Продукции как основа экспертной системы

· Продукция есть суждение о связи между обстоятельствами и выводом

· Продукции формулируются экспертом при помощи менеджера по знаниям

· Функции менеджера по знаниям состоят в установке прочного эмоционально-когнитивного контакта с экспертом и формировании базы знаний экспертной системы

Особенности информационного общества

Любой человек или группа людей в любое время и в любом месте могут иметь доступ к любой информации

Любой человек или группа людей умеют использовать информационную технологию для решения своих задач

Любой человек, группа или общество имеют необходимые средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства информации

Концептуальное реагирование 80-90-х годов

· Адаптивная организация (О.Тоффлер)

· Научающаяся организация (К.Аржирис, П.Сенге)

· Креативная организация (Р.Вудмен, Дж.Савьер)

· Интеллектуальная организация (Дж.Квинн)

· Ресурсная теория (К.Коннер, Р.Грант)

· Интеллектуальный капитал (Т.Стюарт)

· Управление знаниями (И.Нонака, М.Демарест)

·

Типы знаний

· Know-How – проверенные, доказанные процедуры выполнения чего-либо

· Know-Who – знания о людях, обладающих соответствующим опытом или ресурсами

· Know-What – способность различать и выбирать адекватные модели и процедуры

· Know-Why – понимание обширного контекста

· Know-When – чувство времени и ритма

Векторы знаний

· Типичные и специфичные

· Явные и неявные (И.Нонака)

· Имплицитные и эксплицитные

· Индивидуальные и организационные (А.Боллинжер и Р.Смит)

· Коммерческие и некоммерческие (М.Димарест)

· Дескриптивные и процедурные (ЭС)

Типы ресурсов

Традиционные:

Материальные потоки и запасы

При использовании уменьшаются

Ограничены

Тиражируются затратно

Полезность убывает

Информационные:

Нематериальные потоки и запасы

При использовании увеличиваются

Не ограничены

Тиражируется мало затратно

Сетевые эффекты и рост полезности

Компоненты управления знаниями

· Стимулирование прироста знаний

· Поиск и отбор внешних знаний

· Сохранение, классификация, трансформация и обеспечение доступности знаний

· Обмен знаниями

· Использование знаний

· Воплощение знаний в товарах и услугах

· Измерение и оценка знаний

· Защита знаний

· Обновление знаний

Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал Организационный капитал Потребительский капитал
Знания, умения, творческие способности, моральные ценности, культура труда   Оценка: · Уровень образования персонала · Количество дней в году, потраченных на образование персонала · Опыт персонала · Затраты на обучение одного занятого · Добавленная стоимость на одного занятого · Уровень удовлетворенности и текучесть персонала Технико-технологическое обеспечение, программное обеспечение, патенты, оргструктура Оценка: · Масштабы применения IT · Масштабы и эффективность административной системы · Возраст и стабильность организации · Инвестиции (доля добавленной стоимости) в: · Филиалы, новые методы управления, в НИОКР, IT Связи с клиентами, информация о клиентах, история взаимоотношений с клиентами Оценка: · Продажи в расчете на одного клиента · Прибыль в расчете на одного клиента · Продолжительность взаимодействия с клиентами · Повторяемость заказов · Клиенты, формирующие имидж фирмы · Степень удовлетворения потребностей клиентов

Контекст развития интеллектуального капитала

· Объемы и скорости информационных потоков превысили человеческие возможности

· Требуются новые IT инструменты для поиска, распаковки и трансформации информационных потоков в знания

· Качественные изменения в разнообразии спроса на товары и услуги

· Рост интеллектуальной составляющей товаров и услуг

· Необходима стандартизация групповой работы и принятия решений

Проблемы управления знаниями

· Лозунг «чем больше знаний, тем лучше» привел к росту знаниевого «мусора»

· Нет единого стандарта представления знаний, подобного разработанным в математике, физике, химии

· Знание не полностью отторжимо от его носителя – человека

· Нет системы мотивации для обмена экспертными знаниями

· Проблемы внедрения накопленных знаний

Наши рекомендации