Поставить педагогическую цель – означает определить те изменения в индивидуально-личностных свойствах воспитуемого, которых хочет достичь педагог.

Целеполагание - процесс выработки цели. Цель воспитания формируется при сопоставлении идеального образа с данными изучения конкретной личности. Следовательно, педагогу нужно :

(алгоритм выработки педагогической цели ):

1) Как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеалвоспитания, которого хотелось бы достичь (представить модель идеального ученика).

2) Сравнить с помощью специальных методик (диагностика!) конкретного человека с этим идеалом.

3) Выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом.

4) Определить те изменения, которых педагог хочет достичь за данный промежуток времени.

Главная ЦЕЛЬ ШКОЛЫ - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.

Для этого необходимо соблюдать баланс трёх полюсов оснований образования : «культуры», «общества», «индивида».

Школа, таким образом, должна опираться на 3 ряда ценностей

- уважение к культурному наследию,

- ценности социальной интеграции,

- ценности индивидуального развития.

Цель воспитания – всегда в русле какой-либо концепции.

Газман О.С. –воспитание культуры жизненного самоопределения.

Бондаревская Е.П. – воспитание человека культуры.

Сериков В.В. – воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности.

Вспомните лекцию о БАЗОВЫХ ТЕОРИЯХ ВОСПИТАНИЯ.

Воспитывая «человеческое в человеке», педагог неизбежно обращается к сфере ценностей. Они подразделяются на общие (общечеловеческие, общественные) и личные.

Общечеловеческие ценности – это принятые людьми образцы того, что должно быть. Это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми. Они – общие, т.е. имеют одинаковый для всех смысл. См. Приложение

Караковский В.А. в качестве таких общечеловеческих ценностей выделяет следующее:

- Земля как общий Дом Человечества.

- Отечество как единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

- Семья как начало всех начал и ячейка общества.

- Труд, как основа бытия, самоопределения личности и богатства общества.

- Знания как источник саморазвития.

- Культура как великое богатство, накопленное человечеством.

- Мир между странами и народами как главное условие существования Земли и Человечества.

- Человек как абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания .

(См. Караковский В.А. Стать человеком.-М.,-1993,-80 с).

Маленкова Л.И. в качестве основных жизненных ценностей выдвигает: Истину, Добро и Красоту, и предлагает свой подход к работе с учащимися на основе этих ценностей:

(См. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя.-М.,-1999,-300

Маленкова Л.И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога.-М.,-1999,-300 с.)

Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» наивысших ценностей:

1) Человек, 2) Жизнь, Природа, Общество, 3) Добро, Истина, Красота, 4) Труд, Познание, Общение, Игра, 5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.-

и разработала целую систему игровых мнтодик их формирования

(См. « Классное руководство: теория, методика, технология» и «Классное руководство: игровые методики».).

Ответьте на вопрос: как донести эти ценности до сознания ребенка?

Сделайте вывод: для того, чтобы общие ценности труда, мира, любви, справедливости, порядочности, культуры и т.д. превратились в саморуководство поведением отдельного человека, они должны стать его личным достоянием, представлять смысл именно для него.

Духовное воспитание может рассматриваться как процесс становления духовного мира человека на основе гармонизации всех сторон его духовной жизни в четырёх аспектах (Соловцова И.А.):

1)- как восхождение к Ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности);

2)- как восхождение к Культуре, в которой ценности находят своё отражение, проявление и материальное воплощение;

3)- как восхождение к Себе;

4)- как восхождение к Другому.

При конструировании процесса духовного воспитания:

*целеполагание – соотносится с аспектом ценностей,

*содержание – с аспектом культуры,

*средства воспитания – с аспектом самопознания и взаимодействия.

При этом все средства воспитания должны быть в основе своей диалогичными, а их систему необходимо выстраивать как систему разнохарактерных, разноуровневых, разнонаправленных воспитывающих взаимодействий.

Такой подход к пониманию духовного воспитания позволяет сделать процесс духовного становления человека в воспитательном пространстве образовательного учреждения технологичным, открывает широкие возможности для создания воспитывающих ситуаций, организации педагогических условий духовного саморазвития ребёнка.

Соловцова И.А.( Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии.- Волгоград.: 2006. ) предлагает в качестве технологической основы духовного воспитания –композицию воспитывающих ситуаций, среди которых: * ситуации встречи с прекрасным, *ситуации встречи с трагическим, *ситуации встречи с необычным, *ситуации выбора, *ситуации сопротивления негативному, и др.

Понимание педагогом того, какие ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ и какие МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ взгляды и установки он хочет сформировать в своих воспитанниках,-

- реализуется им в формулировке ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ воспитательной работы, а также- в отборе соответствующего СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ и организационных ФОРМ работы с детьми.

Наши рекомендации