Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
Понятие «справедливая игра» включает в себя два подхода: соблюдение правил и поведение в спортивном духе. Справедливая игра демонстрирует отношения и модели поведения в спорте, согласующиеся с убеждением, что спорт является этическим занятием. Оно исключает акты насилия, обмана, использования запрещенных стимуляторов (допингов), а также любых форм эксплуатации в попытке добиться победы.
Спортивные федерации и ассоциации на национальном, региональном и международном уровнях вносят важный вклад в формирование окружающей обстановки в духе справедливой игры, устанавливая и применяя правила и положения, занимаясь подготовкой тренеров, спортивных арбитров, медицинских работников и других специалистов. Однако постоянно возрастающее политическое и экономическое значение спортивных побед, непрекращающийся рост спортивных рекордов, острое соперничество на крупнейших соревнованиях, чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки современного спорта – все это является причиной активного поиска интенсификации путей повышения спортивного мастерства. Одним из таких путей, позволяющих добиться существенного улучшения результатов спортсменов в соревнованиях, оказалось применение различных стимулирующих препаратов. Распространение допинга в современном спорте превратилось в острейшую проблему во всем мире, отодвинув на второй план многие другие противоречия и сложности спорта.
Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Вещества, применяемые в качестве допинга, обычно являются высокоактивными субстанциями, выделяемыми животными или растительными организмами, или их синтетическими аналогами. Почти все они используются в лечебной практике, где их применение является вынужденным и обычно строго контролируемым, осуществляется под наблюдением врача. В спортивной практике, к сожалению, применение высокоактивных веществ осуществляется с грубыми нарушениями дозировки и продолжительности приема, не говоря уже о соображениях морального и нравственного порядка. Все это нередко приводит к тяжелым нарушениям здоровья спортсменов, а иногда является причиной их смерти. В связи с этим международные спортивные организации (МСО) выразили серьезную обеспокоенность последствиями использования допинга для здоровья спортсменов, нарушением принципов справедливой игры, а также будущем развития спорта.
Первой спортивной организацией, которая начала действенную борьбу против применения допинга,был МОК. Начиная с Игр XIX Олимпиады (1968 г., Мехико) допинг-контроль стал проводиться специально созданной при МОК Медицинской комиссией. Она была образована в 1967 г. В настоящее время на всех континентах мира созданы лаборатории, которые осуществляют анализ проб на употребление допинга. Долгое время МОК и несколько международных спортивных федераций (МСФ) оставались единственными из МСО, кто вел борьбу с «чумой XX века». На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле был дисквалифицирован один из самых знаменитых спортсменов мира – канадский спринтер Бен Джонсон (и ряд других спортсменов). После этой Олимпиады все МСФ и НОК подключились к борьбе с допингом. К сожалению, неприятности, связанные с выявлением приема запрещенных препаратов, происходят и с российскими спортсменами.
В настоящее время действует Международная хартия по борьбе с допингом в спорте, которой руководствуются все правительственные и неправительственные спортивные организации. В начале 2000 г. для контроля употребления запрещенных препаратов или запрещенных методов создано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), которое проводит наиболее агрессивную и хорошо финансируемую программу допинг-контроля. В 2003 г. разработан и принят Всемирный антидопинговый кодекс, представляющий собой первый международный правовой акт, направленный на гармонизацию норм в области борьбы с допингом, в основе которого принят единый для всех видов спорта перечень запрещенных веществ, составляемый и ежегодно обновляемый МОК; приняты единые правила и процедуры антидопингового контроля, включающие внезапный внеплановый контроль во время соревнований и тренировочного процесса; сведены воедино санкции за применение допинга и обеспечение их реализации на национальном уровне; произошло развитие сотрудничества МОК, НОК и МСФ с правительственными организациями для борьбы с торговлей запрещенными препаратами. Основные задачи этих мероприятий состоят в следующем: защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и с этой целью пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов, а также создавать согласованные, скоординированные и эффективные антидопинговые программы, как на международном, так и на национальном уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения допинга.
Сознавая, что применение допинга ставит под угрозу этические принципы и воспитательные ценности, закрепленные Международной хартией физического воспитания и спорта, в октябре 2005 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО также разработала и приняла конвенцию по борьбе с допингом в спорте. Будучи преисполнена решимостью предпринимать дальнейшие более активные совместные действия по искоренению допинга в спорте, как на национальном, так и на мировом уровнях, Российская Федерация в декабре 2006 г. ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО на уровне Федерального закона.
