Структура учебно-научных текстов

Учебно-научный текст, будучи разновидностью научного текста, имеет достаточно строгую композицию, которую можно представить в виде графической модели. К составляющим модели текста относятся: тема, данная и новая информация, коммуникативная задача, функциональная перспектива, текстообразующие предложения, выполняющие композиционную функцию, организация способов развития информации. На формирование структуры и смысла текста влияет коммуникативная задача текста.

Логическая схема учебно-научных текстов включает: главный тезис – утверждение, требующее обоснования. Тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательстве). Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Способы изложения информации в учебно-научном тексте

Основные виды изложения научной информации в тексте – системно-логический и ретроспективный.Системно-логическоеизложение опирается на виды умозаключений и формирует три композиционных типа: индукцию, дедукцию, традукцию. Индукция предполагает путь познания от единичного к обобщению, например, анализ явления и выведение закономерности. Дедуктивное умозаключение строится «от общего к частному», например, проблемное рассуждение. Традукция заключается в установлении многообразных пространственных, временных, условных и т.п. связей между понятиями, что наблюдается, например, в таблице, схеме, опорной записи.

В ретроспективном изложении выделяются три композиционных типа: линейный, параллельный и многомерный. Линейная композиция устанавливает непосредственные отношения между тезисом и иллюстрацией; так строятся определение понятия, формулировка правила, рассказ на учебно-научную тему, инструкция к применению правила, способа действия. Параллельная композиция предполагает сопоставление явлений, сравнительную характеристику; многомерный композиционный тип востребован, например, при написании реферата по нескольким источникам.

Средства организации учебно-научного текста

Основные черты учебно-научного текста Средства организации учебно-научного текста (слова и словосочетания)
Логическая связь между частями текста и последовательность развития мысли автора так, например, а именно, в частности, прежде всего, переходим к рассмотрению главного, Во-первых, во-вторых, значит и др.
Противоречивые отношения предметов или явлений между собой однако, тем не менее, в то время, как, между тем и т.д.
Причинно-следственные отношения между частями текста следовательно, тем самым, в результате, поэтому, «благодаря этому, кроме того и др.
Переход от одной мысли к другой обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, прежде чем перейти к… и др.
Сопоставление или противопоставление частей текста с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, аналогично, не только, но и, однако
Степень объективности информации Считают, полагают, утверждают, возможно, вероятно, конечно, по-видимому, разумеется
Обобщение фактов, вывод или итог   таким образом, итак, резюмируя обобщая, можно сказать, подведем итог, , значит, из этого следует и т.д.

Практический блок

Вопросы для обсуждения и закрепления

1. С какими видами жанров письменной научной, учебно-научной речи вы знакомы?

2. Какие виды учебно-научных текстов вы знаете?

3. Назовите основные элементы логической опорной схемы учебно-научного текста.

4. Назовите основные свойства учебно- научного текста.

5. Охарактеризуйте основные способы изложения информации в учебно-научном тексте.

6. Какие средства организации учебно-научного текста вы знаете?

Задание 1.Определите, к какому жанру письменной речи относятся:

Учебник, конспект, учебный реферат, статья, тезисы, дипломная работа, библиографический реферат, аннотация, словарь, инструкция, положение, справочник, отчет.

Задание 2.Дополните таблицу.

НАУЧНО-УЧЕБНЫЕ ЖАНРЫ

1. Учебный реферат 2. 3. 4. 5.

Задание 3.Прочитайте учебно-научный текст, предложенный преподавателем (см. Приложение), проведите анализ структуры данного текста, выделите в нем все структурные части (тезис, аргументы, вывод), определите основной вид изложения научной информации в тексте.

Задание 4.По заданной преподавателем теме, составьте текст, соответствующий следующей логической схеме: тезис – аргументы – вывод. Какие средства организации текста вы использовали при составлении своего текста?

Задания для СРО

1.Подберите учебно-научный текст по специальности (см. Приложение). Используя материал этого текста, создайте свой текст по следующей логической схеме: тезис – аргументы – развернутые иллюстрации – вывод.

2.Познакомьтесь с основными этапами работы над статьей и основными структурными частями статьи. Опираясь на эти сведения, учитывая представленную ниже структуру научной работы, напишите статью по теме курсовой работы,

Наши рекомендации