию навыка письма
Причина, затрудняющая овладение навыком письма, заключается главным образом в недостаточно развитой ручной ловкости детей.
Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще до поступления в школу, и продолжать его совершенствование в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах.
Степень развития ручной ловкости у детей 7-9 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч больше 20 раз — координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз — удовлетворительная, меньше 15 — плохая.
Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной; ловля мяча после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, за собой, поворот на 360°, приседания).
Проверка успешности занятий проводится простыми контрольными упражнениями:
ударять мяч о пол и ловить его после отскока, подхватывая сначала снизу, затем сверху;
ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить мяч поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками;
бросать мяч о стенку с расстояния 1,5-2 м и ловить его двумя руками, а затем одной. Темп бросков постепенно ускорять;
метать в цель, расположенную на высоте 1 м, 1,5 м, 2 м, мячи разного размера (диаметра) попеременно то правой, то левой рукой.
По мере совершенствования ручной ловкости ребенок будет легче справляться с контрольными упражнениями, возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.
Основные гигиенические требования к местам
Занятий физической культурой
Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже +14°С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека.
Количество учащихся в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного ученика без учета «зон безопасности» (нодсчет ведется так: например, размеры зала 10^20 (м), с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18x8 = 144 (м2), разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36, учащихся).
Освещенность спортивного зала должна быть не менее 200 лк.
Световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при естественном освещении должен составлять 1/4-1/6.
Стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска на стенах и потолке должна быть прочной.
Полы — гладкие, ровные, с нескользкой поверхностью, окрашенной эмульсионной или силикатной краской; после каждого занятия проводится влажная уборка пола.
Приборы отопления и другие выступающие части закрываются сетками или щитами.
Раздевальные комнаты должны иметь 0,4-0,5 м2 площади на одного человека.
Требования к открытым спортсооружениям
И занятиям на них
Открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от школы; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры — не ближе 25 м.
Зона для занятий физкультурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м, либо кустарник (без ядовитых ягод) вместо ограждений.
Оборудуются беговые дорожки.
Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50 см.
Требования к спортивному инвентарю
И оборудованию
Инвентарь должен быть чистым и исправным.
Мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры.
Вес и величина снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) соответствуют возрасту и физической подготовленности учеников.
Инвентарь хранится на специальных стеллажах и полках.
Требования к зимнему инвентарю
И занятиям на воздухе
Одежда для зимних видов физкультуры должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений, на голове -либо одна толстая шерстяная шапочка, либо две тонкие; уши должны быть закрыты.
Лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки) нужно подбирать для каждого ученика в соответствии с его ростом и массой тела.
При занятиях на лыжах, катании на коньках, санках, игре в хоккей приемлемая температура воздуха для учащихся 1-1У классов — не ниже -12°С, для учащихся У-1Х классов — не ниже -16°С.
Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая поверхность смолится.
При утомлении, ведущему к ухудшению самочувствия ученика, весь класс вместе с учителем должны возвратиться на базу или в школу.
Уклон склонов гор должен иметь не более 6-7°, длину — не более 50 м, ширину — 6-7 м, без камней, деревьев, кустарников и каких-либо других препятствий на лыжне.
Со склонов ученики спускаются поочередно или по команде учителя.
При занятиях на коньках через каждые 10-15 мин можно отдыхать 5-6 мин, расшнуровав ботинки.