Формы организации социально-педагогической профилактики
Существуют такие формы, как:
ü Лекции;
ü Дискуссии;
ü Круглый стол;
ü Тренинговые занятия;
ü Ролевые игры;
ü Опросы учащихся (анкетирование);
ü Проекты;
ü Выставки.
Ø Лекция. Распространенная среди взрослых и не очень приемлемая среди детей форма педагогической профилактики.
Для учеников начальной школы и младших подростков лучше всего будет использовать мини-лекции (их продолжительность должна быть не более 10-15 мин), являющиеся составляющими ролевой игры или тренинга.
А при работе со старшими подростками, которые способны воспринимать большой объем информации на слух, можно уже использовать лекцию как самостоятельную форму. При выступлении следует использовать объективный и достоверный материал, но не дискуссионные материалы, требующие обсуждения, неоднозначной оценки, так как в процессе лекции существуют определенные ролевые диспозиции участников: «лектор» и «аудитория», которая воспринимает готовую информацию.
Так же важно избегать избыточной информации. Нужно учитывать, что не вся информация интересна и полезна слушателям и поэтому не рассказывать абсолютно все, что известно по данной проблеме.
Эффективным приемом является читание лекции самим учащимся, так как при самостоятельной подготовке лекции подростки намного лучше усваивают материал, и подростковая аудитория с наибольшим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, а не от взрослого. Подростки считают себя более компетентными в области наркогенных проблем, так как воспринимаются ими как исключительно молодежная проблема.
Ø Дискуссионные формы работы.Групповая дискуссия – одна из наиболее эффективных форм организации деятельности при проведении профилактических мероприятий. Сегодня разработано более 20 вариантов проведения групповых дискуссий, соответствующих различным целевым установкам и адекватных соответствующим условиям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок ее проведения, и неструктурированных дискуссиях, в которых педагог пассивен, направления обсуждения выбираются самими учащимися.
Дискуссия – это специально организованный обмен мнениями по какому – либо вопросу, проблеме для получения продукта в виде решения. В основе любой дискуссии лежит спор, борьба мнений. Дискуссия учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований. Дискуссионные формы работы ценны тем, что знания, добытые в ходе столкновений мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения. Диагностическое значение дискуссии в том, что ее применение обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды, активно убеждать своих товарищей, развивать в себе убежденность.
Если опираться на классификацию, предлагаемую Н.В. Семилетовым, то можно выделить следующие формы групповых дискуссий:
· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех учащихся проблемы;
· биографические дискуссии, ориентированные на обсуждение имеющегося опыта;
· интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между учащимися.
Вместе с этим, различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол»; заседание экспертной группы; форум; симпозиум; дебаты; судебное заседание.
В независимости от того, какую форму предпочтет педагог, рекомендуется осуществлять ориентировочные основы проведения групповой дискуссии: этапы дискуссии и задачи, решаемые на каждом из этапов.
В любой групповой дискуссии выделяются следующие этапы:
v этап запуска (начало) дискуссии;
v этап ориентации (анализ проблемы и поиск возможных решений);
v этап принятия решения (завершение дискуссии).
На каждом из этапов педагог – руководитель дискуссии может решать три типа задач.
Первый тип – это задачи ведущего по отношению к теме (проблеме) дискуссии (например, заинтересовать учащихся и создать необходимую мотивацию или добиться однозначного понимания того, какая проблема обсуждается всеми участниками дискуссии).
Второй тип задач – это задачи ведущего по отношению к группе учащихся, которые принимают участие в дискуссии (например, поддерживать высокий уровень активности всей группы или сохранять деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений).
Третий тип задач – это задачи ведущего по отношению к отдельному участнику дискуссии (например, уделять максимум внимания мнению каждого участника дискуссии или оказывать помощь выступающим).
Ø «Круглый стол».Название, по-видимому, заимствовано из журналистики, и означает обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов, под руководством ведущего. Обычно в начале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии. Обычно цели «круглого стола» - выявить спектр мнений по поставленной проблеме; с разных точек зрения, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой. Иногда, для придания остроты дискуссии, на «круглый стол» намеренно приглашают представителей разных школ, разных поколений. Это также уменьшает опасность получения односторонних, однобоких знаний.
Методика организации может предполагать следующие этапы работы:
1. слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание;
2. вступительная речь ведущего «Круглого стола», который обозначает тематику и формат диалога;
3. методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме, движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.
4. в заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Примером может быть круглый стол для старшеклассников района (подростково-молодежного актива). Целью проведения круглых столов может являться следующее положение: привлечение подростков и молодежи к активной профилактической антиалкогольной работе, стимулирование инициативы в сфере организации антиалкогольной работы на местах по принципу «подросток-подростку». Так, на мероприятие приглашаются подростки, участвующие в школьном самоуправлении, межшкольной думе, школьный актив и т.д. Возможные темы круглого стола: «Как молодежь может противостоять распространению алкогольной продукции», «Взрослость и наркотики», «Роль СМИ в формировании молодежной субкультуры».
