Архиепископ Курский и Рыльский Герман.
Рекомендовано отделом религиозного образования и катехизации
Русской православной церкви …. г.
Основы православной культуры :учебная программа / Курск. гос. ун-т –Курск,2010. – 92 с.
Научный
руководитель – В.М. Меньшиков,доктор педагогических наук, профессор
Авторы: Л.П. Гладких,кандидат педагогических наук,
протоиерей Валентин Гребеньков, преподаватель,
Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент,
В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук,
профессор,
С.Э. Наперстникова, учитель
Программа обсуждена и рекомендована к публикации на семинаре заведующих методическими кабинетами и руководителей секций учителей православной культуры городов и районов Курской области ……. года.
Рекомендована к публикации экспертным советом по православной культуре Курского государственного университета …… г., ИПК и ПРО Курской области …… г.
Программа обсуждена и рекомендована к публикации рабочей группой по православной культуре Комитета образования Курской области …….. г.
Утверждена постановлением коллегии Комитета образования Курской области от ……… г.
Рецензенты: С.М. Бондаренко, учитель православной культуры,
Л.Ю. Гусев, кандидат филологических наук, доцент,
В.Н. Криволапов,доктор филологических наук, профессор
И.В. Метлик, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник,
А.Г. Пашков,доктор педагогических наук, профессор,
С.В. Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор,
С.Т. Погорелов, кандидат педагогических наук, профессор,
О.М. Сенин,депутат Тульской областной думы, магистр богословия,
С.Б. Филина,учитель воскресной школы
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.............................................................................. 4
Раздел I. Мир – прекрасное творение. Курс православной культуры для детей дошкольного возраста (средняя, старшая и подготовительная группы детского сада) ........................................................................................ 12
Раздел II. Человек и православная культура. Курс православной культуры для учеников начальных классов (1–4 классы) ........................... 27
Раздел III. История православной культуры. Курс православной культуры для учеников средних классов ........................................ 40
Раздел IV. Вера. Человек. Общество. Культура. Православная религия – духовно-нравственная культура России (10–11 классы). Курс православной культуры в старшей группе ...................................................... 54
Приложение № 1. Региональный компонент курса «Основы
православной культуры» ......................................................................... 76
Приложение № 2. Теоретическое обоснование программы .................. 80
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА*
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России.
Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.
Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося соответствующего современности уровня знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»).
Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации образовательной программы (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14.5) позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровнях, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе – на изучение православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают педагогическое творчество и мировоззренческое самоопределение в обучении.
Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского края и соответственно тех регионов, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.