IX. Краткие исторические сведения об объекте культурного наследия

(сведения об его возникновении, изменениях, перестройках, утратах, связанных с объектом исторических событиях, а также о работах по его сохранению)

Усадьба, вытянутая вдоль Малой Печерской (ныне Пискунова) улицы и выходящая к бровке волжского откоса, фиксируется на планах Нижнего Новгорода конца XVIII в. В это время жилые и хозяйственные постройки на задах «усадебного места» отсутствовали. Они появляются в начале XIX в., что было связано с выделением отдельной усадьбы, окончательно сформировавшейся к началу 1850-х гг. Это было отражено на проектно-фиксационном плане города 1848-1853 гг. (лист съемки 1852 и 1853 гг.). В это время на красную линию Большой (ныне Верхне-Волжской) набережной выходил каменный дом, за которым располагались хозяйственные и вспомогательные постройки, образовывавшие небольшой внутренний дворик; приблизительно половину «усадебного места» занимал сад. Судя по документам начала 1850-х гг., усадьба принадлежала нижегородскому купцу 3-й гильдии С.Г. Везломцеву, а основная постройка отмечена как «каменный двухэтажный с мезонином дом». Возможным автором проекта здания являлся архитектор Г.И. Кизеветтер. Позднее усадьба переходит в собственность М.Г. Рукавишникова – основателя одной из наиболее известных нижегородских купеческих фамилий, а затем одного из его сыновей, С.М. Рукавишникова, который предпринял новое усадебное строительство. В результате, вдоль красной линии набережной выстраивается ныне существующее главное трехэтажное усадебное здание («дворец»), пространственно-композиционная структура которого решалась в стиле итальянских ренессансных палаццо. Проектные чертежи на здание не обнаружены. Выявленные архивные материалы указывают, что автором проекта являлся архитектор П.С. Бойцов. Кроме того, значительная роль принадлежала инженеру-архитектору Р.Я. Килевейну, осуществлявшему надзор за строительством. Авторство фасадного декора по традиции приписывают художнику М.О. Микешину, однако на данный момент документальные подтверждения этому отсутствует. Возможно, в ходе строительства в новый объем (в его правое крыло) было включено также и старое здание. Основное строительство велось в 1875-1877 гг., внутренняя отделка дома была полностью завершена в 1879 или 1880 г. В ходе нового строительства был снивелирован фрагмент остатков земляной насыпи бывших средневековых укреплений Верхнего посада, которые располагались на территории садового участка. Практически одновременно сооружаются новые хозяйственные постройки – флигель, конюшни, одноэтажное каменное здание для локомобиля, сокращается площадь сада, вдоль линии Малой Печерской улицы возводится глухая кирпичная стена. В 1918 г. усадьба была национализирована (муниципализирована), главный дом отдан под размещение экспозиций губернского музея (ныне НГИАМЗ). В 1920-1930-х гг. музею передаются и бывшие усадебные постройки, осуществляется внутренняя перепланировка главного дома, производятся частичные ремонтные работы. Облик усадебных построек был несколько изменен, первоначальное внешнее убранство главного дома сохранялось почти полностью: существенной утратой стало исчезновение художественно выполненного металлического навеса над главным входом, опиравшегося на две чугунные стойки. Регулярно проводимые в 1950-1980-е гг. ремонтные работы, из-за отсутствия финансирования были прекращены в начале 1990-х гг., здания пришли в аварийное состояние, и музей был закрыт для посещений. В 1995 г. осуществляется перестройка дворового корпуса, включавшая внутреннюю перепланировку, устройство мансарды и внутреннего каркаса, после чего в здании разместился депозитарий. С середины 2000-х гг. возобновлены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению главного усадебного дома.

По уточненным данным предлагается следующее наименование и датировка объекта культурного наследия: «Усадьба С.М. Рукавишникова. 1. Главный дом. 2. Флигель. 3. Служебный корпус. 4. Конюшенный корпус. 5. Въездные ворота. 6. Кирпичная ограда. 1875 – 1877 гг.».

Авт. Давыдов А.И., историк

Авт. Краснов В.В., историк

X. Основная библиография и архивные источники об объекте культурного наследия

РГИА. Ф. 1293. Оп. 167, Нижегородская губ. Д. 5.

НГИАМЗ. Фонды. Шифр ГОМ 3571.

ЦАНО. Ф. 177. Оп. 766. Д. 6479. Л. 147 – 147 об., 148 – 148 об.

ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 1255. Там же. Д. 2183. Л. 9.

ЦАНО. Ф. 30. Оп. 36. Дд. 1629, 1630.

ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39-а. Д. 185. Л. 1, 2. Там же. Д. 186.

ЦАНО. Ф. 1684. Оп. 1. Д. 52. Л. 1, 5 – 5 об., 6, 8 об. Там же. Д. 112. Л. 9 – 9 об. Там же. Д. 270. Л. 34 – 34об., 35 – 35 об.

План г. Нижнего Новгорода 1848 – 1853 гг. Восстановлен и издан Верхневолжским территориальным геодезическим центром МАГП. Н. Новгород, 1992.

Гациский А.С. Нижегородка // Гациский А.С. Нижегородский летописец. – Н. Новгород, 2001. – С. 154.

Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842 – 1892 / Сост. Г.В. Барановский. – СПб., 1893. С. 147 – 148.

Зерчанинов Л.М. Рассказы о музее-заповеднике. – Горький, 1984.

Виноградова Т.П. Дом на набережной // Горьковский рабочий – 1991, 27 февраля.

Царственно поставленный город / Автор-составитель В.П. Машковцев, автор текста Т.П. Виноградова. - Владимир, 2000. С.30-34.

Виноградова Т.П., Давыдов А.И., Краснов В.В. «Тайна» дворца Рукавишниковых на Верхневолжской набережной // III Музейные научные чтения «Мир русской усадьбы». Сборник материалов. - Н.Новгород, 2007. С.89-101.

Архангельский В.С. Новая история старейшего нижегородского музея // Сборник статей. Выпуск II. Музейный арсенал истории. - Н.Новгород, 2008. С. 9 – 13.

Наши рекомендации