Сознание – высшая, свойственная
человеку форма обобщенного
отражения объективных устойчивых
св-в и закономерностей окруж.
мира, формир-я у ч-ка
внутр-й модели внешнего мира, в
результате чего достигается
познание и преобразование
окружающей действительности.
Функция сознания заключается в
формировании целей деят-ти,
в предварительном мысленном
построении действии и предвидении
их результатов, что обеспечивает
разумное регулирование
поведения и деятельности ч-ка.
В сознание человека включено
определенное отношение к окружающей
среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства
сознания: построение отношений,
познание и переживание.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Функции сознания :
отражательная,
порождающая (творчески-креативная),
регулятивно-оценочная,
рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:
отражение мира,
мышление о нем,
способы регуляции человеком своего поведения,
сами процессы рефлексии,
свое личное сознание.
Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями и выработать необходимое поведение. Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.
Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.
Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
21. Принципы объяснения — основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации
Выделяют три важнейших методологических принципа психологии: детерминизма, системности и развития.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой.
принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Существуют два вида развития психики - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка.
Категориальный анализ.
К.а. (в псих-ком познании) - способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и др. (базисные категории – 1гр.), сознание, деятельность, личность и др. (метапсихологические категории – 2гр.). В психологическом познании различаются два уровня:
-уровень эмпирико-теоретический - представлен в сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и пр.;
-уровень категориальный - роль коего как аппарата, направляющего сознание первого уровня, можно раскрыть лишь путем специального анализа категориального как особой разновидности историко-теоретического исследования.
Исследователь: М.Г. Ярошевский - российский психолог и историк отечественной науки, автор многочисленных работ по истории и методологии психологии. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривает принцип детерминизма. В своём труде «История психологии»
Категория мотива. Мотив – это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
Категория личность. Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.
Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.