I. Методики для изучения структуры семейных ролей, семьи – как системы

Приложение 1

I. Методики для изучения структуры семейных ролей, семьи – как системы

Семейная социограмма

Семейная социограмма способствует изучению:

- положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный;

- возникновения причин неблагополучия;

- оценки динамики семейных взаимоотношений.

Инструкция: Испытуемому дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. « На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семей выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Выделяют следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностика:

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно друг друга;

4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Необходимо обращать внимание на величину кружков. Большие, по сравнении с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Использование «семейной социограммы » позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем, рассмотрев бланки, обсудить, что получилось.

В процессе семейной диагностики предлагается испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы:

- стандартную социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи;

- социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и /или присутствовать люди или объекты, которое к семье номинально не принадлежат;

- социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейной контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке точного диагноза, лучшему осознанию трудной ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее.

Методика «Семейная социограмма» дает возможность экстернализации неосознаваемых аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

Семейная генограмма

Семейная генограмма относится к графическим методам диагностики коммуникации в семье и взаимоотношений между ее членами и выявления причин сложной жизненной ситуации в семье. Однако главной областью ее применения является изучение семейных историй (тем) – специфических, несущих эмоциональную нагрузку проблем, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт.

Семейная тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколения (склонность быть в браке или в безбрачии, иметь или не иметь детей и пр.).

Автор метода семейной генограммы – американский психотерапевт Мюррей Боуэн. Работая с больными шизофренией, он пытался определить, какую роль в их заболеваниях играют нарушенная семейная среда и межпоколенная передача.

Семейная генограмма является схематическим изображением семейной системы, в которой прямоугольники используются для изображения мужчин, круги - для женщин. Горизонтальные линии обозначают супружество, а вертикальные линии – наличие детей. Также приводятся даты рождения, смерти, браков, разводов и разрывов в отношениях.

Генограмма может быть составлена двумя способами. В первом случае психолог предлагает каждому члену семьи изобразить графически свое представление о семье с помощью определенных символов и обозначений. Во втором случае психолог может сам на основании расспроса и наблюдения составить свой вариант генограммы семьи.

Для графической конкретизации психологических коммуникаций в семье используется целый ряд обозначений. Степень тесноты (привязанности, психологическая зависимость), проявляемую одними членами семьи по отношению к другим, представляется следующем образом:

_________

______________

очень тесная;

________

тесная;

- - - -

слабая;

------------

очень слабая

Степень выраженности конфликта между членами семьи отражается так:

- слабая, - умеренная, - выраженная.

Направления связи (то есть, кто по отношению к кому проявляет обозначаемые чувства) указываются стрелкой.

Использование графических метод для экстарнализации членами семьи неосознаваемых представлений о характере их взаимоотношений, демонстрирует обширную диагностическую информацию для психолога, психотерапевта, но самое главное – существенно катализируется процесс семейной психотерапии.

Опросник

1. Члены нашей семьи оказывают реальную помощь и поддержку друг другу.

2. Члены нашей семьи часто скрывают свои чувства.

3. В нашей семье мы часто ссоримся.

4. В нашей семье мы не очень часто делаем что-либо самостоятельно (отдельно от других членов).

5. Мы считаем это важным - быть лучшим в любом деле, которое делаешь.

6. Мы часто говорим о политических и социальных проблемах.

7. Мы проводим большую часть выходных дней и вечером дома.

8. Члены нашей семьи достаточно часто смотрят передачи на морально-нравственные темы.

9. Вся деятельность нашей семьи довольно тщательно планируете.

10. В нашей семье редко кто-то командует.

11. Мы часто дома «убиваем» время.

12. В своем доме мы говорим, все что хотим.

13. Члены нашей семьи редко открыто сердятся.

14. В нашей семье очень поощряется независимость.

15. Жизненный успех (продвижение в жизни) очень важен в нашей семье.

16. Мы редко ходим на лекции, спектакли и концерты.

17. Друзья часто приходят к нам в гости.

18. Мы считаем, что семья не несет ответственности за своих членов семьи.

19. Мы, как правило, очень опрятны и организованны.

20. Число правил, которым мы следуем в нашей семье невелико.

21. Мы вкладываем много энергии в домашние дела.

22. Трудно «разрядиться» дома, не расстроив кого-нибудь.

23. Члены нашей семьи иногда, на столько разозлятся, что могут швырять вещи.

24. В нашей семье мы обдумываем свои дела в одиночку.

25. Для нас не очень важно, сколько зарабатывает человек.

26. В нашей семье считается очень важным узнавать о новых вещах, событиях, фактах.

27. Никто в нашей семье не занимается активным спортом, бегом «трусцой», игрой в бадминтон и т. д.

28. Мы часто говорим на морально-нравственные темы.

29. В нашем доме часто трудно бывает найти вещь, которая требуется в данный момент.

30. У нас есть один член семьи, который принимает большинство решений.

31. В нашей семье существует чувство единства.

32. Мы рассказываем друг другу о своих личных проблемах.

