Урок как основная форма школьного обучения. Типология и структура урока.

Как уже отмечалось, классно-урочная форма организации обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике. В этом смысле урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (45 минут), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Из педагогов прошлого наиболее стройную и до настоящего времени сохраняющую свое научное значение классификацию уроков дал К.Д.Ушинский. Он выделял: а) уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; б) уроки устных упражнений; в) уроки письменных упражнений; г) уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д.Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся в школе и характеризуются определенными методическими особенностями, являются:

- уроки смешанные, или комбинированные;

- уроки изложения нового материала учителем;

- уроки закрепления изучаемого материала;

- уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В последнее время в школе все шире используются нестандартные, инновационные формы урочных занятий и ведутся поиски их дальнейшей модернизации. К ним, в частности, относятся: уроки-семинары, уроки-конференции, уроки с использованием игровой методики, интегрированные уроки и др.

К какому типу относится тот или иной урок - имеет |большое практическое значение. С чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели нужно осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий. Однако, раскрывая дидактические основы урока, как |и других организационных форм учебной работы, не следует забывать, что им в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятелъностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

14.Современные требования к уроку. Инновационные формы организации учебных занятий.

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования д-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч способностей. Урок – это осн организационная форма. Урок – это форма организации коллективной познавательной д-ти уч-ся, это динамичная, вариативная форма организации процесса взаимодействия. У – это форма взаимодействия уч-ся и учит, законченная по времени, содержанию, смыслу и организованному отрезку учеб. процесса. У позволяет решить все цели и задачи образования, развить Л, применить всю систему методов обучения и воспитания, проводить занятия по всем предметам учеб курса, сочетать практические и теоретические формы, осуществлять коллективный, групповой, индивидуальный урок как основную форму обу4чения в сочетании с др формами обучения. На уроке реализ требования всех дидактических принципов. Существует классификация урока, исходя из методов обучения, из хар-ра познават д-ти уч-ся. Наиболее распространенная классификация по доминирующим дидактическим целям. Требования к уроку: 1. должен решать образов, воспит, развив задачи, 2. все части урока долны быть взаимосвязаны, 3.учёт ситуации в школе, 4. соответствие всем принципам обучения, 5. учёт методич подходов в обучении и воспитании. 6. соответствие учеб программе, 7. опора на кабинетную систему, чёткое понимание всей кл- урочной системы, 8. связь с ранее изученным, 9. обеспечение условий для развития уч-ся, 10.эмоциональность, 11. установление межпредметных и внутрипредмет связей, 12. эффективное использов пед ср-в, связь теор с практ, 13. формирование мотиации учения, 14. прогнозирование, планирование, диагностика каждого урока. Группы дид. задач, решаемых на уроке, изложение нового материала, формир навыков и умений, закрепление, углубление, повторение, систематизация, контроль, проверка ЗУНов.

Теперь в качестве современных требований к уроку выступают принцип природосообразности – организация работы с детьми с учетом их природы (индив особен, пол и др). Учитель стремиться выявить природные задатки детей через диагностику и создает условия для их оптимального развития с использ природы. Принцип культуросообразности – организ ПП в соответствии со сложившейся социокукльтурной системой (законы, нормы отношений, соотв ПП месту провед, ПП отражает особенности народа, страны, нации, эпохи).

Нестандартный урок – дополнение основным урокам. Их используют новаторы. Это импровизированное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. Это уроки-семинары, уроки-конференции, уроки с использованием игровой методики и др.


Наши рекомендации