Советская хозяйственная культура
Культура организации планового хозяйства находилась под сильным влиянием государства и подчинена не экономической целесообразности, а политическому курсу. Это выражалось в постоянном вмешательстве политических органов в управление экономикой, подменой экономического руководства политическим, в отсутствие такого ценностного ориентира, как ориентация на прибыль. Вместо этого имела место ориентация на эффективность и развитие производства, что привело к чрезмерной бюрократизации деловой культуры с ее ценностями исполнительности и ответственности – отрицания свободной инициативы, индивидуальных достижений, риска и творческого поиска. В экономике доминировали вертикальные связи и отношения между субъектами строились на личных, неформальных связях и соглашениях между руководителями. Фактическая ответственность отдельного работника часто не совпадала с должностными инструкциями, а определялась ситуативно, в зависимости от традиций и обстоятельств. Разрешение конфликтов предполагало обращение к органам юстиции как крайнюю, нежелательную меру. Неформальные отношения в экономике не вписывались в существующие юридические рамки, разрешение конфликтов основывалось на личных компромиссах или на личной аппеляции к авторитету руководителя.
В основе системы организации народного хозяйства лежал принцип коллективизма, который реально ограничивался жестким единоначалием руководителя. В отличие от культурно-органичного японского менеджмента или современного корпоративного управления, где выработка совместных ценностей и целей является инструментом мобилизации личности, советский коллективизм являлся инструментом социально-политического контроля, в котором коллективное всегда доминирует над личным, а стабильность и контролируемость над творчеством и инициативой.
Современная хозяйственная культура
Для нового российского предпринимательства характерна ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочное перспективное дело, что подкрепляется неуверенностью в завтрашнем дне, общей нестабильностью. Отсюда признание легитимности только узкоэгоистических интересов, стремление манипулировать партнером, склонность не к юридическому, силовому разрешению конфликтов, а также «русский туман»- тенденция к сокрытию своих истинных целей и интересов, к непроговоренности деталей.
В наследство от административной системы деловая культура получила традиционную исполнительность, смешение современных горизонтальных отношений с вертикальными, большую роль межличностных связей и стремление к оказанию давления на личностном уровне. Кроме того, имеет место приоритет структуры перед функцией, самоценость структуры организации в ущерб ее реальной деятельности, понимание управляемости не как способности достигать реального результата, а как способности контролировать структуру.
Включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами - оно должно быть полезно для дела и просто выгодно. В этом случае приверженность к этическим нормам воплощается в практике - если этого нет, то она пустая . Обеспечение нравственного уровня деловой жизни зависит от нравственного уровня общества. Везде существует нелегальный или криминальный бизнес, не только аморальный, но и преступный, но занимаемая им социально-экономическая ниша определяется состоянием общества. В условиях экономической и политической стабильности, роста благосостояния народа (а не горсти олигархов), устойчивой системы ценностей можно говорить об этике делового мира. В кризисные эпохи система ценностей подорвана, ориентиры смещены, этическое измерение искажено и не учитывается в принятие решений.
Авторитаризм
«Авторитарная личность» Э.Фромм.
Теория государство Руссо и современный тоталитаризм основаны на отказе индивида от собственных прав и передаче их государству, как верховному властителю. При фашизме и сталинизме абсолютно отчужденный индивид преклоняется перед алтарем идола - неважно как его именуют: государство, класс, коллектив, человек и т.д.
Процесс отчуждения от себя присущ преклонению в любой форме (человеку, политическому лидеру, государству). Человек не воспринимает себя активным носителем собственной самости, но только вещью, зависимой от внешних сил, на которые он переносит себя.
Две концепции нормы (или психического здоровья). Одна руководствуется потребностями общества, другая – личности.
· с точки зрения общества – человек нормален или здоров в том случае, если он способен играть социальную роль, отведенную ему обществом
· с точки зрения индивида- максимум личного развития и удовольствия.
Идеальное общество должно совмещать эти противоположности. Поскольку такого не существует, человек пытается самостоятельно адаптировать свою психику к этому противоречию, и часто за счет психических деформаций.
Садистический тип
Разновидности садистских тенденций:
· стремление поставить людей в зависимость от себя и приобрести неограниченную власть над ними
· стремление эксплуатировать, обкрадывать, использовать людей для своей выгоды.
