Практическое занятие 10. Технологияиотбора и организации содержания учебных курсов
Презентация докладов по теме, обзор научно-методической литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Учебные курсы по спецдисцплинам. Определение места курса в профессионально-образовательной программе вуза. Постановка целей и задач курса. Выбор теории и методов изучения предмета. Формирование корпуса категорий, понятий, терминов для курса.
2. Методические проблемы чтения курса. Проблемы формирования лекционного курса по спецдисциплинам.
3. Отбор научной и учебно-методической литературы. Формулирование принципов построения курса. Научно-справочный аппарат.
4. Подготовка Программы учебного курса и контрольных заданий.
5. Специфика разработки учебных курсов по проблемам спецдисциплинам.
6. Специфика Программ для педагогических колледжей, вузов, вузов культуры и искусств. Анализ целевых установок, понятийно-терминологического аппарата, структуры, объема содержания, методического обеспечения программ.
7. Современные учебники и учебные пособия по спецдисциплинам. Характеристика видов и типов вузовской учебной литературы по спецдисциплинам.
8. Определение авторских подходов к изучению спецдисциплин. Анализ избранного авторами понятийно-терминологического аппарата, принципов построения учебников и учебных пособий, научно-справочного и методического обеспечения.
9. Характеристика современных антологий и хрестоматий по спецдисциплинам.
Практическое занятие 11. Современные методы активизации личности в учебно-образовательном процессе.
Круглый стол «Педагогическая инноватика в преподавании спецдисциплин»
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая инноватика в преподавании. Инновационный процесс.
2.Типология педагогических нововведений. Факторы, препятствующие нововведениям.
3.Авторские методики преподавания и их источники. Отечественные разработки.
4.Инновационные поля обучения.
5.Информационные технологии в образовании.
6.Значимость учебного плана в преподавании спецдисциплин.
7.Интерактивные методы обучения.
Список литературы:
1. Афанасьева Т. П., Елисеева И. А . Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование. М., 2000.
2. Лазарев В. С . Системное развитие школы. М., 2002.
3. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лорен- сов А. В . Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.
4. Nicholls A . Managing Educational Innovations. London, 1983.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
7. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
8. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
Практическое занятие 12. Презентация авторской программы спецкурса для студентов колледжа по направлению «Социально-культурная деятельность»
Разработка и презентацияавторской программы спецкурса для студентов колледжа по направлению «Социально-культурная деятельность».
Обсуждение представленных программ.
Список литературы:
1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
3. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999.
4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование). – М., 1997.
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2–е изд. - М.: Педагогика, 1984
6. Мартиросян Б. П. Оценка инновационной деятельности школы. М., 2003.
7. Найн А. Я Инновации в образовании. Челябинск, 1995.
8. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
9. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. М., 1995.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
11. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.
Задания для самостоятельной работы студентов ( 94 час).
1. Аназиз учебной литературы, материалов периодической печати и сайтов по методике преподавания спецдисциплин.
2. Написание эссе.
3. Подготовка презентаций.
4. Реферативный обзор научной, учебной и учебно – методической литературы по темам лекций.
5. Методическая разработка спецкурсов.
6. Представление авторского резюме
7. Защита с презентацией авторской а программы спецкурса.
Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для самопроверки студентами полученных знаний
1. Цели, содержание и виды среднего и высшего профессионального образования.
2. Структура и сущность педагогического процесса при обучении спецдисциплинам
3. Педагогические принципы в преподавании спецдисциплин
4. Современные дидактические принципы высшей и средней школы
5. Методы обучения в процессе изучения курса «Методика преподавания спецдисциплин»
6. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя спецдисциплин
7.Структура деятельности преподавателя спецдисциплин
8. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность преподавателя вуза
9. Самосознание педагога вуза, его специфика и способы формирования.