33. Члены нашей семьи редко выходят из себя.

34. В нашей семье мы уходим и приходим, когда захотим.

35. В любом деле мы верим в соревнование и девиз «Пусть победит сильнейший».

36. Мы не очень интересуемся культурной жизнью.

37. Мы часто ходим в кино, театр, туристические походы, на спортивные мероприятия и т. д.

38. Высокая нравственность не является нашим уделом.

39. Быть пунктуальным в нашей семье очень важно.

40. В нашем доме все делается по раз и навсегда заведенному порядку.

41. Мы редко вызываем добровольно, когда что-то нужно сделать дома.

42. Если нам хочется что-то сделать экспромтом, мы часто тут же собираемся и делаем.

43. Члены нашей семьи часто критикуют друг друга.

44. В нашей семье очень мало тайн.

45. Мы всегда стремимся делать дело так, чтобы в следующий раз получилось на много лучше.

46. У нас редко бывают интеллектуальные дискуссии.

47. Все в нашей семье имеют одно или несколько хобби.

48. У членов семьи строгие понятия о том, что правильно и что неправильно.

49. В нашей семье все часто меняют мнение о домашних делах.

50. В нашей семье придается большое значение соблюдению правил.

51. Мы стараемся делать все во имя сплоченности нашей семьи.

52. Если у нас в семье начнешь жаловаться, кто-то обычно расстроится.

53. Члены нашей семьи иногда могут ударить друг друга.

54. Члены нашей семьи обычно полагаются сами на себя, если возникает какая-то проблема.

55. Члены нашей семьи мало волнует продвижение по работе, школьные отметки и т. д.

56. Кто-то в нашей семье играет на музыкальном инструменте.

57. Члены нашей семьи принимают мало участие в разливательных программах.

58. Мы убежденны, что существуют некоторые вещи, которые надо принимать на веру.

59. Члены наши семьи содержат свои комнаты в порядке.

60. В семейных решениях все имеют равное право голоса.

61. В нашей семье очень слабо развит дух коллективизма.

62. В нашей семье открыто обсуждаются денежные дела и оплаты счетов.

63. Если в нашей семье возникают разногласия, мы из всех сил стараемся «сгладить углы» и сохранить мир.

64. Члены нашей семьи усиленно поощряют друг друга отстаивать сои права.

65. В нашей семье мы не очень стремимся к успеху.

66. Члены нашей семьи часто ходят в библиотеку.

67. Члены семьи иногда посещают курсы или берут уроки по своим интересам и увлечением.

68. В нашей семье у каждого свои понятия о том, что правильно и что неправильно.

69. Обязанности каждого в нашей семье четко определенны.

70. В нашей семье мы можем делать, что хотим.

71. Мы редко по-настоящему ладим друг с другом.

72. В нашей семье мы обычно следим за тем, что говорим друг другу.

73. Члены семьи часто пытаются быть в чем-то выше или превзойти один другого.

74. В нашем доме трудно побыть одному, чтобы это кого-нибудь не задело.

75. «Делу - время, а потехе - час» - такого правило нашей семьи.

76. Смотреть телевизор считается в нашей семье важнее, чем читать.

77. Члены семьи часто выходят « в свет».

78. Наша семья придерживается строгих моральных правил.

79. В нашей семье с деньгами обращаются не очень бережно.

80. В нашей семье царит правило «всяк сверчок знай свой шесток!».

81. В нашей семье всем уделяется достаточно много времени и внимания.

82. В нашей семье часто возникают спонтанные дискуссии.

83. В нашей семье мы считаем, что повышением голоса ничего не добьешься.

84. В нашей семье не поощряется, чтобы каждый высказывался сам за себя.

85. Членов нашей семьи часто сравнивают с другими людьми в отношении того, как они успевают на работе или в школе.

86. В нашей семье по-настоящему любят музыку, живопись, литературу.

87. Главная форма развлечения у нас – смотреть телевизор или слушать радио.

88. Члены нашей семьи верят в торжество справедливости.

89. В нашей семье посуда моется сразу после еды.

90. В нашей семье немногое проходит безнаказанно

В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    
В
Н                    

Опросник

Инструкция: а) «Опишите вашу реальную семью (супруги и дети). Прочтите предложенные высказывания и оцените их с помощью следующей шкалы: 1- почти никогда, 2 – редко, 3- время от времени, 4 – часто, 5 – почти всегда.

б) Теперь оцените все высказывания с точки зрения идеальной семьи, такой, о которой вы мечтайте.

Утверждения а) реально б) в идеале
Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью.    
При решении проблем учитываются предложения детей.    
Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи.    
Дети самостоятельно выбирают форму поведения.    
Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу.    
Каждый член нашей семьи может быть лидером.    
Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом.    
В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел.    
В нашей семье мы любим проводить свободное время вместе.    
Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе.    
Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу.    
В нашей семье большинство решений принимается родителями.    
На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семей.    
Правила в нашей семье изменяются    
Нам трудно представить себя, что бы мы могли предпринять всей семьей.    
Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому.    
Мы советуемся друг с другом при принятии решений.    
Трудно сказать, кто у нас в семье лидер.    
Единство очень важно для нашей семьи.    
Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи.    

