Струк-ра творч.сп-бностей ч-ка. Одаренность,талант,гениал-ть,IQ.
Струк-ра творч.сп-бностей ч-ка. Одаренность,талант,гениал-ть,IQ.
Высшую ступень в шкале сп-бностей наз. Талантом. Талант – особое сочет-е, дающее чел-ку самост-но, ориг-но учиться, выполнять слож. твор.работу.
Гениал-ть – высшая форма проявления интеллекта обычно в неск-их областях.
Талант ч-ка можно измерить. В совр.псих-ии сущ-ет система тестов. Наиболее изв-ая – IQ Векслера. В Р-ии сущ-ют адаптированные для Р-ии системы Ай-кью. Адаптация связана со спецификой образ-ия, менталитета. (ай-кью китая будет отлич-ся от америк-го).
Шкала ай-к имеет ориентир – 100 баллов. Макс.-140 б., мин. –не огр., до 70 б.- интеллект.порог. граница зыбкая, связано с несоверш-ом теста. Люди могут обладать высок. Интелл-ом, но не набрать 60 б. в тесте не учитывается соц.полож-е ч-ка, пол. Объем мозга не явл.показателем интеллекта.
Часто талант путают с феноменом памяти. Память, ее прочность и емкость – не явл-ся залогом успеш. Работы. Люди с самой поразит.памятью оч.часто не добив.успехов. а гениал.люди не даржат информ-ю в голове,освобождая ее. Хотя память явл-ся важнейшим показателем для успеш.тв-ва. Кроме памяти необходима богат.фантазия,гибкость ума, упорство,трудолюбие…почти все велик.худ-ки,композ.обладали силой воли,фантаз.,огром.памятью.
Но струк-ра таланта опред-ся внеш.фак-рами,т.е.харак-ром требов-ий, к-ые предъявл.общ-во и данная деят-ть.
Псих.анализ выделяет общие СП-бности и спеецифич.кач-ва, к-ые различны в опред.сферах.
Общие сп-сти: 1.постоянн.готвность к интелл.работе. 2.внутр.упорство,трудолюб.,неуемн.потреб-ть. 3.быстрота мыслит.сп-бности,систематичн.ума,высок.умств.деят-ть. В сочетании со специфич.кач-вами = талант.
Прир.,генетич.предпосылки сп-тей и таланта. Формир-е усл-ий раскр.
Чел-к при рожд.уже облад.опред.склонностями и сп-б-ями,заложенными в него талантам,но эти кач-ва необходимо раз-ть.
Генетически ч-ку передается значит-ый V знаний, накопленный человеч-ом. Самые прост.инстинкты перед-ся генетич-ки. Более слож.сп-бности треб.раз-ия.
Классификация сп-бносте: 1. природ.(естеств) инстинкты (память,восприят..) 2. спеифич.сп-ти: 1)общие (обучаемость,внимат-ть,речь…2) спец-ый (муз.,изобраз.,лингвистич.сп-ти)
Факторы,влияющ.на раз.сп-тей: врожд.задатки, время выявления, разв-е сп-тей к деят-ти, к к-ой есть интерес. Встестор.разв-е интересов, соперничество,сотруд-во.
Формир-е усл-ий для раскр-я сп-тей: благополуч.семья, общ.соц.среда,организ-я гос-ва.
Псих.процессы в худ.тв-ве. Ощущения,восприятие,фантазия,память.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Творчество и творческие процессы как в науке, так и в искусстве представляют собой сложнейшие явления, отличающиеся многообразными особенностями.
Остальные же составные сил творчества никак нельзя назвать способностями, поскольку труд, как один из видов деятельности, относится к проблемам психологии личности; чувства и воля представляют эмоционально-волевые процессы; а память, мышление, воображение, фантазия, вдохновение являются познавательными процессами. Таким образом, во взаимодействии все эти психические процессы и свойства личности (они же силы творчества), как было сказано, представляют «материальную» основу для развития личности в целом, в том числе для развития таких компонентов (они же компоненты творчества), как знания, мировоззрение, художественный вкус, мастерство. Безусловно, психические процессы и свойства личности, хотя и являются силами творчества, на основе которых развиваются компоненты творчества, сами, как было сказано, также развиваются на протяжении всей жизни человека.
Категориальный анализ.
К.а. (в псих-ком познании) - способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и др. (базисные категории – 1гр.), сознание, деятельность, личность и др. (метапсихологические категории – 2гр.). В психологическом познании различаются два уровня:
-уровень эмпирико-теоретический - представлен в сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и пр.;
-уровень категориальный - роль коего как аппарата, направляющего сознание первого уровня, можно раскрыть лишь путем специального анализа категориального как особой разновидности историко-теоретического исследования.
Исследователь: М.Г. Ярошевский - российский психолог и историк отечественной науки, автор многочисленных работ по истории и методологии психологии. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривает принцип детерминизма. В своём труде «История психологии»
Категория мотива. Мотив – это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
Категория личность. Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.
Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.
Струк-ра творч.сп-бностей ч-ка. Одаренность,талант,гениал-ть,IQ.
Высшую ступень в шкале сп-бностей наз. Талантом. Талант – особое сочет-е, дающее чел-ку самост-но, ориг-но учиться, выполнять слож. твор.работу.
Гениал-ть – высшая форма проявления интеллекта обычно в неск-их областях.
Талант ч-ка можно измерить. В совр.псих-ии сущ-ет система тестов. Наиболее изв-ая – IQ Векслера. В Р-ии сущ-ют адаптированные для Р-ии системы Ай-кью. Адаптация связана со спецификой образ-ия, менталитета. (ай-кью китая будет отлич-ся от америк-го).
Шкала ай-к имеет ориентир – 100 баллов. Макс.-140 б., мин. –не огр., до 70 б.- интеллект.порог. граница зыбкая, связано с несоверш-ом теста. Люди могут обладать высок. Интелл-ом, но не набрать 60 б. в тесте не учитывается соц.полож-е ч-ка, пол. Объем мозга не явл.показателем интеллекта.
Часто талант путают с феноменом памяти. Память, ее прочность и емкость – не явл-ся залогом успеш. Работы. Люди с самой поразит.памятью оч.часто не добив.успехов. а гениал.люди не даржат информ-ю в голове,освобождая ее. Хотя память явл-ся важнейшим показателем для успеш.тв-ва. Кроме памяти необходима богат.фантазия,гибкость ума, упорство,трудолюбие…почти все велик.худ-ки,композ.обладали силой воли,фантаз.,огром.памятью.
Но струк-ра таланта опред-ся внеш.фак-рами,т.е.харак-ром требов-ий, к-ые предъявл.общ-во и данная деят-ть.
Псих.анализ выделяет общие СП-бности и спеецифич.кач-ва, к-ые различны в опред.сферах.
Общие сп-сти: 1.постоянн.готвность к интелл.работе. 2.внутр.упорство,трудолюб.,неуемн.потреб-ть. 3.быстрота мыслит.сп-бности,систематичн.ума,высок.умств.деят-ть. В сочетании со специфич.кач-вами = талант.