Стрессовая ситуация. Способы управления стрессом на личностном уровне и уровне организации

Мотивация и результативность организации

Мотивация персонала лежит на перекрестье как проблем, так и достижений организации. В некотором смысле развитие мотивации приводит к повышению производительности деятельности не в меньшей мере, чем технологическое перевооружение. Более того, в истории известны примеры, когда преимущество достигалось не посредством передовой технологии, а как раз вопреки ей - на основе эффективно работающей системы моральных и материальных стимулов.

Поведение определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы:

потребности, интересы, желания, стремления;

ценности, ценностные ориентации, идеалы;

мотивы.

Внешние побудительные силы (воздействие на работников с целью изменить поведение):

принуждение;

убеждение;

стимулирование.

Процесс мотивации - это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение.

Мотив - это феномен сознания, это осознанное индивидом побуждение к деятельности.

Создаваемая в организации система стимулирования работников должна опираться на результаты современных научных и практических достижений в этой сфере.

В практике развитых стран формируются системы стимулирования, где реализуются следующие подходы, направленные на совершенствование мотивации труда:

Гарантированное обеспечение заработной платы, занятости и рабочего места;

Осуществление значимых дополнительных выплат (в том числе на пенсионное обслуживание);

Участие персонала в прибылях, собственности, управлении;

Вовлечение персонала в процесс внесения рационализаторских предложений;

Использование гибких систем организации работы;

Применение программ обогащения труда и ротации;

Предоставление фирмами средств на проведение отдыха и досуга;

Предоставление работникам скидок на продукцию, выпускаемую в компании, где они работают и др

Стрессовая ситуация. Способы управления стрессом на личностном уровне и уровне организации

Что такое стресс? “Состояние напряжения, возникающее как защитная реакция в ответ на воздействие неблагоприятных факторов” - так определено в Словаре русского языка. Другими словами, это реакция на несоответствие между желаемым (ожидаемым) и действительным – как правило, негативная. Понятно, что стресс вовсе не защищает от невзгод, а наоборот, добавляет неприятных ощущений, расстраивает здоровье и усложняет дальнейшую жизнь. Наверно, каждый человек хотел бы прожить без стрессов, и без тех ситуаций, которые их вызывают, но не всегда и не у всех это получается.

Нередко различные неприятности приходят как раз тогда, когда человек их меньше всего ожидает – падают “как снег на голову”. В результате - шок, растерянность, паника, гнев, взаимные обвинения. Человек оказывается не в состоянии эффективно противостоять трудностям.

Откуда берутся стрессы? Почему человек делает то, чего сам не хочет – скандалит, ссорится, подводит других, срывает важные дела и т.д.? Иногда происходят события, которые разрушают ход жизни и продуманные планы, выбивают человека “из колеи”. Это может быть болезнь, плохое поведение детей, потеря имущества, смерть близких, конфликт на работе и многое другое. Человек теряется и переживает, совершает ошибки, потому что не знает, что делать в таких ситуациях. В любом учреждении, на предприятии висят инструкции на случай пожара, но обычно их никто не читает. И когда случается пожар, он застаёт большинство сотрудников врасплох и вместо чётких действий по спасению людей и имущества нередко начинается паника. А для специально обученных пожарных это не чрезвычайное происшествие, а повседневная работа.

Стрессовые ситуации редко бывают там, где совершенно ясно, как, что и зачем делать. Факторов срыва нет - всё предусмотрено. А там, где знаний не достаёт, есть сомнения, неуверенность, как правило, что-нибудь, да случается. Следом идёт эмоциональная реакция: нетерпимость, возмущение, недовольство, отчаяние, уныние, которые усугубляют дело.

А можно ли по-другому? Происшествия, препятствующие нормальному ходу дел, могут стать или “камнем преткновения”, или уроком, если человек на них чему-нибудь учится. Известно немало случаев, когда люди сохраняли спокойствие и принимали верное решение в экстремальных ситуациях. И наоборот, “выйти из себя”, расстроиться можно даже с комфортом лёжа на диване, переживая какой-то неприятный разговор. Или, одна и та же работа легка для того, кому она в радость и непомерно тяжела для того, у кого вызывает отвращение. На небрежно брошенную фразу, насмешку или резкое замечание один человек обидится и уйдёт, хлопнув дверью, а другой – спокойно поправив собеседника, увидит в сказанном повод для анализа своего поведения.