Рисунок семьи

Данная методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция 1: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоторого образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т.п.

Можно задавать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:

Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
Общий размер рисунка  
Количество членов семьи  
Соответствующие размеры членов семьи Мать Отец Сестра Брат Дедушка Бабушка и т.д.  
Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними  
Наличие животных  
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии  
Степень проявления положительных эмоций ( в баллах 1,2,3…) Степень аккуратности исполнения  

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

На основании особенностей изображения можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность - те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л.Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, свое места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Опросник для родителей

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

АСВ позволяет изучить:

- нарушения процесса воспитания;

- выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания;

- установить причины нарушений в семейной системе.

Шкалы опросника АСВ, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного семейного воспитания:

Обработка результатов

На бланке регистрации ответов их номера расположены в одной строке, соответственно определенной шкале. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по шкалам: нужно сложить число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращения названия шкал. Некоторые из них подчеркнутые. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавлять результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1. для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Опросник позволяет выявить только виды патологизирующего семейного воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания.

В случаях, когда на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал, следует сделать как минимум два вывода:

- возможно установочное поведение испытуемых,

- их воспитательные действия скорее относятся к адекватным, нежели к патологизирующим.

Опросник

Инструкция: « Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждение о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в « Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Но чтобы таких вопросительных знаков было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думайте. Этим вы поможете психологу в работе с вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать».

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным – куда-нибудь пойти вместе, о чем-нибудь подольше поговорить.

3. Мне приходиться разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда мой ребенок, приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой ребенок возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй безнаказанным не одного его плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему ребенку то, за что другое время бы наказала бы.

12. Я люблю своего ребенка больше, чем супруга.

13. Младшие дети мне нравиться больше, чем старшие.

14. Если мой ребенок подолгу упрямится или злиться, у меня бывает чувство, что я поступил по отношению к нему неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего ребенка есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего ребенка шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой ребенок для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Стараюсь купить своему ребенку такую одежду, какую он хочет, даже сели она дорогая.

24. Мой ребенок непонятлив. Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснять ему.

25. Моему ребенку нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю ребенку сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам.

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабость или недостатки.

28. Мой ребенок сам решает с кем ему общаться.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться.

30. Я очень редко ругаю ребенка.

31. В нашей строгости к ребенку бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32.Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой ребенок слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямиться, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился в жизни гораздо больше.

37. У моего ребенка есть слабости, которое не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего ребенка, мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склоны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.

43. Стараюсь купить ему все то, что он хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего ребенка, можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему ребенку очень важные и трудные дела.

46. На моего ребенка нельзя положиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я – мягкий человек.

51. Если моему ребенку что-то нужно, то он старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой ребенок вырастет и я буду ему не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье ребенка.

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего ребенка упорно не исчезает, несмотря на все меры.

58. Мой ребенок недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже может понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего ребенка мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не просмотрела в дневник.

63. Я трачу на моего ребенка значительно больше денег, чем на себя.

64.Не люблю, когда мой ребенок что-то просит. Сам лучше знаю, чего ему больше надо.

65. У моего ребенка более трудное детство, чем у большинства его товарищей. 66. Дома мой ребенок делает только то, что ему хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой ребенок сам решает, на что тратить ему свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему ребенку, чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи не одинаково строги с ребенком. Одни балуют, другие, наоборот, очень суровы.

72.Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок не любил некого, кроме меня.

73. Когда мой ребенок был маленький, он мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим ребенком.

75. В связи с плохим здоровьем ребенка нам приходилось в детстве многое позволять ему.

76. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а замен не получаешь ничего.

77. с моим ребенком мало помогает доброе слово. Единственное средство – это строгие постоянные наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить ребенка против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действую безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я се время думаю о моем ребенке, о его делах, здоровье и т. д.

82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой ребенок умеет добиваться от меня того, что он хочет.

84. Мне больше нравится тихие и спокойные дети.

85. Мой ребенок много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего ребенка мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.

88. Выходя из дома, мой ребенок редко говорит, куда он идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш ребенок что-то натворил, мы беремся за него. Если все тихо, мы опять оставляем его в покое.

92.Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы моложе, то я наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего ребенка виновата я сама, потому что не сумела его воспитать.

95. Только благородя нашим огромным усилиям, ребенок остался жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему ребенку свободу, он немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю ребенку одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на ребенка больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах ребенка.

103. Желание моего ребенка для меня – закон.

104.Когда мой сын был маленький, он очень любил спать со мной.

105. У моего ребенка плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради ребенка я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему ребенку нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой ребенок умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110.Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего ребенка часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему ребенку все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами ребенка.

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Мне огорчает, что мой ребенок все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего ребенка хуже, чем у большинства его сверстников.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой ребенок не может обходиться без моей

Наши рекомендации