Ø Тренинговые занятия.Это форма специально организованного группового общения в процессе совместной деятельности.
Требования к тренинговым занятиям:
а) добровольность (нельзя ни в коем случае принуждать подростка, даже если вы убеждены, что тренинг ему очень необходим и важен);
б) эмоциональная безопасность (тут свойственен высокий накал страстей, в порыве чувств подростки могут становиться неадекватно резкими, высказывать негативные оценки по отношению к другому человеку).
Ø Ролевые игры. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения, что способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркогенного барьера.
Ролевые игры так же эффективны и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.
Подготавливая ролевую игру, педагогу следует учесть наиболее реальные для данной группы учащихся варианты наркогенного заражения. Т Для детей младшего школьного возраста лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголизации, для старших школьников можно вводить сюжеты с приобщением к наркотикам, токсикоманическим веществам. Эти и другие особенности должны быть отражены в содержании ролевых игр.
Эффективным будет пригласить старшеклассников для проведения игры среди школьников-подростков. Они в ходе инсценировки будут изображать отрицательный персонаж, но не используя грубых, оскорбительных слов, сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфическими эффектами различных наркогенных веществ).
Ø Опросы учащихся (анкетирование).При организации социально-педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций:
· при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей.
· можно выявить преимущественные направления профилактики - на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков, алкоголя.
· результаты анкетирования служат показателем эффективности работы педагога.
При проведении опроса можно воспользоваться готовыми вариантами анкет или разработать их самостоятельно. Желательно, чтобы число опрашиваемых было не меньше 50. Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию по применению, должна подчеркнуть конфиденциальность и выразить благодарность респонденту за участие в анкетировании.
После проведения анкетирования, даже не смотря на окончательные результаты исследования, нужно обязательно раздать подготовленный листок или провести беседу по обсуждению проблемы в целом. Это нужно для того чтобы подростки убедились, что их работа над анкетами оказалась нужной, полезной, а также задумались над тем, почему важна профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.
Ø Проекты.Такой метод как проект способствует развитию у детей и подростков навыков, обеспечивающих им эффективную социальную адаптацию: способность планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, строить взаимоотношения с людьми и т.д.
Существуют различные виды проектов:
1. Краткосрочные проекты включают в себя:
o Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру: актуальность темы, проблемы, объект и предмет исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации;
o Творческие проекты. При их разработке, не расписывается полный сценарий каждого из этапов, а определяется конечный результат деятельности. К творческим проектам относятся - организация дискуссионного клуба, организация и выпуск журнала, съемка видеофильма посвященного проблемам здорового образа жизни.
2. Долгосрочные практико-ориентированные проекты. Их отличие – это четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Этот результат обязательно должен быть социально значимым, удовлетворять интересы, потребности конкретной социальной группы (например, организация спортивного клуба, секций, объединений по интересам).
Ø Выставка.Выставки в наше время — явление очень распространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение. Выставка – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующего знакомства с этой информацией. Потенциалы выставки как формы работы по профилактике зависимого поведения связаны не только с разъяснением сути этой значимой социальной проблемы, но и с формированием негативного отношения к злоупотреблению алкогольной, наркотической, табачной продукцией. Работа над оформлением выставок помогает педагогу направить пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность, активное участие в жизни учебного учреждения. Ребята с удовольствием работают над конкретной социально значимой тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается взаимопомощь. По примеру организации конкурсов лучших стенных газет в конце года целесообразно организовать смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для развития творчества ребят, средством развития эстетического вкуса, нравственности, повышают интерес к искусству и социальным проблемам.
Любая выставка проходит на определенной заранее подготовленной площадке с выставочным материалом для последующей демонстрации.
Организация выставки включает в себя ряд этапов, каждый из которых предполагает реализацию ряда действий.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе следует определить тему выставки, примерный объем используемых работ, составить основные планы выставки, выбрать место для выставки, отобрать, изготовить и разместить экспонаты, осуществить рекламу предстоящего события. Для того, чтобы организация выставки стала формой взаимодействия с учащимися, следует привлекать ребят к работе уже на подготовительном этапе.
Принятие решения об экспозиционной работе связано с необходимостью определения темы выставки. Эти темы могут носить как общий характер (например «Пропасть», «Взгляд в будущее», «Шаг от самого себя»), так и конкретное отображение содержания предъявляемой информации (например, «Алкоголь – шаг в никуда»). Тема, задающая содержание выставляемых работ – это отправной, решающий момент во всем процессе. Содержание выставки натолкнет на выбор соответствующей композиции, всего наглядно-изобразительного решения.