Таким образом, причиной страданий является не сама ситуация, а восприятие её человеком через призму прошлого отрицательного опыта и эмоций. Интересно, что вредоносный механизм переживаний может продолжать работать независимо от того, продолжаются “неприятности” или нет. Например, человек, вспоминая нанесённое кем-то оскорбление, может избегать встреч и не иметь дел, а его обидчик уже давно раскаялся и готов возобновить дружбу и сотрудничество.

Итак, адекватность поведения человека в сложной ситуации определяется:

во-первых, спокойствием;

во-вторых, наличием знаний и жизненного опыта.

Эти два фактора тесно связаны. Люди выходят из равновесия по незнанию, а это и приводит к привычке “распускать себя” - например, безудержно гневаться или унывать и расстраиваться по каждому поводу.

Между тем, возможность научиться постоянно владеть собой есть у каждого, а не только у “суперменов” из фильмов. Для этого нужны:

1. Контроль над ситуацией. “Знал бы, где упадёшь – соломки бы подстелил”, - как говорят в народе. А узнать это вполне реально. Ведь проблема не возникает на пустом месте. Поскольку у всего происходящего есть свои причины, большинство сложных ситуаций вполне возможно предвидеть заранее, и подготовиться к ним. Для этого необходимы внимательность ко всему, что окружает и происходит, бдительность, анализ. “Где тонко, там и рвётся”. Чтобы обнаружить “слабые места” заблаговременно, достаточно проанализировать состояние дел в основных “точках опоры” – в семье, на работе и др. А затем вовремя поправить если что-то не так – помириться с людьми, закончить незавершённые, но важные дела, исправить то, что было сделано плохо. Даже если предупредить неприятности не удаётся, можно продумать заранее план действий в случае возможного ЧП.

2. Самоконтроль. Если стрессы стали обыденным делом – можно работать над укреплением воли. Если в момент “назревания” очередного срыва вспомнить о том, что “буря чувств” не решит проблему, а в лучшем случае, только отнимет время, то останется всего лишь… остановиться. Чем больше таких остановок, тем меньше вероятность следующего стресса в подобной ситуации. Ничто так не защищает, как способность удерживаться от бурной эмоциональной реакции и дальнейших бессмысленных действий. Так, очень сложно обидеть того, кому не свойственна обидчивость или разозлить добродушного человека. Если нет помех – переживаний, то мысль об оптимальном выходе придёт быстро, останется только привести её в действие.

Если хотим избежать стрессов, можно:

а) везде и всегда быть готовым к возможным трудностям. Выход есть всегда, и не один, только нужно его искать;

б) стараться не попадать в ситуации, способствующие проявлению свойственных отрицательных черт характера. Например: склонным к страху - не ходить без необходимости в тёмное время суток, “агрессорам” - избегать “разборок” и т.д.;

в) не пытаться добиться своего любой ценой ;

г) стараться анализировать и изучать всё происходящее;

д) снять “розовые очки” - не идеализировать людей, дела, идеи, окружающий мир, себя, чтобы не разочаровываться впоследствии;

е) что бы ни произошло, думать не только о себе, но и о тех, кому сейчас нужна наша помощь.

Что делать в стрессовой ситуации:

а) не отчаиваться и не заниматься бесплодным обвинением себя или других;

б) помнить, что всё поправимо. Если невозможно восстановить утраченное – можно не пересмотреть своё отношение к произошедшему;

в) не принимать “в горячке” необдуманных решений типа: уволиться с работы, развестись, уйти из дома, прекратить отношения с другом или родственником и т.д.;

г) избегать обобщений на свой счёт: “Я неудачник, несчастный человек, хуже других, неисправим, со мной всегда что-нибудь случается”;

д) попросить помощи у тех, кто рядом;

е) постараться найти причины произошедшего, чтобы “несчастный случай” не повторился в будущем.

Так ли уж страшны “неблагоприятные факторы”? Известно, что люди познаются в беде. Сложные ситуации проявляют, как на рентгеновском снимке, скрытый отрицательный опыт. Если удаётся увидеть, на чём именно на этот раз “попались”, то возможно, повода для следующего стресса уже не будет.

Наши рекомендации