Практическое занятие 5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
Анкетирование «Мотивы личностного развития педагога».
Оценка эффективности мотивации студентов к преподаванию спецдисциплин.
Вопросы для обсуждения:
1.Профессиональный рост и личностное развитие педагога.
2. Профессиональное саморазвитие педагога-преподавателя.
3. Стадии саморазвития.
Список литературы:
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
- Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.
- Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
- Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1983.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.
Практическое занятие 6.Педагогическая культура личности преподавателя спецдисциплин
Задания и упражнения:
1. Попробуйте определить некоторые параметры своей «Я-концепции».
2. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.
3. Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель—ученик; воспитатель—студенческий коллектив; педагог—педагог; студент—студент.
4. Прокомментируйте смысл и возможное содержание следующих упражнений общетворческого и профессионального характера:
a. упражнения для развития мимико-пластической выразительности;
b. упражнения для развития речевой техники;
c. воображаемое манипулирование;
d. выполнение действий в заданный временной отрезок;
e. продуцирование идей на заданную тему;
f. рефлексивные игры;
g. прогнозирование возможного развития прерванного действия;
h. перевоплощение;
i. запоминание с последующим воспроизведением;
j. моделирование педагогических ситуаций;
k. проектирование коллективных воспитательных дел.
5. Выполните в академической группе и в индивидуальном порядке эти упражнения (по выбору).
Контроль результатов выполнения заданий и упражнений.
Список литературы:
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань, 1997.
2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: Социологический анализ. — Уфа, 1997.
3. Бондаревская Е. В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов н/Д, 1995.
4. Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.
5. Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М. А. Верб. — СПб., 1995.
6. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.
7. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогических явлений. — СПб., 1996.
8. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998.
9. Учитель в эпоху перемен. — СПб.; Потсдам, 1999.
Практическое занятие 7. Научно-практический семинар«Основы технологии целостного педагогического процесса обучения спецдисциплинам»
Вопросы для обсуждения:
1. Определить сущность педагогической технологии, ее признаки, структуру.
2. Обосновать, как соотносятся понятия "педагогическая технология" и "педагогическое мастерство"?
3. Выявить особые характеристики преподавателя спецдисциплин как субъекта педагогической деятельности.
Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно-методической литературы по темам №5-6, а также ведения рабочей тетради.
Список литературы:
1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
3. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999.
4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование). – М., 1997.
Практическое занятие 8. Государственные образовательные стандарты по направлению “социально-культурная деятельность”.
Анализ Государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по направлению “социально-культурная деятельность”.
Задания:
1. Сформулировать цели и задачи социально-культурного образования в колледже и вузе.
2. Определить роль Стандартов по направлению “социально-культурная деятельность”: общее и особенное.
3. В чем состоят принципы построения Стандартов.
4. Разработать приемы использования Стандартов при подготовке учебных курсов по спецдисциплинам.
Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно-методической литературы по темам №7-8
Список литературы:
1. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. – СПб.: Издательство: СПбГУП, 2009.
2. Нарайан Б.К., Нарайан П. 251 простой и легкий способ сдачи любого экзамена. Эффективные знания. – М.: Рипол Классик, 2009.
3. Василькова Т.А. Основы андрагогики. – М.: КноРус, 2009.
4. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Каро, 2009.
Практическое занятие 9. Круглый стол «Специфика преподавания специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования»
Вопросы для обсуждения:
1. Основы технологии целостного педагогического процесса обучения спецдисциплинам.