Тема 4. Семья, её место и роль в культуре.
План семинара:
1. Роль семьи в истории культуры.
2. Проблемы семейных ценностей в западной и отечественной традиции.
3. Генеалогия семьи.
4. Повышение статуса семьи в обществе.
Ключевые понятия:семья, семейные ценности, культурные традиции, любовь, верность, взаимопомощь, взаимопонимание.
Цели семинара:
-иметь представление о семье как об основном носителе культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимом условии социализации личности.
-понимать место и роль семьи в жизни общества
- способствовать повышению статуса семьи в обществе, пропаганде семейных ценностей, созданию привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства.
Компетенции:
- общекультурная: осведомленность в основах семейных явлений и традиций;
- ценностно-смысловая: осознавать роль и предназначение семьи как носителя культурных ценностей общества и народа;
- социально-трудовая: овладение знаниями в сфере семейных отношений и обязанностей.
Методические рекомендации:
Особое внимание студентов должна привлечь проблема роли семьи в истории культуры. Анализ теоретических подходов, рассматривающих семейные ценности в западной и отечественной традиции, рекомендуется соотносить с конкретными примерами из истории и современности, которые позволяют выявить не только виды и типы семьи, но и её диалектический характер. Завершить семинар предлагается дискуссией о повышение статуса семьи в обществе, в результате которой будут закреплены полученные знания и сделаны выводы по обсуждаемым вопросам.Литература:
1. Амелина А.Н. Формирование культурной личности в современном российском обществе. – М.: Приор, 2005. – 246 с.
2. Анисимова М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома. М.: Приор. - 2001.
3. Арнольдов А.И. Введение в культурология. – М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. – 352 с.
4. Кириллов А.С. Культурология. – М.: Олма Пресс, 2005.
5. Миронов А.К. Культурология. – М.Приор, 2004.
6. Хрестоматия по философии // Сост. Попов А.В. – М., 1997. – 416 с.
Список дополнительной литературы:
1. Антонов А. И. Социология семьи. М., 2005. С. 291.
2. Белогуров А.Ю. Семья в социокультурном и педагогическом измерении постиндустриального мира // Социологические исследования, 2004, № 11.
3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,2008
4. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999
5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,1998
6. Иванова С.А. Молодежная культура и субкультура. – М., 2005.
7. Пименова А.Н. Воспитания нравственной личности в семье. // Экспертиза, 2007, № 11
8. Православные традиции, семья и школа в современной России. // Педагогика. 2005. № 1. С. 5–13.
9. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. – М.: Ладомир, 2002.
10. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X–XIX вв.). – М.: Ладомир, 1997.
11. Семейные отношения в России: муж и жена. // Сергеева А.Р. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта, Наука, 2005. С. 98–125.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.
13. Яковлев П.А. Эстетизация семейного досуга.- М., 2006.
Темы для реферативных работ:
1. Типология семей и их воспитательный потенциал.
2. Семья как социокультурный феномен.
3. Уровень жизни семей разных демографических типов.
4. Молодая семья – будущее России.
5. Роль мужчины и женщины в семье.
6. Любовь в разных культурах и её философско-художественное осмысление.
Тема 5. История и теория российской культуры
Занятие 1.
План семинара:
1. Специфические особенности и своеобразие российской культуры.
2. Проблемы и направления в культурологической мысли России XIX-XX вв.
3. «Русская идея» как организующий принцип русского самосознания.
4. «Почвенничество» и «западничество» как феномен русской культуры.
Занятие 2.
План семинара:
1. «Золотой век» русской культуры, взлет литературы и искусства как результат просвещения. Система ценностей русской культуры.
2. «Серебряный век» русской культуры. Интеллигентность как феномен русской культуры. Евразийство 20-х и 90-х гг. XX века.
3. Самозванство как феномен русской культуры. Игра и театральность, праздник и русская сказка как основания для понимания природы самобытности русского характера.
4. Ценностные ориентиры и понятия в русском культурно-смысловом архитектоническом пространстве: совесть, ответственность, свобода, справедливость, государство, власть, порядок, авторитет, труд, патриотизм, благотворительность, милосердие, соборность, всеединство, Богочеловечество.
