Для учеников начальных классов
(1-4 КЛАССЫ)
Задачи и содержание курса
Возраст 7–10 лет в жизни современного ребенка – это время начала систематического обучения, изучения православной культуры.
Важным требованием построения этой части программы является сохранение преемственности с предыдущей ступенью. Это достигается тем, что и в программе начальных классов заметное место отводится изучению литургического года. Живое изучение, проживание главных православных праздников дает возможность ребенку быть включенным в жизнь общества (и природы), быть сопричастным духовной жизни, жизни видимой и умопостигаемой.
Очень важным является раздел «Православная христианская картина мира». В этот период надо постепенно перейти от первых представлений о Боге к понятиям, позволяющим достоверно объяснить детям явления духовной жизни.
К концу 4 класса дети должны познакомиться с основными событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Знать имена главных участников этих событий. Уметь за канвой действий конкретных личностей выявить учительный смысл. В связи с этим в 3-4 классе предлагается построить программу на сокращенном изложении событий библейской истории, но в хронологической последовательности. Здесь необходимо проследить цепочку сюжетов, содержащих основные, ключевые события, в которых явно просматривается благая воля Божия о спасении людей.
В изучении Ветхого Завета очень важно обратиться к этической стороне, потому что Ветхий Завет дает множество конкретных и однозначных сюжетов, которые соответствуют этическим понятиям детей этого возраста.
В основу изучения православной культуры 4 класса положен Новый Завет, что дает возможность не только познакомить детей с христианской этикой и эстетикой, но и сделать возможным приобщение ребенка к православному образу жизни.
Постепенно надо вводить детей в историю Русской Православной Церкви, показывая тесную, органичную связь истории Православной Церкви с исторической жизнью русского народа и государства. Знакомить детей с примерами жизни русских святых. Излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно. Для того, чтобы создать эффект реальности событий, ощутить обстановку жизни людей того времени, необходимо совершить экскурсии в места этих событий жизни святых, показать фотографии, видеозаписи, иллюстрации, иконы, дополняя живым образным рассказом.
Продолжить знакомство с жизнью Православной Церкви, устройством православного храма и многообразием храмов.
При изучении курса следует также знакомиться с обычаями, культурой, искусством нашего народа. Целесообразно включать в уроки прослушивание фрагментов церковной музыки и пения. Посвящать на уроке специальное время или даже отдельные уроки знакомству с образцами церковной архитектуры и живописи. Найти возможность для посещения храма.
Продолжается изучение православных праздников. При этом преподавателю особенно важно обратить внимание на форму проведения праздников. Если нет возможности правильно с педагогической точки зрения, организовать в школе проведение праздников, то нужно рассказать о том, как они празднуются, объяснить их нравственное, учительное содержание. Важно также иметь в виду и то обстоятельство, что в Церкви есть немало переходящих праздников – это потребует от преподавателя определенной ежегодной корректировки программы в соответствии с датами этих праздников.
Особое значение в изучении курса отводится формированию нравственности ребенка. Этот процесс должен проходить на всех занятиях.
Изучение курса надо связать с другими предметами: чтением, изобразительной деятельностью, пением и т.д.
При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.
Очень важно вовремя увидеть необходимость изменения форм и методов преподавания в соответствии с целями, содержанием курса и возрастом ребенка, разнообразием и постепенным смещением с внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала.
В преподавании курса в начальных классах особенно важна живая, заинтересованная позиция учителя.
Примерное поурочное тематическое планирование