Организация физического воспитания детей
Школьного возраста
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6–7 до 17–18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.
Основой научно обоснованной системы физического воспитания, рассчитанной на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения, является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми физкультурными мероприятиями, а также регулярными занятиями по личному выбору самих учащихся в своем коллективе физической культуры, в коллективах физической культуры спортивных обществ, в детско-юношеских спортивных школах и многих других внешкольных учреждениях. Функционирование этой системы обеспечено материально-техническими средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта практической работы и достижений науки.
Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте особенно велико. В основном оно заключается в следующем:
– создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания, накапливаются надежные предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями;
– постоянно поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость на учебных занятиях, а впоследствии – эффективность практически любой общественно полезной деятельности;
– рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт, и учащиеся постепенно приобщаются к спортивной деятельности;
– последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.
Физическое воспитание детей школьного возраста осуществляется: в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; в организациях дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта; в семье.
Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» устанавливается, что образовательные учреждения самостоятельно, с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта.
Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
6) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
7) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.
В системе образования исторически сложились следующие формы занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста:
– учебные занятия (классно-урочные).
– занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
– внеклассные занятия физическими упражнениями.
– внешкольные занятия физическими упражнениями.
Учебные занятия (классно-урочные).
Это основная форма реализации базовой физической культуры (физического воспитания). На нее опираются остальные формы, которые строятся с учетом физической подготовленности занимающихся, полученной в процессе уроков.
Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наиболее широким составом средств. В процессе классно-урочных занятий учащиеся знакомятся стипичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники их выполнения, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта.
В процессе сдачи контрольных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность совершенствоваться и намечается выбор спортивной специализации.
Уроки физической культуры включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 3 раза в неделю, их содержание определяется программами.
Важными факторами, определяющими специфику уроков физической культуры в школе, являются:
– основная направленность и конкретные задачи;
– возрастные особенности и возможности детей;
– многочисленность и неоднородность состава классов;
– предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь, др.);
– продолжительность урока (максимум – 45 мин.);
– положение урока в расписании.
Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
Назначение – создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:
– гимнастика до учебных занятий;
– физкультурные минутки во время уроков;
– занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах;
– ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, так как подчинены решению узких гигиенических задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гармоничное физическое развитие школьников.
Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
Назначение – организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха. Основные признаки:
– временный коллектив;
– добровольный характер;
– проводятся на базе общеобразовательной школы или вне ее.
Выделяют 2 вида внеклассных и внешкольных занятий:
– систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки);
– эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, туристические походы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, и др.).
При общеобразовательных школах создаются также группы начальной подготовки ДЮСШ для учащихся, желающих заниматься избранным видом спорта, со следующей спецификой решаемых задач:
1. Удовлетворение личных интересов, потребностей в области физической культуры.
2. Постепенный переход к спортивной специализации и последовательное совершенствование в избранном виде спорта.
3. Обучение элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, необходимым для самостоятельных занятий и для осуществления общественно полезной деятельности в области физической культуры.
4. Воспитание потребности систематически выполнять физические упражнения.
В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий обязательным является соблюдение общих и методических принципов, а также принципов спортивной тренировки.
Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления:
– участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствуют их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни молодежи, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады;
– создают с участием молодежных, детских организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
– выделяют на проведение массовых, физкультурных и спортивных мероприятий необходимые средства в соответствии с законодательством.
Государство оказывает материальную и иную поддержку физкультурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях, а также создаваемых по месту жительства.