Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С., Лейберов А.И., Лещев В.Л., Павлов Б.В., Рудник С.Н. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005. - 220 с.

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Методические указания

для студентов I курса всех специальностей

Новокузнецк, 2010

ББК 87.66 я7

П 372

Рецензент

кафедра социологии, политологии и права ГОУ ВПО «СибГИУ»,

и.о. заведующего кафедрой - доктор культурологии, профессор

Н.К. Анохина

Планы семинарских занятий по дисциплине «Культурология» / составитель Л. В. Быкасова. – Новокузнецк: СибГИУ, 2010. - 21 с.

В данном пособии определяется круг вопросов к семинарским занятиям, предполагающих получение студентами необходимых знаний по дисциплине «Культурология».

Планы семинарских занятий составлены на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сибирского государственного университета.

Предисловие

Сегодня культурная проблематика, идеи личностного становления и развития привлекают к себе все больше внимания. Система образования должна адекватно реагировать на эту настоятельную потребность. В этой связи значительно повышается роль и значение культурологического знания.

Российская теория и практика преподавания культурологии в высшей школе обладает большим потенциалом методов, форм и средств обучения, при этом основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда преподаватель выступает, в основном, в качестве информатора студентов. Очевидно, что в свете современных требований к будущим специалистам (выпускникам вузов), которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества специалиста как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от преподавателей вузов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является использование компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентами отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Предлагаемое методическое издание «Планы семинарских занятий по культурологии» разработано на основе компетентностного подхода и предназначено для студентов 1 курса дневного отделения всех специальностей вуза. Настоящее издание должно содействовать тому, чтобы процесс изучения культурологии был сориентирован не столько на запоминание тех или иных положений, сколько на их творческое усвоение и применение к решению жизненно-профессиональных проблем студентов.

Методическое издание состоит из шести тем, соответствующим основным разделам программы по культурологии. Каждая тема сопровождена вопросами, привлекающими внимание студентов к различным аспектам той или иной проблемы; актуализирована перечнем ключевых понятий и списком рекомендуемой учебной литературы и литературы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. К темам № 3 и № 6 рекомендуется создать мультимедийные презентации, с помощью которых можно реализовать коммуникативную задачу обучения студентов. Требования к содержанию мультимедийных презентаций прилагаются.

Настоящее издание составлено с участием преподавателей кафедры философии ГОУ ВПО «СибГИУ»:

v тема 1. «Культурология образования» подготовлена зав. кафедрой философии, профессором Л.Б. Подгорных;

v тема 2. «Организационная и корпоративная культура» - доцентом И.Г. Верхотуровой;

v тема 3. «Молодежная субкультура: социокультурный аспект» - доцентом Л.В. Быкасовой;

v тема 4. «Семья, её место и роль в культуре» - доцентом Е.Б. Каймашниковой;

v тема 5. «История и теория российской культуры» - доцентами Т.Л. Готьятовой и А.В. Маруновым;

v тема 6. «Урбанизация как социокультурная проблема» - доцентами Е.Б. Каймашниковой и Л.В. Быкасовой.

Отзывы, замечания и пожелания просьба направлять по адресу: Новокузнецк, ул. Кирова, 42, СибГИУ, кафедра философии.

Календарно-тематический план

семинаров по дисциплине «Культурология»

на II семестр:

Неделя Тема Часы
Вводный семинар
Культурология образования
Организационная и корпоративная культура
Молодежная субкультура: социокультурный аспект
Семья, её место и роль в культуре
История и теория русской культуры
Урбанизация как социокультурная проблема
Итого:

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

Занятие 1.

План семинара:

1. Специфические особенности и своеобразие российской культуры.

2. Проблемы и направления в культурологической мысли России XIX-XX вв.

3. «Русская идея» как организующий принцип русского самосознания.

4. «Почвенничество» и «западничество» как феномен русской культуры.

Занятие 2.

План семинара:

1. «Золотой век» русской культуры, взлет литературы и искусства как результат просвещения. Система ценностей русской культуры.

2. «Серебряный век» русской культуры. Интеллигентность как феномен русской культуры. Евразийство 20-х и 90-х гг. XX века.

3. Самозванство как феномен русской культуры. Игра и театральность, праздник и русская сказка как основания для понимания природы самобытности русского характера.

4. Ценностные ориентиры и понятия в русском культурно-смысловом архитектоническом пространстве: совесть, ответственность, свобода, справедливость, государство, власть, порядок, авторитет, труд, патриотизм, благотворительность, милосердие, соборность, всеединство, Богочеловечество.

Ключевые понятия: русская идея, почвенничество, славянофильство, западничество, золотой век, серебряный век, евразийство, декадентство, икона, классицизм, соборность, всеединство, модерн, постмодернизм.

