Модели организационного поведения(сотрудничество и конфронтация)
Модели организационного поведения(сотрудничество и конфронтация)
Производственная и социально-психологическая адаптация личности.
5.эффективность организации. Повышение эффективности деятельности организации.
Эволюция взглядов на поведение человека?
7.ОП как научная дисциплина
Ситуационный подход
Синергетический подход
Влияние теорий психоанализа на ОП
Теории бехивиоризма
Влияние гуманистической психологии
Понятие личности
Факторы черт личности «большая пятерка»
Основные переменные влияющие на индивид поведение
Взаимосвязь между идивидуальным восприятием поведением установками и ценностями?
Стадии восприятия
Установки личности в ОП
Ролевая рассогласованность поведения ?
Факторы влияющие на удовлетворенность трудом
Я-концепция
22.подходы к формированию и развития личности.
23.понятие ролевого конфликта.
КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Барьеры коммуникации
Межличностные коммуникации в группе
Содержание групповых коммуникаций
Социально психологический климат
Проблемы в отношениях между организаций и индивидом
Потребности мотивы ценности
Содержательные мотивационные теории.
Процессуальные мотивационные теории.
33.Основные подходы к оценке результативности.
34.классификация мотивов орг.повед.
Система экономического стимулирования индивида и групп.
Значение группового поведения.
Типология групп в организациях.
Теории формирования групп в организации.
Групповое единомыслие. Причины, симптомы, способы предупреждения.
Современный взгляд на формирование групп, групповую сплоченность.
Динамика развития группы и особенности группового поведения.
Формирование команды. Цели и методы.
Методы управления конфликтным поведением.
Сущность и классические исследования лидерства в организации.
45.делегирование полномочий, как способ …
Поведенческие подходы к стилям лидерства.
Ситуационные подходы к стилям лидерства.
Источники и типы власти в организации.
49.Неформальные организации и особенности поведения людей.
Содержание, анализ и результативность работ в организации.
51.Структура управления и ее влияние на поведение чел. В организации.
Сущность процесса социализации.
Методы социализации.
Понятие, стадии и институты социализации.
55.жизненный цикл работника и моделирован.карьерного роста.
56.Управление карьерным циклом работника.
Значение нововведений для развития организации.
Природа организационных изменений, причины сопротивления изменениям.
58.основные положения концепции организационного поведения.
59.современные тенденции развития организации.
Стили проведения изменений в организации.
Методы преодоления сопротивления орг. Изменениям.
Изменения и инновационное поведение в организации.
Управление индивидуальным стрессом.
65.организационный стресс, факторы и способы преодоления.
66.поведенческий маркетинг.
Стадии формирования поведенческого маркетинга.
68.типы поведения работников по отношению к клиентам.
69.Механизм формирования привлекательного клиентурного поведения.
70.Глобализация экономики.
71.Факторы орг.культуры мультинациональной компании.
Международные деловые культуры.
73.требования к менеджерам в международной организации.
74.Мотивация в международной организации.
75.Параметры орг.культуры по Г. Хофстеде.
Теория «Х»
- человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
- поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
- средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»
- работа для человека так же естественна, как игра.
- внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.
- средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации.
Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Ситуационный подход
Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований.В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления. Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.
При использовании ситуационного подхода объектами исследования могут быть методы и стиль управления, ОСУ, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и СУ в целом.
Ситуационный подход к исследованию СУ развивается вместе с наукой и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.
Синергетический подход
Синергетический подход к ОП
Изучение самоорганизующихся процессов различной природы привело к появлению и развитию синергетического подхода, Синергетический подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности. Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с их свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др.
Синергетические исследования выделяют три типа самоорганизующих процессов: самозарождение организации; поддержание оптимального уровня; совершенствование и воспроизводство организации.
Механизм самоорганизации напрямую связан с такими условиями существования системы, как открытость, нелинейность, множественность, внешние факторы влияния, неравновесность. Функциональной сутью самоорганизованных процессов является самосоздание, самосохранение, самосовершенствование и самовоспроизведение порядка в структуре и функционировании системы. Одной из существенных характеристик эволюции системы является необратимость. Необратимость заключается в невозможности изменения направленности процессов в каждый данный момент времени. При значительном участии обратимых процессов они составляют лишь часть сложного и в целом необратимого процесса системного развития, который носит циклический характер.
Каждый элемент и компонент социальной системы (человек, подразделение, учреждение, регион, отрасль) — это самостоятельный, саморазвивающийся и саморегулирующийся организм, содержащий внутренние факторы поддержания собственного равновесия, предохраняющего его от саморазрушения как сложной системы. Строгая повторяемость и предопределенность способствуют поддержанию равновесного состояния.
