Основные концептуальные положения программы
В содержательном разделе представлены:
· описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
· описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников 5-6 лет, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения МБДОУ ДС №31 «Медвежонок».
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребѐнка,
представленными в 5 образовательных областях:
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Объем образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Содержание обязательной частиПрограммы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
· развивающая предметно-пространственная образовательная среда;
· характер взаимодействия со взрослыми;
· характер взаимодействия с другими детьми;
· система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В соответствии с п.2.12. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена выбранными участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений выделена в разделах Программы.
Компоненты образовательных областей дошкольного образования
Образовательные области | Компоненты образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие. | Усвоение норм и ценностей |
Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками | |
Развитие социального и эмоционального интеллекта | |
Формирование позитивных установок к труду и творчеству | |
Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | |
Познавательное развитие | Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации |
Формирование познавательных действий, становление сознания | |
Развитие воображения и творческой активности | |
Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля | |
Речевое развитие | Овладение речью как средством общения и культуры |
Обогащение активного словаря | |
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | |
Развитие речевого творчества | |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | |
Знакомство с книжной культурой | |
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности | |
Художественно эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства |
Становление эстетического отношения к окружающему миру | |
Формирование элементарных представлений о видах искусства | |
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |
Стимулирование сопереживания персонажа художественных произведений | |
Реализация самостоятельной творческой деятельности | |
Физическое развитие | Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | |
Овладение подвижными играми с правилами | |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | |
Становление ценностей здорового образа жизни |