Цели семинара:

- иметь представление о наиболее актуальных, практически значимых вопросах теории и истории российской культуры;

- знать историю становления и развития культурологических концепций в России, дефиниции ключевых понятий теории российской культуры;

- изложить и оценить альтернативные точки зрения на ключевые проблемы истории и теории российской культуры, освободиться от стереотипности и догматизма суждения о ней.

Компетенции:

- общекультурная: осведомленность в области ключевых проблем истории и теории российской культуры;

- ценностно-смысловая: ориентированность в аксиологическо-смысловом пространстве российской культуры;

- информационно-коммуникативная: выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению тематического материала в контексте современной социально-политической и экономической ситуации.

Методические рекомендации:

Изучение этой темы следует начать с выявления особенностей и своеобразия российской культуры. Для того чтобы получить четкое представление об истории и теории российской культуры, важно рассмотреть, как она складывалась, какие культурологические теории возникали, формулировались и развивались в процессе ее эволюции. Большую ценность для расширения культурологического кругозора студентов представляет рассмотрение ценностных ориентиров и понятий, характеризующих русское культурно-смысловое архитектоническое пространство.

Список основной литературы:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Чаадаев П. Собр. соч. М., 1991. Т.1.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Соловьев В.С. Собр. соч. М., 1990. Тт. 2, 3.

4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004.

6. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.

7. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

8. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.

9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Спб., 1992.

10. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

11. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

12. Русская идея. М., 1992.

13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

14. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

15. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

16. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

17. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.

18. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зенина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996.

Список дополнительной литературы:

1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997.

2.Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Тт. 25,26.

6. Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. Л., 1991.

7. Русская философская поэзия. Четыре столетия. Спб., 1992.

8. Размышления о России и русских. М., 1994.

9. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.

10. История русской литературы XIX- начала XX века. Библиографический указатель. Спб., 1993.

11. Смирнов И.П. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

12. Русская идея. М., 1992.

13. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. №8.

14. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. №8.

15. Громов М. Н. вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. № 1.

16. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. М., 1994. №1.

17. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М., 1985.

18. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 1993.

19. Герцен А. И. Избр. филос. соч. М., 1997.

20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989.

21. Гачев Г. Д. Национальный космо-психологос // Вопросы философии, 1994. № 12. С. 65-78.

22. Касьянова К. Что такое национальный характер? // Родина, 1994. №2.

23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

24. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии, 1995. № 6.

25. Вознесенский А. Язык как показ // Вопросы философии, 1996. № 2.

26. Щукин В.Г. Христианский Восток и тоника русской культуры // Вопросы философии, 1995. № 4.

27. Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую культуру // Знание-сила, 1996. № 7.

Темы для реферативных работ:

1. Особенности становление русской культурологической мысли XIX-XX вв.

2. Роль взглядов П.Я. Чаадаева в русской культуре с учетом противостояния славянофильства и западничества.

3. Культурологические идеи Н.Я. Данилевского и современность.

4. Значение философского наследия Вл. С. Соловьева для судеб русской культуры.

5. Философия всеединства и её преломление в жизни общества, в процессах познания и судьбах культуры.

6. Всемирно-историческая миссия России, по мнению В. С. Соловьева.

7. Узловые вопросы, связанные с судьбами русской культуры, рассмотренные Н.А. Бердяевым.

8. Возможности парламентской демократии в России с точки зрения Н.А. Бердяева.

9. «Русская идея» и отечественные мыслители «серебряного века».

10. Современная концепция евразийства.

11. Культурологические идеи Л.Н. Гумилева.

12. Роль творческого наследия А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына в современной культуре России.

13. Этическая концепция Л.Н. Толстого.

Приложение

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

– лаконичность текста на слайде;

– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

– соответствие изображений содержанию;

– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

– обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

– длина строки не более 36 знаков;

– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;

– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

– использование единого стиля оформления;

– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

– использование для фона слайда психологически комфортного тона;

– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

– целесообразность использования анимационных эффектов.

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Методические указания

для студентов I курса всех специальностей

Новокузнецк, 2010

ББК 87.66 я7

П 372

Рецензент

кафедра социологии, политологии и права ГОУ ВПО «СибГИУ»,

и.о. заведующего кафедрой - доктор культурологии, профессор

Н.К. Анохина

Планы семинарских занятий по дисциплине «Культурология» / составитель Л. В. Быкасова. – Новокузнецк: СибГИУ, 2010. - 21 с.

В данном пособии определяется круг вопросов к семинарским занятиям, предполагающих получение студентами необходимых знаний по дисциплине «Культурология».

Планы семинарских занятий составлены на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сибирского государственного университета.

