Лекция 9. Организационное поведение в системе международного бизнеса
Мультинациональная компания. Факторы, влияющие на организацион-
ную культуру мультинациональной компании. Факторы национальной куль-
туры, влияющие на организационную культуру мультинациональной компа-
нии. Параметры организационной культуры (по Г.Хофстеде). Источники ра-
бочей силы в мультинациональной компании. Факторы, противодействую-щие и поддерживающие культурную адаптацию.
Мультипликативный эффект обучения. Тенденции развития организа-
ционного поведения.
Основные понятия и термины
Мультинациональная компания, национальная культура, менеджер-экспатриант, мультикультуризация, культурная адаптация, мультипликатив-
ный эффект обучения.
Вопросы для самостоятельной работы
1.Какие факторы влияют на формирование организационной культуры мультинациональных компаний?
2.Каким образом могут проявляться национальные деловые культуры в процессе организации совместной деятельности людей?
3.Перечислите основные источники рабочей силы в мультинациональной компании.
4.Что понимают под мультипликатным эффектом обучения?
Семинарские занятия
Семинар № 1. Основы организационного поведения
1. Организационное поведение как предмет изучения. Факторы, влияющие на организационное поведение.
2. Сущность и признаки организации. Классификация организаций.
3. Модель эффективного управления поведением человека в организации.
4. Источники повышения эффективности деятельности организации.
5. Теории поведения человека в организации.
6. Основные черты российской системы управления.
Литература
1.Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структуры, процессы. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000
2.Громкова М.Т. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
3. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. – М., 2001
4.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001
5.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003
6.Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2005
7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000
8. Шихирев П.Н. Принципы ведения дел в России. – М., 1998
Семинар № 2. Личность в организационной среде
1.Соотношение понятий «человек», «работник», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2.Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности.
3.Основные переменные организационной среды, влияющие на индивидуаль- ное поведение.
4.Роль и ошибки процессов восприятия, их влияние на формирование осознанного ОП индивида.
5.Сущность, свойства, функции, формирование установок личности, способы изменения установок и влияние их на ОП.
6. Сущность Я-концепции, роль и способы её защиты.
7. Причины и виды ролевого конфликта в организации, способы снижения ролевого напряжения личности.
Литература
1.Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структуры, процессы. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000
2.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000
3.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2001
4.Громкова М.Т. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
5. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. – М., 2001
6.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001
7.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003
8.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000
9.Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2005
10.Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000
Семинар № 3. Мотивация и результативность организационного поведения
1. Природа и сущность мотивации. Процесс мотивации.
2. Модель мотивации организационного поведения индивида.
3. Классификация мотивов организационного поведения.
4. Теории мотивации.
5. Виды экономических стимулов, применяемых в организации.
Литература
1.Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структуры, процессы. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000
2.Громкова М.Т. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
3. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. – М., 2001
4.Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие. – М.: Флинта ФМПСИ, 2000
5.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000
6.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001
7.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003
8.Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2005
9. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000