Ключевые понятия: русская идея, почвенничество, славянофильство, западничество, золотой век, серебряный век, евразийство, декадентство, икона, классицизм, соборность, всеединство, модерн, постмодернизм.
Цели семинара:
- иметь представление о наиболее актуальных, практически значимых вопросах теории и истории российской культуры;
- знать историю становления и развития культурологических концепций в России, дефиниции ключевых понятий теории российской культуры;
- изложить и оценить альтернативные точки зрения на ключевые проблемы истории и теории российской культуры, освободиться от стереотипности и догматизма суждения о ней.
Компетенции:
- общекультурная: осведомленность в области ключевых проблем истории и теории российской культуры;
- ценностно-смысловая: ориентированность в аксиологическо-смысловом пространстве российской культуры;
- информационно-коммуникативная: выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению тематического материала в контексте современной социально-политической и экономической ситуации.
Методические рекомендации:
Изучение этой темы следует начать с выявления особенностей и своеобразия российской культуры. Для того чтобы получить четкое представление об истории и теории российской культуры, важно рассмотреть, как она складывалась, какие культурологические теории возникали, формулировались и развивались в процессе ее эволюции. Большую ценность для расширения культурологического кругозора студентов представляет рассмотрение ценностных ориентиров и понятий, характеризующих русское культурно-смысловое архитектоническое пространство.Список основной литературы:
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
2. Чаадаев П. Собр. соч. М., 1991. Т.1.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
4. Соловьев В.С. Собр. соч. М., 1990. Тт. 2, 3.
4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.
5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004.
6. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.
7. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.
8. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.
9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Спб., 1992.
10. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
11. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.
12. Русская идея. М., 1992.
13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
14. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
15. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
16. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
17. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.
18. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зенина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996.
Список дополнительной литературы:
1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997.
2.Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
5. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Тт. 25,26.
6. Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. Л., 1991.
7. Русская философская поэзия. Четыре столетия. Спб., 1992.
8. Размышления о России и русских. М., 1994.
9. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
10. История русской литературы XIX- начала XX века. Библиографический указатель. Спб., 1993.
11. Смирнов И.П. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
12. Русская идея. М., 1992.
13. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. №8.
14. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. №8.
15. Громов М. Н. вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. № 1.
16. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. М., 1994. №1.
17. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М., 1985.
18. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 1993.
19. Герцен А. И. Избр. филос. соч. М., 1997.
20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989.
21. Гачев Г. Д. Национальный космо-психологос // Вопросы философии, 1994. № 12. С. 65-78.
22. Касьянова К. Что такое национальный характер? // Родина, 1994. №2.
23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
24. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии, 1995. № 6.
25. Вознесенский А. Язык как показ // Вопросы философии, 1996. № 2.
26. Щукин В.Г. Христианский Восток и тоника русской культуры // Вопросы философии, 1995. № 4.
27. Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую культуру // Знание-сила, 1996. № 7.
Темы для реферативных работ:
1. Особенности становление русской культурологической мысли XIX-XX вв.
2. Роль взглядов П.Я. Чаадаева в русской культуре с учетом противостояния славянофильства и западничества.
3. Культурологические идеи Н.Я. Данилевского и современность.
4. Значение философского наследия Вл. С. Соловьева для судеб русской культуры.
5. Философия всеединства и её преломление в жизни общества, в процессах познания и судьбах культуры.
6. Всемирно-историческая миссия России, по мнению В. С. Соловьева.
7. Узловые вопросы, связанные с судьбами русской культуры, рассмотренные Н.А. Бердяевым.
8. Возможности парламентской демократии в России с точки зрения Н.А. Бердяева.
9. «Русская идея» и отечественные мыслители «серебряного века».
10. Современная концепция евразийства.
11. Культурологические идеи Л.Н. Гумилева.
12. Роль творческого наследия А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына в современной культуре России.
13. Этическая концепция Л.Н. Толстого.