Предисловие

Сегодня культурная проблематика, идеи личностного становления и развития привлекают к себе все больше внимания. Система образования должна адекватно реагировать на эту настоятельную потребность. В этой связи значительно повышается роль и значение культурологического знания.

Российская теория и практика преподавания культурологии в высшей школе обладает большим потенциалом методов, форм и средств обучения, при этом основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда преподаватель выступает, в основном, в качестве информатора студентов. Очевидно, что в свете современных требований к будущим специалистам (выпускникам вузов), которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества специалиста как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от преподавателей вузов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является использование компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентами отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Предлагаемое методическое издание «Планы семинарских занятий по культурологии» разработано на основе компетентностного подхода и предназначено для студентов 1 курса дневного отделения всех специальностей вуза. Настоящее издание должно содействовать тому, чтобы процесс изучения культурологии был сориентирован не столько на запоминание тех или иных положений, сколько на их творческое усвоение и применение к решению жизненно-профессиональных проблем студентов.

Методическое издание состоит из шести тем, соответствующим основным разделам программы по культурологии. Каждая тема сопровождена вопросами, привлекающими внимание студентов к различным аспектам той или иной проблемы; актуализирована перечнем ключевых понятий и списком рекомендуемой учебной литературы и литературы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. К темам № 3 и № 6 рекомендуется создать мультимедийные презентации, с помощью которых можно реализовать коммуникативную задачу обучения студентов. Требования к содержанию мультимедийных презентаций прилагаются.

Настоящее издание составлено с участием преподавателей кафедры философии ГОУ ВПО «СибГИУ»:

v тема 1. «Культурология образования» подготовлена зав. кафедрой философии, профессором Л.Б. Подгорных;

v тема 2. «Организационная и корпоративная культура» - доцентом И.Г. Верхотуровой;

v тема 3. «Молодежная субкультура: социокультурный аспект» - доцентом Л.В. Быкасовой;

v тема 4. «Семья, её место и роль в культуре» - доцентом Е.Б. Каймашниковой;

v тема 5. «История и теория российской культуры» - доцентами Т.Л. Готьятовой и А.В. Маруновым;

v тема 6. «Урбанизация как социокультурная проблема» - доцентами Е.Б. Каймашниковой и Л.В. Быкасовой.

Отзывы, замечания и пожелания просьба направлять по адресу: Новокузнецк, ул. Кирова, 42, СибГИУ, кафедра философии.

Календарно-тематический план

семинаров по дисциплине «Культурология»

на II семестр:

Неделя Тема Часы
Вводный семинар
Культурология образования
Организационная и корпоративная культура
Молодежная субкультура: социокультурный аспект
Семья, её место и роль в культуре
История и теория русской культуры
Урбанизация как социокультурная проблема
Итого:

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С., Лейберов А.И., Лещев В.Л., Павлов Б.В., Рудник С.Н. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005. - 220 с.

2. Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики, 1999. - 278с.

3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., Аспект— Пресс, 1997. - 375 с.

4. Кравченко А.И. Культурология.- М.:Академический проект, 2001. - 496с.

5. Культурология. История и теория культуры. Учебное пособие. - М., изд-во Знание, 1996. - 160 с.

6. Культурология. Курс лекций. Под. ред. Радугина А.А. - М., изд-во центр, 1996. - 304 с.

7. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. - 566 с.

8. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.:Инфра-М, 1999. - 333с.

9. Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2005. - 335 с.

10. Поликарпова В.А. Введение в культурологию: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 260 с.

Тема 1. Культурология образования

План семинара:

Вариант 1. Культура и образование: общее и особенное

1. Смысл понятий «грамотность», «просвещение», «образование», «воспитание», «информирование», «обучение».

2. Цели и модели образования в истории культуры – от первобытнообщинного до современного общества.

3. Миссия университета в европейской и отечественной культуре.

Ключевые понятия: грамотность, информированность, просвещение, обучение, воспитание, образование, образованщина, непрерывное образование, самообразование, дилетант, бакалавр, магистр, университет, Альма-матер, утилитаризм, прагматизм, миссия.

Цели семинара:

- иметь представление об образовании как социокультурном институте

- знать историю возникновения и основные модели развития университетского европейского и отечественного образования

- оценить и спланировать собственную образовательную траекторию.

Компетенции:

- общекультурная: осведомленность в сфере истории университетского образования;

- ценностно-смысловая: обеспечение механизма самоопределения студента в образовательной деятельности;

- информационно-коммуникативная: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, преобразовывать и передавать тематическую информацию.

Методические рекомендации:

Семинар может быть организован в двух вариантах. 1 вариант рассчитан на 2 часа и предполагает обсуждение всех вопросов, где вопрос об университетском образовании (4) рассматривается как один из многих. Центральное место отводится эволюции моделей образования в истории культуры.