· стремление причинять людям страдания или видеть, как они страдают. Цель - не столько активное причинение страдания, но пассивное созерцание чей-то униженности и запуганности.
В садизме - желание причинять боль не главное. Основное стремление заключается в желании превратить человека в объект своей воли через унижение и порабощение.
Садистские наклонности мало осознаются. Они могут полностью скрываются наслоениями сверх-доброты и сверх-заботы.Наиболее частые рационализации:
· я управляю вами потому, что знаю, что самое лучшее для вас;
· в ваших интересах подчиняться мне беспрекословно;
· я столь уникальная личность, что имею право на подчинение других;
· я сделал для вас так много, что теперь могу требовать, что захочу;
· меня обидели другие, так что мое желание обидеть их - законное стремление отомстить.
Садист зависит от объекта. Ему нужна жертва - его собственное ощущение силы основано на том, что он является чьим-то владыкой. Эта зависимость часто неосознанна. Садист «любит» тех, над кем властвует.
Стремление к власти можно рассматривать рациональным следствием стремления человека к удовольствию и безопасности. Социал-дарвинизм видит в ней результат биологически обусловленной борьбы за существование. Однако этой логикой невозможно объяснить мотивацию мазохиста.
Мазохистский тип
Мазохизм- чувство неполноценности, которое принимает различные формы (например, человек упивается самокритикой, страдает неврозами навязчивых состояний, имеет склонность к болезням).
Мазохистские тенденции могут ощущаться неадекватностью, но чаще они рационализируются, и тогда мазохистская зависимость выступает под маской любви или верности, комплекс неполноценности выдается за осознание недостатков.
Разнообразные формы мазохистских стремлений направлены на избавление от собственной личности. С этой целью человек ищет подчинения личности или власти, которую он ощущает подавляюще сильной. Эта тенденция основывается не только на убежденности в силе другой личности, но и на убеждении в своей слабости и ничтожности. Если человек находит социальные формы удовлетворения своего мазохизма (подчинение тоталитарной власти), то он обретает уверенность за счет своего единства с миллионами других, разделяющих те же чувства.
Уничтожение собственного «я», попытка преодолеть чувство бессилия - это только одна сторона мазохистских наклонностей. Другая - стремление стать частицей великого целого, желание растворится во внешней силе. Этой силой может стать человек, общественный институт, бог, нация, совесть, и т.д. Став частью силы, которую индивид считает сильнейшей и прекраснейшей, он становится причастным к ее мощи и славе, растворяется в ней и обретает новую гордость в своей причастности.
Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как и мазохист. В обоих случаях «я» исчезает - в одном случае я растворяюсь во внешней силе, в другом я разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, приобретая силу и уверенность.
Авторитарный характер имеет в себе оба компонента – садо-мазохистский симбиотический комплекс.
Авторитарный характер
1. Особое отношение к власти и силе. Для авторитарного типа существуют два пола: сильные и бессильные. Сила привлекает не ради ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе, потому что сила. Она априори вызывает любовь и почитание, а слабость – презрение и агрессию. При виде слабого человека возникает желание напасть, подавить, унизить- ярость тем большая , чем беспомощнее жертва.
2. Тенденция сопротивляться властиможетобернуться в авторитарном характере борьбой с ней, даже если она действует в его интересах. Иногда отношение к власти раздваивается: человек борется против одной власти, и в то же время, подчиняться другой.
3. Авторитарный характер предпочитает условия, ограничивающие свободу, и подчиняется судьбе. Для солдата, судьба может воплощаться в волю начальника, для предпринимателя – в экономические законы. Общая черта авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне интересов и желаний человека.
4. Активность авторитарной личности может опираться на смелость и веру, но она основана на глубоком чувстве бессилия. Она означает действие во имя чего-то большего, чем собственное «я» - Бога, славного прошлого, долга, природы и т.д.
5. Мужество авторитарной личностипроявляется в том, чтобы выдерживать все, посланное судьбой или ее символами (вождем, государством, совестью). Страдать безропотно - ее высшая добродетель. В авторитарной философии нет понятия равенства. Авторитарная личность способна на отношения господства и подчинения, но не может испытывать солидарность. Любые различия (пол, раса, образование) для нее являются признаками превосходства или неполноценности.