Практическое занятие 5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Анкетирование «Мотивы личностного развития педагога».

Оценка эффективности мотивации студентов к преподаванию спецдисциплин.

Вопросы для обсуждения:

1.Профессиональный рост и личностное развитие педагога.

2. Профессиональное саморазвитие педагога-преподавателя.

3. Стадии саморазвития.

Список литературы:

  • Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
  • Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
  • Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.
  • Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
  • Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие
  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1983.
  • Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.

Практическое занятие 6.Педагогическая культура личности преподавателя спецдисциплин

Задания и упражнения:

1. Попробуйте определить некоторые параметры своей «Я-концепции».

2. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.

3. Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель—ученик; воспитатель—студенческий коллектив; педагог—педагог; студент—студент.

4. Прокомментируйте смысл и возможное содержание следующих упражнений общетворческого и профессионального характера:

a. упражнения для развития мимико-пластической выразительности;

b. упражнения для развития речевой техники;

c. воображаемое манипулирование;

d. выполнение действий в заданный временной отрезок;

e. продуцирование идей на заданную тему;

f. рефлексивные игры;

g. прогнозирование возможного развития прерванного действия;

h. перевоплощение;

i. запоминание с последующим воспроизведением;

j. моделирование педагогических ситуаций;

k. проектирование коллективных воспитательных дел.

5. Выполните в академической группе и в индивидуальном порядке эти упражнения (по выбору).

Контроль результатов выполнения заданий и упражнений.

Список литературы:

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань, 1997.

2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: Социологический анализ. — Уфа, 1997.

3. Бондаревская Е. В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов н/Д, 1995.

4. Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.

5. Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М. А. Верб. — СПб., 1995.

6. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.

7. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогических явлений. — СПб., 1996.

8. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998.

9. Учитель в эпоху перемен. — СПб.; Потсдам, 1999.

Практическое занятие 7. Научно-практический семинар«Основы технологии целостного педагогического процесса обучения спецдисциплинам»

Вопросы для обсуждения:

1. Определить сущность педагогической технологии, ее признаки, структуру.

2. Обосновать, как соотносятся понятия "педагогическая технология" и "педагогическое мастерство"?

3. Выявить особые характеристики преподавателя спецдисциплин как субъекта педагогической деятельности.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно-методической литературы по темам №5-6, а также ведения рабочей тетради.

Список литературы:

1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

3. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999.

4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование). – М., 1997.

Практическое занятие 8. Государственные образовательные стандарты по направлению “социально-культурная деятельность”.

Анализ Государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по направлению “социально-культурная деятельность”.

Задания:

1. Сформулировать цели и задачи социально-культурного образования в колледже и вузе.

2. Определить роль Стандартов по направлению “социально-культурная деятельность”: общее и особенное.

3. В чем состоят принципы построения Стандартов.

4. Разработать приемы использования Стандартов при подготовке учебных курсов по спецдисциплинам.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно-методической литературы по темам №7-8

Список литературы:

1. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. – СПб.: Издательство: СПбГУП, 2009.

2. Нарайан Б.К., Нарайан П. 251 простой и легкий способ сдачи любого экзамена. Эффективные знания. – М.: Рипол Классик, 2009.

3. Василькова Т.А. Основы андрагогики. – М.: КноРус, 2009.
4. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Каро, 2009.

Практическое занятие 9. Круглый стол «Специфика преподавания специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования»

Вопросы для обсуждения:

1. Основы технологии целостного педагогического процесса обучения спецдисциплинам.

Наши рекомендации