По развитию физической культуры и массового спорта
В 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации были приняты «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте», в настоящее время трансформировавшиеся в соответствующий Федеральный закон. Законодательно определены основные направления в деятельности государства и спортивных организаций: всестороннее развитие человека, формирование потребностей в физическом и нравственном совершенствовании и ведении здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организация профессионально-прикладной подготовки, рассмотрение занятий физической культурой и спортом как профилактического средства от различных инфекционных заболеваний и социальных правонарушений. Кроме того, определены права граждан в области физической культуры и спорта, а также их государственные гарантии.
В законодательных актах предусмотрено четкое разграничение между массовым спортом и спортом высших достижений с приоритетом массового спорта. Вместе с тем это мало отразилось на изменении ошибочных приоритетов, когда в субъектах федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах разного уровня.
Подтверждением того, что принятие закона мало отразилось на изменении приоритетных начал в деятельности спортивных организаций в субъектах Российской Федерации, могут служить принятые более чем в 60% из них региональные законы о физической культуре и спорте, в которых приоритетность в развитии массового спорта не получила должного отражения.
Государство должно кардинально изменить свои функции по отношению развития массового спорта и, прежде всего, разделить полномочия федеральных и региональных организаций в управлении массовым спортом и спортом высших достижений. По мнению В.В.Новокрещенова (2006), в настоящее время стала актуальной задача переориентации массового физкультурно-спортивного движения России с федерального на региональный и местный уровни и преимущественного развитии в муниципальных образованиях массового спорта. Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и массового спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики инициативами трудовых коллективов, предпринимательских кругов, общественных организаций и партий, учебных заведений.
Под современной региональной спортивной политикой, по мнению ряда специалистов (В.В. Малышкин, 2003; В.К. Пельменев, 2002; Г.Р. Гостев, 2004; В.В. Новокрещенов, 2006), следует понимать деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации и его спортивных организаций, которая направлена, прежде всего, на осуществление активного отдыха населения, его вовлечение в регулярные занятия оздоровительной физической культурой и массовым спортом, а также спортом высших достижений.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации должно разработать критерии оценки основных направлений деятельности всех региональных спортивных комитетов в субъектах Федерации и в зависимости от имеющихся в каждом субъекте социально-экономических условий, традиций, материально-технической базы, наличия физкультурно-спортивных кадров и, конечно, имеющихся результатов в деятельности спортивных организаций определить приоритетность в развитии массового спорта и спорта высших достижений. Что касается конкретной практической работы по развитию физической культуры и массового спорта, то она должна быть прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований. Ее основной смысл – создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения. Это исключает одинаковый подход в развитии физической культуры и спорта и, прежде всего, в развитии массового и большого спорта во всех 86 субъектах Федерации.
На протяжении последних лет руководители отечественного физкультурно-спортивного движения признают, что на современном этапе развития сферы физической культуры и спорта в России около 70 % выделяемых из госбюджета средств в субъектах Федерации должно расходоваться на массовый спорт и около 30 % – на спорт высших достижений (П.А. Рожков, 2004). Думается, что в сегодняшних условиях и с учетом менталитета многих спортивных работников такая пропорция отвечает выполнению поставленной в Концепции Федеральной целевой программы «Стратегия развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» задачи по доведению показателя активно занимающихся физическими упражнениями всех категория населения до 30% в 2015 году и до 40% в 2020 г. Увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе - с 34,5 % до 60 % и на втором этапе - до 80 %. Увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории: на первом этапе - с 20,2 % до 35 % и на втором этапе - до 50 %.
В Концепции Федеральной целевой программы уже прямо указано на необходимость совершенствования управления и организации физической культуры и спорта, разработки новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения.
Несомненно, самым трудным для нашего физкультурно-спортивного движения будет решение задачи переориентации региональных и местных спортивных организаций с развития спорта высших достижений на приоритетное развитие массового спорта. По мнению специалистов, наше общество и население сегодня готово к такому повороту событий. Но решение этой задачи упирается, как ни парадоксально, в менталитет самих спортивных работников (руководителей спорта разного уровня, тренеров), которые привыкли оценивать свою работу количеством медалей, завоеванных спортсменами в крупнейших отечественных и международных соревнованиях. Им довольно трудно привыкнуть к мысли, что большой спорт – это прерогатива федерального центра. Нужна не просто «ломка» их сложившегося мировоззрения, а четкая работа по разграничению функций; прежде всего надо определить, кто будет отвечать за развитие спорта высших достижений, и на какие средства он будет развиваться, а кто – за развитие «спорта для всех», включая выделение должных средств на его развитие.
По мнению В.В. Новокрещенова (2006), переориентация российского физкультурно-спортивного движения в субъектах Российской Федерации со спорта высших достижений на массовое развитие физической культуры и спорта – это не механический процесс, который можно запустить и выполнить без четкого разграничения выделяемых на местах средств на развитие массового спорта и спорт высших достижений. Необходимо постепенно ставить перед местными органами власти совершенно другие задачи, выделяя на эти цели определенные средства с четким контролем их расходования.
Что же касается городских или муниципальных органов и общественных спортивных организаций, то именно в их деятельности должен преобладать принцип приоритетности в развитии оздоровительной физической культуры и массового спорта. Органы местного самоуправления на уровне городских округов и муниципальных районов должны отдавать приоритет в своей деятельности созданию необходимых условий для обеспечения равных прав всех граждан на занятия физической культурой и спортом (строительство, модернизация, ремонт и эксплуатация спортсооружений), оказание помощи действующим в городе или районе физкультурно-оздоровительным центрам, фитнес-клубам и ДЮКФП независимо от их форм собственности, уделяя первоочередное внимание обеспечению должной двигательной активности детей в дошкольных и школьных учреждениях, развитию внешкольных форм занятий учащихся физической культурой и спортом в ДЮСШ и общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, для повышения роли массового спорта в формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В тоже время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства, общества и отдельных регионов. Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни – не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение массовому общедоступному спорту.
2. Какие функции в обществе выполняет массовый спорт?
3. На каких основах базируется и как организуется массовый спорт в большинстве развитых стран?
4. В чем проявляется социальная роль физической культуры и массового спорта?
5. Существуют ли противоречия в управлении массовым спортом и спортом высших достижений?
6. Почему у нас в стране не в полной мере используются возможности массового спорта как наиболее универсального способа физического и духовного оздоровления нации?
7. По каким направлениям начало развиваться современное массовое физкультурно-спортивного движения у нас в стране?
8. Как необходимо перестроить политику государства в организации массового физкультурно-спортивного движения?
9. При каких условиях может быть достигнут эффект от новой социальной политики в развитии массовой физической культуры и спорта?
10. Чем отличаются задачи по организации массового физкультурно-спортивного движения на федеральном и региональном уровнях?
11. На каких законодательных актах основывается современная политика развития массового физкультурно-спортивного движения в России?
12. Насколько изменилась политика региональных и местных органов управления в отношении развития массового физкультурно-спортивного движения в России?
13. Что, по мнению специалистов, следует понимать под современной региональной спортивной политикой?
14. Что, по мнению специалистов, станет самым трудным во внедрении современной региональной спортивной политики?
15. Чему должны отдавать приоритет в развитии физкультурно-спортивного движения органы местного самоуправления на уровне городских округов и муниципальных районов?
ЧАСТЬ 2