В нашей стране создана Национальная антидопинговая организация РУСАДА. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляется в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статья 26) определены меры по противодействию использованию запрещенных субстанций и (или) методов, которые включают:
– установление обязательного допингового контроля при проведении международных спортивных соревнований и всероссийских спортивных соревнований;
– установление ответственности за использование допинговых средств и (или) методов, а также за принуждение к их использованию и пропаганду их использования;
– установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;
– предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;
– повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;
– включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
– проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;
– проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
– установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение правил допинг-контроля;
- осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.
Порядок проведения обязательного допингового контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Общероссийские спортивные федерации обязаны осуществлять мероприятия в области проведения обязательного допингового контроля и применять спортивные санкции (в том числе спортивную дисквалификацию) в отношении спортсменов, использующих допинговые средства и (или) методы, и лиц, принуждающих спортсменов использовать допинговые средства и (или) методы.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) также предусмотрены меры по предотвращению использования допинговых средств и методов профессиональными спортсменами. Согласно статье 348 ТК РФ в трудовом договоре со спортсменом обязательно должен присутствовать пункт об обязанности спортсмена не использовать запрещенные в спорте средства (допинги) и (или) методы, проходить допинговый контроль, а в трудовом договоре с тренером – об обязанности последнего принимать меры по предупреждению использования спортсменом допинговых средств и методов. Использование спортсменом, в том числе однократное, допинговых средств и методов, выявленное при проведении допингового контроля, должно стать основанием для прекращения трудового договора с ним (ст. 348 ТК РФ).
Методы проведения допинг-контроля могут быть сложными, обременительными и дорогостоящими, но, принимая во внимание характер проблемы, они вполне оправданы. Основные причины необходимости интенсификации усилий в этом направлении специалисты видят в следующем:
– спорт должен быть честным и чистым; спортсмены, использующие допинг, должны быть наказаны; наказание должно быть публичным, чтобы осознавалось всеми;
– многие допинговые вещества имеют серьезные негативные побочные эффекты, оказывающие немедленное воздействие или проявляющиеся впоследствии, что угрожает здоровью молодежи;
– те, кто употребляет допинг, может оказать плохое влияние на молодых спортсменов и даже на тех, кто не занимается спортом, поскольку спортсмены, достигшие успеха, являются моделью для подражания.
Основные элементы борьбы против допинга – это информация, контроль и санкции. Информационные и удерживающие от употребления допинга акции должны проводиться одновременно и преследовать одну и ту же цель – уменьшение использования и постепенное исчезновение допинга из спорта.
Спорт без правил невозможен. Спорт, часть правил в котором нарушается, перестает существовать. В связи с этим, остро стоит вопрос зависимости итогов соревновательной борьбы от справедливости судейства, особенно в видах спорта с субъективной оценкой результатов (спортивная и художественная гимнастика, различные виды борьбы, бокс, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы, и т.д.) и невозможности опротестовать результаты даже в случаях явно необоснованных судейских решений.
Судья может допустить непреднамеренную ошибку в трактовке действий спортсменов в соответствии с правилами. Временами рефери может отойти от принципа непредвзятости в пользу соперников из конкретной страны, континента или этнической группы. Например, В.Н. Платонов (2004) обращает внимание на то, что на Олимпиаде в Атланте отмечалась необъективность судейства в спортивной гимнастике, различных видах борьбы и даже в легкой атлетике, где протекционистски настроенные в пользу американских спортсменов отдельные судьи совершили поступки, не совместимые с принципами Олимпийской хартии. При этом спортивные функционеры России не сумели должным образом отстоять позиции своих спортсменов в некоторых сомнительных ситуациях. Это не только привело к ущемлению прав ряда спортсменов, незаслуженно лишенных медалей, тяжело травмировало их психику, но и явилось примером грубого попрания основополагающих принципов олимпизма и норм международного права.
