Тема 6. Урбанизация как социокультурная проблема.
План семинара:
1. Город, как объект культурологического исследования. Роль городов в истории культуры.
2. Специфика и формы урбанизации. Особенности урбанизации в России и Кузбассе.
3. Социокультурное развитие городов Кузбасса.
4. Влияние благотворительной деятельности на урбанизационные процессы в Западной Сибири.
Ключевые понятия:город, городская среда, городское пространство, урбанизация, дезурбанизация, субурбанизация, рурбанизация,благотворительность.
Темы докладов:
1. Экологические проблемы урбанизации.
2. Новокузнецк, как один из проектов «Города-сада».
3. Сравнительные портреты городского и сельского жителя.
4. Поэзия города в русской литературе.
Цели семинара:
- иметь представление о специфике урбанистических процессов в современном мире, России, Кузбассе;
- знать историю становления и развития городов в разные исторические эпохи;
- определить изменения традиционных социокультурных ценностей в условиях урбанизации российского общества.
Компетенции:
- общекультурная: освоение традиционных социокультурных и морально-психологических особенностей городской жизни;
- коммуникативная: знание необходимых способов взаимодействия в городской жизни и сохранения традиций.
Методические рекомендации:
Изучение проблемы урбанизации подразумевает понимание историко-культурной роли города в развитии общества. Поэтому изучение темы предполагает выяснение специфики и форм урбанизации. Необходимо определить тенденции урбанизации в России, в общем, и в Кузбассе, в частности. Рассмотреть благотворительность как один из факторов урбанизационных процессов в Западной Сибири. Рекомендуется использовать мультимедийные технологии при изучении данной темы, которые позволят закрепить полученные знания. Список основной литературы:1. Быкасова Л.В. Благотворительность в истории культурной жизни Западной Сибири. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. – 134 с.
2. Воротилов В.А. Крупный город: проблемы и тенденции развития. Л.,1988.
3. Глотов Г.А., Перцик Е.Н. Будущее городов Кузбасса. Кемерово, 1972.
4. Коган Л.Б., Быть горожанином. М.,1990. С. 68-74.
5. Каймашникова Е.Б. Урбанизация как социокультурная проблема. Новокузнецк: СибГИУ, 2005. – 54 с.
6. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.,1987.
7. Урбанизация Советской Сибири. Новосибирск, 1987.
Список дополнительной литературы:
1. Ашкеров А.Ю. Античный город. // Человек. 2003 № 4.
2. Каганов Г.З. Городская среда: преемство и наследование // Человек.- 2000. - № 4. – с. 49-56.
3. Сабуров Е.Ф. Город как общество // ОНС. – 2004. – № 3. – с. 29-38.
4. Шипилов А.В. Смысл города и город – Смысл // Человек.- 2006. - № 1. – с. 5-19.
5. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: учебное пособие для вузов. – М.: АСА-DEMIA. – 2005. - 271 c.
Темы для реферативных работ:
1. Урбанизация как глобальный процесс.
2. Урбанизация и ее роль в обществе и в культуре.
3. Характер развития урбанизации и особенности ее осуществления в России.
4. Уровни и темпы урбанизации в Кузбассе.
5. Благотворительная деятельность как важный фактор социальной мобильности.
Приложение
Требования к содержанию мультимедийной презентации:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– длина строки не более 36 знаков;
– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.