Продукции как основа экспертной системы
· Продукция есть суждение о связи между обстоятельствами и выводом
· Продукции формулируются экспертом при помощи менеджера по знаниям
· Функции менеджера по знаниям состоят в установке прочного эмоционально-когнитивного контакта с экспертом и формировании базы знаний экспертной системы
Особенности информационного общества
Любой человек или группа людей в любое время и в любом месте могут иметь доступ к любой информации
Любой человек или группа людей умеют использовать информационную технологию для решения своих задач
Любой человек, группа или общество имеют необходимые средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства информации
Концептуальное реагирование 80-90-х годов
· Адаптивная организация (О.Тоффлер)
· Научающаяся организация (К.Аржирис, П.Сенге)
· Креативная организация (Р.Вудмен, Дж.Савьер)
· Интеллектуальная организация (Дж.Квинн)
· Ресурсная теория (К.Коннер, Р.Грант)
· Интеллектуальный капитал (Т.Стюарт)
· Управление знаниями (И.Нонака, М.Демарест)
·
Типы знаний
· Know-How – проверенные, доказанные процедуры выполнения чего-либо
· Know-Who – знания о людях, обладающих соответствующим опытом или ресурсами
· Know-What – способность различать и выбирать адекватные модели и процедуры
· Know-Why – понимание обширного контекста
· Know-When – чувство времени и ритма
Векторы знаний
· Типичные и специфичные
· Явные и неявные (И.Нонака)
· Имплицитные и эксплицитные
· Индивидуальные и организационные (А.Боллинжер и Р.Смит)
· Коммерческие и некоммерческие (М.Димарест)
· Дескриптивные и процедурные (ЭС)
Типы ресурсов
Традиционные:
Материальные потоки и запасы
При использовании уменьшаются
Ограничены
Тиражируются затратно
Полезность убывает
Информационные:
Нематериальные потоки и запасы
При использовании увеличиваются
Не ограничены
Тиражируется мало затратно
Сетевые эффекты и рост полезности
Компоненты управления знаниями
· Стимулирование прироста знаний
· Поиск и отбор внешних знаний
· Сохранение, классификация, трансформация и обеспечение доступности знаний
· Обмен знаниями
· Использование знаний
· Воплощение знаний в товарах и услугах
· Измерение и оценка знаний
· Защита знаний
· Обновление знаний
Интеллектуальный капитал
Человеческий капитал | Организационный капитал | Потребительский капитал |
Знания, умения, творческие способности, моральные ценности, культура труда Оценка: · Уровень образования персонала · Количество дней в году, потраченных на образование персонала · Опыт персонала · Затраты на обучение одного занятого · Добавленная стоимость на одного занятого · Уровень удовлетворенности и текучесть персонала | Технико-технологическое обеспечение, программное обеспечение, патенты, оргструктура Оценка: · Масштабы применения IT · Масштабы и эффективность административной системы · Возраст и стабильность организации · Инвестиции (доля добавленной стоимости) в: · Филиалы, новые методы управления, в НИОКР, IT | Связи с клиентами, информация о клиентах, история взаимоотношений с клиентами Оценка: · Продажи в расчете на одного клиента · Прибыль в расчете на одного клиента · Продолжительность взаимодействия с клиентами · Повторяемость заказов · Клиенты, формирующие имидж фирмы · Степень удовлетворения потребностей клиентов |
Контекст развития интеллектуального капитала
· Объемы и скорости информационных потоков превысили человеческие возможности
· Требуются новые IT инструменты для поиска, распаковки и трансформации информационных потоков в знания
· Качественные изменения в разнообразии спроса на товары и услуги
· Рост интеллектуальной составляющей товаров и услуг
· Необходима стандартизация групповой работы и принятия решений
Проблемы управления знаниями
· Лозунг «чем больше знаний, тем лучше» привел к росту знаниевого «мусора»
· Нет единого стандарта представления знаний, подобного разработанным в математике, физике, химии
· Знание не полностью отторжимо от его носителя – человека
· Нет системы мотивации для обмена экспертными знаниями
· Проблемы внедрения накопленных знаний