Тема 15. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

План занятия

Теоретический блок

· Коммуникация и ее виды

· Коммуникативные ситуации профессионального общения

Практический блок

· Обсуждение теоретического материала

· Закрепление знаний на практике

Задания для СРО

Список литературы

1. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 1988. – 345 с.

2. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 600 с.

3. Цель общения в педагогике // Электронный ресурс [режим доступа]: http://dls.vspu.ac.ru

Теоретический блок

Словокоммуникация происходит от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь». Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.

Профессионально-деловое общение протекает в типичных ситуациях, соответствующих целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам.

Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.

Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:

- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);

- односторонняя и двусторонняя связь;

- кратковременные и долговременные связи;

- организованное или неорганизованное общение;

- сознательное или бессознательное (полуосознанное);

- интеллектуальное или чувственно-волевое.

Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:

- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);

- прослушать и понять профессиональную информацию;

- запросить интересующую информацию;

- уточнить, переспросить;

- дать оценку полученной информации;

- вызвать партнера по контакту на обсуждение;

- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.

Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:

1. Участие в конференции, симпозиуме. При этом реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель – выявление истины, определение нового знания.

2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения. Из видов устного общения наиболее широко представлены диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.

3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов. Реализуются все виды устного общения, основная цель общения:

а) на этапе подготовки и проведения – определение и реализация стратегии и тактики исследования;

б) на этапе обсуждения результатов – подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания, выявление причинно-следственных зависимостей, выводы и рекомендации на будущее.

4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.

5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.

6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:

а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);

б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.

При подготовке и проведении любого вида контакта надо ориентироваться на определенную модель, сценарий акта коммуникации, подходить осознанно к каждому этапу обсуждения. Без этого эффективность делового общения будет низка или даже отрицательна.




Практический блок

Вопросы для обсуждения и закрепления

1. Что такое коммуникация?

2. Чем характеризуются конкретные профессионально-коммуникативные ситуации? Приведите примеры.

3. Каковы коммуникативные цели профессионального общения?

4. Какие коммуникативные намерения предполагает профессиональное общение?

5. Какие коммуникативные ситуации профессионального общения вы можете перечислить? С какими из них вы встречались?

Задание 1.Сгруппируйте примеры: 1) те, которые обозначают неофициальную обстановку общения; 2) те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку общения.

На приеме у ректора университета; на собеседовании у работодателя; на вечеринке; на лекции в университете; на студенческой конференции; на совете директоров; на консультации у адвоката; в музее; на корпоративной вечеринке.

Задание 2.Определите коммуникативные цели следующих коммуникативных ситуаций.

Симпозиум «Инновации в науке и образовании»; производственное совещание; международная выставка «Экспо - 2017»; встреча с зарубежным партнером; презентация нового оборудования; выставка «Атакент-Экспо».

Задание 3.Работа в группах.

1 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один - один;

2 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один – группа;

3 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: группа – группа;

Задания для СРО

Подготовьте презентацию нового продукта вашей фирмы. Определите коммуникативные цели и ситуацию общения при показе презентации.

Наши рекомендации