В связи с коммерциализацией и профессионализацией спорта, в этой отрасли в настоящее время обращаются очень большие финансовые средства: на спорт тратят большие деньги и на спорте зарабатывают большие деньги. В связи с этим сформировалась еще одна проблема «справедливой игры», связанная с вопросами проведения «договорных матчей», подкупа спортсменов и спортивных арбитров. Недаром в Уголовный кодекс России в 1997 г. впервые включена статья 184, предусматривающая наказание за подкуп участников и судей спортивных соревнований. Дело осталось за малым – научиться находить доказательную базу и пользоваться этой статьей.
Спортивные федерации и другие спортивные организации на национальном, региональном и международном уровнях вносят важный вклад в формирование окружающей обстановки в духе справедливой игры, установления и применения соответствующих правил и положений. Международный комитет справедливой игры (CIFP) озабочен тенденциями, наблюдаемыми в развитии спорта во всем мире, подрывающими справедливую игру. Их важной целью является пропаганда и распространение правил справедливой игры по всему миру, а также создание условий, в которых данный принцип может существовать.
Справедливую игру необходимо пропагандировать и популяризировать среди всех людей, используя широкий комплекс мер. Изменение моделей поведения начинается с образования, прежде всего – с усвоения и принятия норм справедливой игры и идеалов олимпизма.
Проблема распространения идеалов олимпизма вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения его идеалов и ценностей в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры – спортивный фестиваль молодежи всего мира. Учитывая свое приоритетное положение в спортивном мире, Олимпийские игры, казалось бы, могли легко выражать философию олимпизма, возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства без какой-либо дискриминации, что требует взаимопонимания, духа дружбы, солидарности и честной игры. Реальность Олимпийских игр, увы, говорит о существующих противоречиях между олимпийским идеалом и действительностью.
Зримым результатом олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр. Они известны в самых отдаленных уголках мира, постепенно приобретали все большее признание и значимость, а реализация философии (мировоззрения) олимпизма остается на заднем плане. Таким образом, мы имеем непростой узел противоречий между идеалом и его воплощением. В результате олимпийское движение пока рассматривается не как орудие распространения олимпизма, использующее Игры лишь в качестве «фирменного блюда», а как сила, занимающаяся главным образом проведением Олимпийских игр.
МОК настолько ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, что это нашло отражение в Олимпийской хартии. В частности, в ней говорится: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой, а, прежде всего, с целью сохранения ценностей греческих Олимпиад – миротворчества, состязательности, самовыражения свободного человека и его гармонического развития, а также мира и согласия в обществе». Но как раз то, что отрицается Олимпийской хартией, на самом деле достаточно часто проявляется в практике современного спорта.
Упразднить олимпийский идеал как философскую основу олимпийского движения равнозначно потере надежды на формирование у молодежи общечеловеческих, гуманистических духовно-нравственных ценностей. Это особенно актуально для современной России, где прежние идеологические стереотипы оказались утраченными, а новые в завершенном виде еще не сформировались. Олимпийский идеал – это некие «заповеди», которым должен следовать занимающийся физической культурой и спортом человек. Если не будет олимпизма, не будет и этих «заповедей», на которые должен ориентироваться занимающийся спортом в своем поведении.
Воспитательного эффекта от реализации этих заповедей можно ожидать только в том случае, если они будет внедрены в общую систему воспитания. Деятельность олимпийских и физкультурно-спортивных структур может способствовать такому эффекту, но не может заменить всей системы воспитания. В олимпийском образовании и воспитании необходимо предусмотреть по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое. Первое направление решает задачи формирования знаний об истории олимпийского движения, гуманистических ценностях спорта. Второе направление обеспечивает формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, стремления к достижению определенного результата в этой деятельности, развивает интерес к спорту. Третье направление способствует практическому освоению и реализации принципов и ценностей олимпизма путем активного привлечения детей и молодежи к участию в занятиях спортом.
Примером такого системного решения задач олимпийского образования в России является деятельность гуманитарного центра «СпАрт», московского спортивно-оздоровительного проекта «Олимп» и ряда других аналогичных проектов. Имеются положительные примеры включения олимпийского образования в программы физкультурных вузов и колледжей, а также программы общеобразовательных школ.
В целом же проблема олимпийского образования находится в начальной стадии своего разрешения. Существует достаточно много нерешенных вопросов организационного и содержательного характера. Подходы к олимпийскому образованию студентов и школьников пока еще в недостаточной степени научно обоснованы.