Тема 15. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
План занятия
Теоретический блок
· Коммуникация и ее виды
· Коммуникативные ситуации профессионального общения
Практический блок
· Обсуждение теоретического материала
· Закрепление знаний на практике
Задания для СРО
Список литературы
1. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 1988. – 345 с.
2. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 600 с.
3. Цель общения в педагогике // Электронный ресурс [режим доступа]: http://dls.vspu.ac.ru
Теоретический блок
Словокоммуникация происходит от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь». Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.
Профессионально-деловое общение протекает в типичных ситуациях, соответствующих целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам.
Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.
Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:
- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);
- односторонняя и двусторонняя связь;
- кратковременные и долговременные связи;
- организованное или неорганизованное общение;
- сознательное или бессознательное (полуосознанное);
- интеллектуальное или чувственно-волевое.
Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:
- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);
- прослушать и понять профессиональную информацию;
- запросить интересующую информацию;
- уточнить, переспросить;
- дать оценку полученной информации;
- вызвать партнера по контакту на обсуждение;
- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.
Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:
1. Участие в конференции, симпозиуме. При этом реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель – выявление истины, определение нового знания.
2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения. Из видов устного общения наиболее широко представлены диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.
3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов. Реализуются все виды устного общения, основная цель общения:
а) на этапе подготовки и проведения – определение и реализация стратегии и тактики исследования;
б) на этапе обсуждения результатов – подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания, выявление причинно-следственных зависимостей, выводы и рекомендации на будущее.
4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.
5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.
6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:
а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);
б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.
При подготовке и проведении любого вида контакта надо ориентироваться на определенную модель, сценарий акта коммуникации, подходить осознанно к каждому этапу обсуждения. Без этого эффективность делового общения будет низка или даже отрицательна.
Практический блок
Вопросы для обсуждения и закрепления
1. Что такое коммуникация?
2. Чем характеризуются конкретные профессионально-коммуникативные ситуации? Приведите примеры.
3. Каковы коммуникативные цели профессионального общения?
4. Какие коммуникативные намерения предполагает профессиональное общение?
5. Какие коммуникативные ситуации профессионального общения вы можете перечислить? С какими из них вы встречались?
Задание 1.Сгруппируйте примеры: 1) те, которые обозначают неофициальную обстановку общения; 2) те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку общения.
На приеме у ректора университета; на собеседовании у работодателя; на вечеринке; на лекции в университете; на студенческой конференции; на совете директоров; на консультации у адвоката; в музее; на корпоративной вечеринке.
Задание 2.Определите коммуникативные цели следующих коммуникативных ситуаций.
Симпозиум «Инновации в науке и образовании»; производственное совещание; международная выставка «Экспо - 2017»; встреча с зарубежным партнером; презентация нового оборудования; выставка «Атакент-Экспо».
Задание 3.Работа в группах.
1 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один - один;
2 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один – группа;
3 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: группа – группа;
Задания для СРО
Подготовьте презентацию нового продукта вашей фирмы. Определите коммуникативные цели и ситуацию общения при показе презентации.