По мосточкам (Через речку по бревну)
Из снега лепятся небольшие снежные валики или кочки, на которые сверху кладутся доски (переходы с кочки на кочку), чем доска уже, а валик выше, тем сложнее пройти. Если дети боятся или им трудно идти, то ведущему необходимо им помочь, провести за руку, подстраховывать. Вскоре дети освоятся, и сами с удовольствием будут проходить по мостикам.
Игроки по очереди проходят по мостикам (можно сделать целую дорогу, с различными поворотами). Кто сумел пройти и не оступиться, тот и побеждает. Если все игроки проходят всю дистанцию слишком легко, то можно соревноваться на время, тогда уже кто быстрее и без ошибок пройдет дистанцию, тот и побеждает.
Можно провести эстафету, сделав две дорожки из мостиков одинаковой длины. Игроки делятся на две команды и встают перед своими мостиками. По сигналу первые участники команд идут на противоположную сторону, спустившись на противоположном конце, они машут рукой, давая знак вторым начинать движение. Какая команда быстрее переберется на другую сторону, та и побеждает.
По снежному мосту
Для игры нужен снежный вал шириной пятнадцать‑двадцать сантиметров и длиной не менее трех метров. Справа и слева по ходу движения стоят пустые ведра (минимум по три с каждой стороны). Игрок идет со снежками по количеству целей. Его задача, проходя по валу, бросить по одному снежку в каждое ведро и не упасть. Игрок прошедший весь «мост» и попавший во все цели побеждает. Можно сделать несколько заходов и выявить наиболее точного игрока (считая количество попаданий за все заходы).
Подготовка к кёрлингу
Так как эта игра сейчас становится довольно популярной, ее даже внесли в список Олимпийских видов спорта, то ознакомить детей с ее элементами было бы очень полезно.
Для игры потребуется начертить центральный круг (диаметром не менее метра) и круглая или овальная деревянная болванка с ручкой (в кёрлинге их называют камни, но у нас так их называть будет некорректно), которую желательно еще облить водой и заморозить, чтобы она обледенела, что обеспечит хорошее скольжение. Лучше иметь несколько болванок, четыре‑пять штук.
Задача игроков, прокатить болванку от стартовой линии (дистанция от круга до стартовой линии варьируется, в зависимости от умения игроков. Начинать можно с трех‑четырех метров), до круга. Кто точнее попал в круг, тот и побеждает.
Если есть возможность сделать несколько болванок (четыре‑пять штук), то игру можно усложнить, теперь попав в круг, игрок еще не гарантирует себе победу, потому что те, кто бросают за ним, могут своей болванкой выбить предыдущую из круга. Теперь выигрывает тот, кто в конце серии бросков окажется ближе к цели (если круга касаются несколько болванок, то игроки, бросавшие их, получают одно очко), он получает одно очко. Проводится несколько серий (количество серий равно количеству игроков) и каждый раз игроки меняют свои порядковые номера, для более честного судейства. В конце всех серий по количеству набранных очков выбирается победитель.
Подготовка к лапте
Для игры потребуется бита (лапта). Один игрок набрасывает снежок, а второй битой пытается его разбить (ударить посильнее). «Снежные брызги» от снежка всегда радуют детей, а неудачный удар всегда можно повторить. Набрасывать можно по‑разному. Сначала снежки должны лететь удобно – взмахнул лаптой и порядок. Но, потом, когда дети уже освоятся, то следует увеличить дистанцию между бросающим и бьющим, что уже само по себе будет более сложно для выполнения, а далее можно применять и более сложные варианты бросков, чтобы бьющему нужно было постараться попасть по снежку, а не просто подставить биту.
Подними предмет
В эту игру можно играть и на лыжах, потому что для игры потребуются две палки. Задача игрока поднять лежащий предмет зажав его между двух палок (но ни в коем случае не втыкая в него палку). Предметы можно использовать самые разные, кубики, палочки, платочки, ленточки и т. п. Для игры можно использовать и обычные гимнастические палки.
Побеждает игрок сумевший поднять наибольшее количество разных предметов и удержать их в воздухе три‑пять счетов (по очереди, а не одновременно).
