Для учеников средних классов
(5–9 классы)
Задачи и содержание курса
Средняя группа охватывает учеников с 5 по 9 классы. Этот период является переходным в жизни человека, поэтому в изучении курса очень важно сместить акценты в сторону нравственно-интеллектуального развития. Основой содержания становится история, что дает возможность изучения православной культуры не только в ее историческом развитии, но и в органичной связи с другими школьными предметами, особенно с историей. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православной жизни.
В связи с тем, что исторический курс является главным для этого периода, очень важно правильно его выстроить, поэтому предлагается следующая последовательность его изучения: 5 класс – история Ветхого Завета, 6 класс – история Нового Завета, 7 класс – история христианства в 1 тысячелетии, 8 класс – история Русской Православной Церкви с 1 тысячелетия по XVIII век, 9 класс – история Русской Православной Церкви Нового времени.
В изложении истории Ветхого и Нового Завета, истории Православной Церкви важно показать сопричастность жизни ребенка с изучаемым материалом. Поэтому в процессе изучения курса можно предлагать ученикам размышления, написание сочинений о связи изучаемых событий с современной жизнью, о сопричастности учеников к происходившим событиям.
В изучении курса важно систематическое изучение православного искусства: архитектуры, иконописи, изобразительного искусства, православной литературы и музыки и т.д.; прикладного искусства и ремесел, что позволит ученикам правильно ориентироваться в современном искусстве.
В связи с проявлением у подростков тенденций к особой критичности важно сохранить у них серьезное отношение к изучаемому материалу и способность искренне испытывать положительные чувства при соприкосновении с образцами религиозного искусства. С этой целью организовать прослушивание записей церковных песнопений и музыки, может быть, хора из наиболее одаренных детей. Общее пение надо предлагать только по желанию, поскольку дети стесняются петь публично, так как осознают недостаток музыкальных данных.
Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания нравственного поведения. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. Жития святых и великих деятелей России, история гонений на Церковь представляют собою материал, позволяющий учащимся сформировать свои жизненные идеалы и цели, отношение к семье, окружающим, Родине и природе, выработать достойное поведение.
Объем времени, отводимый на изучение праздников, должен существенно сократиться, и этот вопрос можно передать на усмотрение каждого преподавателя. Вполне возможно участие школьников в торжествах и культурных мероприятиях, посвященных тому или иному церковному празднику или событию: Рождеству, Воскресению Христову, дням славянской письменности и культуры, дням памяти преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др.
Заметное место в изучении этого раздела должно занять знакомство с историей православия родного края: его монастырей и храмов, его святых, важнейших событий Курского края. При этом изучение не должно ограничиваться только изложением сведений, но предполагается посещение монастырей и храмов, святых мест, участие на доступном уровне в исследовательской краеведческой работе.
В это время возрастают требования к выбору форм и методов изучения курса. Они должны быть более разнообразными и учитывать возраст учащихся. Так, рисование постепенно следует заменить письменными работами: изложениями и домашними сочинениями, чтобы увеличить время на размышления учащихся о полученных знаниях.
В целом в этот период должно быть гораздо больше обсуждений смысла изучаемого материала, поэтому учителю следует научиться истолковывать сюжеты. В этом ему помогут труды Святых Отцов и авторитетных богословов, соответствующая педагогическая литература.
Примерное тематическое планирование