10.Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
11. Педагогические технологии в преподавании спецдисциплин
12. Педагогический процесс и педагогические ситуации в процессе обучения спецдисциплинам
13. Формы, принципы и этапы педагогического проектирования процесса обучения
14. Виды педагогического творчества в вузовском обучении
14. Педагогические технологии и технология обучения
22.Проектирование технологии обучения
23.Основные дидактические закономерности в обучении
24. Теория поэтапного формирования умственных действий студентов
25. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний.
26. Развивающее обучение в условиях вуза
27. Интенсификация обучения методике преподавания спецдисциплин
28. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
.29. Цели и условия успешного проблемного обучения
30.Основные формы проблемного обучения
31. Классификация методов обучения
32. Сущность деловой игры принципы организации учебных деловых игр
33. Разновидности и возможное использования деловых игр
34. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
35.Совместная продуктивная деятельность
36.. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
37. Открытые системы интенсивного обучения
38.Инновационное обучение. Акмеологический подход
39.Традиционные и альтернативные формы и технологии организации обучения
40. Педагогическое общение и его стили, этапы педагогического общения
41. Упражнение, приучение и методы стимулирования
41.Учебная деятельность: сущность и структура.
42.Учебная мотивация. Основные мотивы учения
43. Формы организации обучения в системе высшего образования.
44.Понятие педагогической оценки. Виды и функции оценки.
45.Андрогогика как направление педагогики. Особенности педагогики взрослых.
46.Педагогические средства и формы организации педагогического процесса в преподавании спецдисциплин
Форма итогового контроля, критерии оценки знаний студентов. Требования для получения оценки по курсу:
Основные формы контроля: участие в практических занятиях, тестирование отдельных тем, написание и защита рефератов, эссе и мини-сочинений, подготовка презентаций, разработка авторских программ спецкурсов.
В рамках данной дисциплины предполагается:
- написание рефератов (эссе), их обсуждение в группе и их последующая защита;
- подготовка презентаций авторских программ спецкурсов;
- подборка и анализ материалов периодической печати и сайтов по методике преподавания спецдисциплин;
- участие в итоговом тестировании знаний.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе учебного процесса, то есть проведения практических занятий и консультирования студентов, а также по результатам выполнения ими самостоятельных работ.
Итоговый контроль проводится в форме зачета (в 7 семестре).
Зачет проводится в устной форме в виде ответа на один из вопросов, содержащихся в списке вопросов, выносимых на зачёт. Непосредственно вопрос, на который предстоит ответить студенту, определяет преподаватель. Для получения положительной оценки студенту необходимо раскрыть основное содержание данного вопроса и ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка знаний на зачёте осуществляется по двум критериям: «зачтено» или «незачтено». Преподаватель имеет право ходатайствовать перед кафедрой об освобождении от зачёта тех студентов, которые добросовестно занимались в течении семестра демонстрировали глубокие знания в ходе осуществления текущего контроля и выставлении им оценки «зачтено».
В виде исключения, по решению кафедры, оценка знаний студентов может осуществляется и комплексной форме с учетом:
1. Оценок студента по итогам промежуточного контроля, проводимого в ходе семинарских занятий;
2. Оценок за написание эссе, проведения реферативного обзора литературы т.д.
3. Оценки за разработку и внедрение социокультурного проекта или программы;
4. оценки итоговых знаний в ходе зачета по итогам изучения 1-й части курса.
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице.
N п/п | Виды отчетности | Баллы |
Текущий контроль | ||
Оценка работ в семестре | ||
Результаты зачета |
Итого - 100 балов.
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с установленными критериями реализуется следующим образом:
1. менее 51 балла - «неудовлетворительно» ("незачтено")
2. от 51 до 69 баллов - «удовлетворительно» ("зачтено")
3. от 70 до 85 баллов - «хорошо» ("зачтено")
4. свыше 86 баллов - «отлично» ("зачтено").
Результат определяется перед итоговым зачетом и в соответствии с ним принимается решение об освобождении от него в случае отличных показателей.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.