Поднять груз
Играть интереснее всего на средней или большой горке. Для игры необходима крепкая толстая веревка (толщина должна быть такой, чтобы игрокам было удобно ее тащить, и чтобы она не оборвалась). Игроки разбиваются на две команды. Первая команда наверху горки, вторая – внизу. Один конец держат игроки наверху, а второй спускают вниз, за него хватается один из игроков команды противницы, который садится на снег. Команда наверху должна общими усилиями поднять одного игрока наверх. Подняв его, они опять спускают веревку вниз. Теперь уже снизу цепляются два игрока. Их тоже поднимают, потом трех и так далее, сколько всего смогут они поднять игроков (самое большое, это столько же человек, сколько в их команде, ведь команды равные). После того, как большее число игроков поднять уже не получается, команды меняются местами. И все повторяется. Побеждает команда сумевшая поднять большее количество игроков.
Главное условие, игроки, которых поднимают, не должны препятствовать подъему (упираться ногами или руками). Если игрок, которого поднимали, отцепился от веревки, то подъем засчитывается. И переходят к следующему количеству игроков.
Так же можно игроков спускать, но здесь уже надо быть более аккуратными, чтобы все игроки сразу вниз не скатились. И если игроки спускающие, отпускают веревку (или она вырывается у них из рук), то они проигрывают (а тем, кто вниз скатиться будет только весело, из‑за снега эта игра не травмоопасна).
Пожарные на учении
Дети строятся в две‑четыре колонны. Они должны выполнить следующее задание: сделать небольшой разбег, проскользить по ледяной дорожке, удерживая равновесие, пройти боком по снежному валу, спрыгнуть с него (если вал высокий, то необходимо подготовить место приземления, например, насыпать туда побольше снега), пробежать еще два метра и позвонить в колокольчик. Как только прозвучит звонок колокольчика, стартует следующий участник и так далее, пока не пробегут все. Какая колонна быстрее справиться с заданием, та и побеждает.
Можно соревноваться и индивидуально, засчитывая время каждого игрока, а затем выбирая лучшие результаты.
Попади в городок
Игроки делятся на две команды. Обозначается общая черта (линия броска). Перед каждой командой ставят по городку, воткнутому вертикально в снег. Первые игроки обеих команд одновременно выполняют броски в городок. Сбитый городок отодвигается на один шаг дальше черты метания. Затем следуют новые броски. Команда, не сбившая свой городок, продолжает бросать в тоже место, пока городок не будет сбит.
Команда, игроки которой сумеют за условленное количество бросков отодвинуть свой городок дальше другой, побеждает.
Похожая игра – «Сбей палку».
Попади в круг
В одну линию плотно друг к другу, кладутся восемь‑десять обручей. Игроки подходят к линии броска, которая обозначается в двух‑трех метрах от первого обруча. Бросают по очереди. Кто попадает в первый обруч, в следующий раз уже кидает во второй и так до десятого. Бросать снежки можно любым способом (сверху, снизу, сбоку). Кто первый попадет в десятый обруч, тот и побеждает.
Попробуй попади
Игроки делятся на две команды. Каждая команда встает парой друг напротив друга на расстоянии шести шагов. По команде ведущего первые игроки в паре держат неподвижно ведра, а вторые пытаются попасть в ведра снежками с первого раза. Если игроку это удается, он отступает на шаг назад. Выигрывает команда, которая за оговоренное количество залпов продвинулась дальше всех.
Прела‑горела
Эта белорусская игра хороша для праздников и развлечений. Заранее, так чтобы не видели участники, на игровой площадке в снег зарываются различные игрушки или конфеты, неглубоко, но так, чтобы их не было видно. Игроки встают по периметру игровой площадки и после слов:
Прела‑горела, за море летела,
А как прилетела,
Так где‑то и села,
Кто первый найдет,
Тот себе возьмет!
Начинают искать спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл. И, конечно же, желательно, чтобы найденные игрушки оставались у детей.
Пройди под палкой
Эта игра‑разминка хороша как самостоятельная игра, так и как специальная разминка перед лыжами. Палка втыкается в снег, игрок кладет сверху на палку ладонь. Его задача пройти под этой рукой (не отпуская палки), поворачиваясь вперед противоположным плечом.