После того как определились тема выставки и ее примерный объем, можно приниматься за составление тематического и тематико-экспозиционного планов. Чтобы выставка пользовалась вниманием, была им полезна, необходимо учитывать ее актуальность и своевременность. Важно оценить материальные и исполнительские возможности. Надо помнить, на какой возраст рассчитана выставка, так как ее художественно-образное решение не может быть одинаковым и для старшеклассников, и для студентов. Тематический план экспозиции включает в себя понимание того, из каких частей она сложится в целом, в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты. Следует учесть и психологию восприятия – возможность представления информации по трем основным каналам: визуальному, слуховому, тактильному. Алгоритмом составления тематического плана может быть следующая последовательность действий: на листе бумаги по порядку раскрытия основной темы выписывают темы более частного порядка. Они в свою очередь расписываются до отдельных вопросов. Когда подтемы конкретизированы до отдельных вопросов, то можно переходить к описанию экспонатов, которые должны наглядно раскрыть содержание каждого вопроса. Иными словами, если тематический план раскрывает содержание, тему выставки, то экспозиционный содержит сведения о средствах показа (фотографиях, рисунках, диаграммах и т.п.).
После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой становится сбор и изготовление экспонатов. Сбор и изготовление материалов для выставки — нелегкое дело. Здесь учащиеся могут проявить все свои таланты и способности. Кто-то из них может уточнить в библиотеке необходимые факты, подобрать высказывания выдающихся людей или заняться редактированием текста. Другим можно поручить съемку соответствующих объектов, пересъемку, ретуширование, кадрирование уже имеющихся снимков. Третьи могут осуществлять поиск предметных экспонатов. Четвертые могут оформлять саму выставку и подбирать необходимое музыкальное оформление. Пятые – придумывать сценарий открытия выставки, разрабатывать экскурсионные маршруты и мероприятия. Актив организаторов выставки на последующих этапах ее создания может быть пополнен также за счет умеющих работать с деревом, так как для выставки понадобятся планшеты, подрамники, ящики для цветов и т.д. Вообще в работе над выставкой можно задействовать очень много ребят.
Для методически правильной работы по созданию выставки существенное значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера. Появление выставки должно художественно обогащать помещение учебного учреждения. Ощущение эстетической связи стендов выставки с архитектурным окружением возникает при правильном решении двух основных задач: нахождение величинно - конструктивных пропорций; выборе наиболее подходящих цветовых отношений. Выставочные стенды, если они размещаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120 см от пола. Таким образом, при выборе места для выставки необходимо учитывать различные художественные, педагогические и психологические факторы, усиливающие ее воспитательно-познавательное значение.
Реклама выставки позволяет информировать общественность о проведении выставки. Название играет большую роль и отражает специфику выставляемых экспонатов.
Второй этап – проведение выставки. Этот этап связан с реализацией непосредственного события – знакомства с предложенной информацией. Второй этап может в себя включать открытие выставки, собственно выставку, оценивание экспонатов зрителями, отдельные мероприятия выставочного процесса (интеллектуальные и творческие игры, театрализация), подведение итогов выставки.
Открытие выставки – это ритуал, предполагающий наличие традиционных моментов. В их число, как правило, включается приветственное слово собравшимся, игровая театрализованная завязка к проведению выставки, представление авторов выставки, обозначение программы выставки. Важно объяснить собравшимся, что за выставка организована, для чего она проводится, к чему приурочена, что на ней можно увидеть.
Собственно выставка – это время, отведенное посетителям выставки для ознакомления с экспонатами. Процесс ознакомления с экспонатами может быть как строго регламентированным (например, экскурсия), так и свободным. Участники выставки и пришедшие гости одновременно могут являться и создателями экспонатов.
Оценивание экспонатов осуществляется зрителями, либо самими изготовителями экспонатов. Для этой цели организаторы могут предусмотреть жетоны. Очень важно определить критерии, по которым произойдет оценивание. Если выставка посвящена тематике борьбы с вредными привычками, то такими критериями могут быть: убедительность экспоната/выставки в доказательства вреда пьянства; эстетичность экспоната/выставки; информативность в отображении причин, по которым следует избегать злоупотребления спиртными напитками, и т.д.
Подведение итогов выставки. Здесь необходимо предусмотреть награждение авторов лучших экспонатов. Закрытие выставки может включать в себя и игровое театрализованное закрытие действие с участием актеров, финальное слово какого-то именитого гостя.
Третий этап – сбор выставки, анализ работы, определение возможностей дальнейшей выставочной деятельности. В процессе подготовки выставки ребята имеют возможность одновременно с развитием своих эстетических и нравственных качеств, пройти хорошую школу аналитической и организационной работы. Наряду с тем, что они узнают много интересного о свойствах материалов, знакомятся с технологией обработки бумаги, ткани, древесины, металла, пластмасс, с правилами работы разнообразными техническими инструментами, воспитанники задумаются о социальных проблемах, поднятых самой темой экспозиции, сформируют устойчивое отношение к тем или иным социальным явлениям. Участие в создании выставки, сам факт появления хорошо оформленной, содержательной экспозиции, воздействуя на ребят в художественном отношении, способствует в то же время их интеллектуальному, трудовому, духовно-нравственному воспитанию.