2 вариант ориентирован на 4 часа, поскольку 4 вопрос «Миссия университета в европейской и отечественной культуре» вынесен отдельно как тема круглого стола или мини-конференции. Акцент на этом вопросе представляется оправданным, что просматривается в сформулированных выше целях и компетенциях.

Литература к 4 вопросу сконцентрирована под номерами с 5 по 13.

Для специальности «Социальная работа», исходя из ее специфики, предложен перечень тем для рефератов по выбору.

Вариант 2. Миссия университета в европейской и

отечественной культуре.

План круглого стола:

1. Европейская модель университета: условия возникновения и варианты развития.

1.1. Возникновение университетов в Европе. Понятия «universitas» «stadium denerale» и «Alma Mater»

1.2. Идеальная модель университета анг. Кардинала Джона Генри Ньюмена (1801-1890) и 2 тенденции ее развития.

1.3. Идеальная модель классического университета Вильгельма Гумбольдта (1767-1835) и ее воплощение в Германии Х1Х в.

1.4. Развитие европейской модели университета в Америке: Томас Джефферсон (1763-1826), Торстейн Веблен (1857-1929), Абрахам Флекснер (1866-1959)

1.5. Концепция культурной миссии университета в Х1Х века Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955)

1.6. К. Ясперс и его идеальная модель университета для недалекого будущего.

1.7. Дискуссии об университетском образовании в ½ ХХ в.: Роберт Мейнард (1899) Хатчинс против Джона Дьюи (1859-1952) и Сиднея Хука (1902)

1.8. Место и роль университета в прогностических концепциях ХХ в. Даниэл Белл «Либеральное образование в постиндустриальном обществе» и Кларк Керр «Плюралистическое индустриальное общество и его мультиверситет»

2. Значение университетов в истории отечественной культуры.

2.1. Особенности российской системы образования и первые университеты.

2.2. Проблемы университетского образования в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881) Д.И. Писарева (1840-1868)

2.3. Н.Н. Вагнер (1829-1907), Н.И. Кареев (1850-1931) Д.И. Менделеев (1834-1907) об идеалах университетского образования.

2.4. Идеи В.И. Вернадского (1863-1945) о задачах высшей школы и «учащемся народе» на рубеже Х1Х-ХХ вв.

2.5. Борьба за становление высшего женского образования в России и обеспечение его качества выдающимися учеными.

2.6. Университеты в провинциальных российских городах до и после 1917 года.

2.7. А.И. Солженицын: Образование и «образованщина».

2.8. СибГИУ – история и современность. Становление научных школ, вклад в науку и культуру России.

2.9. Студенческие традиции – мифы и реальность.

3. Проблемы университетов ХХI века в контексте Болонского процесса.

Литература:

1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 270 с.

2. Гусинский Э.Н. Образование личности. М. Интерпракс. 1994. -

136 с.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Просвещение, - 1995.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Проспект, - 1996.

5. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре М.: фонд «Новое тысячелетие» 1994. - 240 с.

6. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Т.: Изд. Томского университета 1998. - 580 с.

7. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры. // Alma Mater. 1991 №7.

8. Жуков В.И. Университетское образование: история, социология политика М.: «Академический проект», 2003. - 384 с.

9. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater М. 2002. №4.

10. Солженицын А.И. Образование и образованщина // Новый мир. – 1991. № 5. - С.28-46.

11. Радаев В.В. Студент - жертва устойчивого прагматического психоза // Политический журнал. - 2005. №34 (85) - С. 63-65.

12. Силичев Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России. // Вопросы философии. 2009. №8. - С. 81-90.

13. Балацкий Е. Институциональные конфликты в сфере высшего образования // Свободная мысль. 2005. №11. - С. 23-38.

Темы для реферативных работ студентов специальности «Социальная работа»:

1. Культурно-исторические условия образования. История вопроса.

2. Педагогика и культура: особенности их интеграции и дезинтеграции в ХХ в.

3. Культура образовательных процессов: ХХ1 в.

4. Понимание качества образования в контексте развития культуры.

5. Культура и образование как способы культивирования души.

6. Национальные традиции воспитания.

7. Культурологические взгляды на воспитание Ж.-Ж. Руссо и И.Канта.

8. Формирование ценностей свободного воспитания (Дьюн, Монтессори, Фребель)

9. Значение идей Франка, Бердяева, Лосева, Бахтина, Лотмана, Лихачева для образования (по выбору).

10. Особенности молодежного сознания и черт молодежных субкультур. Их учет в воспитании

11. Творческие способности как цель или побочный продукт образования.

12. Новый век – новое понимание мира, образования и его мышления.

13. Идея непрерывного образования в культуре ХХ в.

14. Что такое образование для взрослых.

15. Образование в контексте глобализации общества.

Наши рекомендации