Сущность психоанализа
1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
2. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
* Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
* Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Теории бехивиоризма
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение») — направление в психологии и других научных дисциплинах (например, социологии и политологии), в центре изучения которого находится поведение. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон, хотя схожие идеи формулировались и ранее. Вопреки распространенному мнению, бихевиористы отнюдь не утверждают, что поведение человека не зависит от врождённых инстинктов.
Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу.
БИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Некоторые вопросы, которые поднимаются в психологии, звучат следующим образом: возможна ли вообще такая наука? Способна ли она представлять все аспекты поведения людей? Какие методы она может использовать? Являются ли ее законы такими же строгими, как законы физики или биологии? Выходит ли она за пределы чистого управления поведением, и если да, то какую роль она играет в человеческом общежитии?
Особое значение имеет ее влияние на более ранние формы обращения с тем же самым субъектом. Человеческое поведение - наиболее общая характеристика мира, в котором мы живем. Поэтому мы можем исходить из того, что на эту тему говорится больше, нежели на любую другую тему.
Мне кажется, что все они являются неверными. Итак, о бихевиоризме говорят, что он:
1. игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
2. опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека;
3. под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом, индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина;
4. не пытается учесть когнитивные процессы;
5. не отводится место для изучения намерений или целевых установок человека;
6. не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
7. не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
8. он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
9. ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека;
10. работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
11. результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;
12. наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;
13. выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам;
14. его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка;
15. если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания.
16. «дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека;
17. занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида;
18. по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
19. рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций;
20. безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.
Перечисленные утверждения, на мой взгляд, представляют собой удивительно неправильное понимание значения и достижений данной научной парадигмы. Как объяснить такое непонимание? В большой степени этому может послужить обращение к началам бихевиоризма.
Основные черты
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[1]:
1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
Предмет изучения .
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
Осуществление самого себя.
Сознание собственного достоинства.
Социальные потребности.
Потребности в надежности.
Этапы деградации личности.
Поиск смысла жизни.
Физиологические основные потребности.
Непригодность исследования животных для понимания человека.
Понятие личности
Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать. Таким образом, первым свойством личности является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее сторон; вторым — активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третьим — устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение человека, то есть действия, выражающие его субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями людей и внешней обстановкой, их вкусами, взглядами, интересами.
Личностные качества формируются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов открывает дорогу успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводит в тупик.
Начнем наше изучение личности с перечисления ее основных характеристик.
Во-первых, к ним относятся общие качества (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и пр.), позволяющие человеку трудиться и жить в обществе себе подобных.
Во-вторых, специфические свойства, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности — руководству, конструированию, обучению, выполнению расчетов и пр.
В-третьих, подготовленность к нему в виде совокупность умений, знаний, квалификации, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения, целенаправленно!; подготовки, так и практики, жизненного опыта.
В-четвертых, направленность, то есть ориентированность человеческой активности, возникающая во многом под воздей -ствием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.
В-пятых, определенный склад характера, который придает поведению человека, его отношению к окружающим специфический индивидуальный оттенок.
В-шестых, биологически обусловленные особенности, во многом предопределяющие пригодность человека к той или иной деятельности. К ним относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила.
В-седьмых, психологические особенности: диапазон деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стиль работы, определяемый знаниями, опытом, эмоциями, силой и подвижностью психики, возбудимостью.
В-восьмых, психические состояния, то есть стойкие психические явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и пр.). Они, в свою очередь, оказывают значительное влияние на характер проявления других личных качеств.
14факторы черт личности «большая пятерка»
Больша́я пятёрка – диспозициональная модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г.Олпортом, Г.Айзенком и Р.Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида.
В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций): экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость опыту.
Невротизм (нейротизм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами.
Добросовестность – тщательное исполнение формальных или неформальных социальных обязанностей. Основными составляющими добросовестности являются трудолюбие и порядочность.
Интроверсия — экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов (вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок (внешних наблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамках исследований. Основным статистическим средством извлечения модели является эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.
Стадии восприятия
С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.
Восприятие человека состоит из двух стадий. Первая стадия - это первое впечатление о человеке. Обычно оно базируется на очень небольшом количестве информации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего. Например, если воспринимающий сам любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладающего такими же качествами, обычно бывает завышено в положительную сторону. Первое впечатление, как об этом говорилось ранее, оказывает сильное воздействие на дальнейшее восприятие человека, однако тем не менее оно не является на сто процентов определяющим. На второй стадии восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей. Восприятие человека в различных ситуациях и при различных обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке или даже отказу от первого впечатления.
Установки личности в ОП
Социально-психологическая установка личности. ( автор М.Е. Торшинин)
Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.
Функции установок:
№ | Функция установки | Источник возникновения установки | Смысл установки |
1. | Функция приспособления | Связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде. | Положительные установки к благоприятным стимулам. Отрицательные – к источникам неприятных стимулов. |
2. | Энергозащитная | Связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности. | Отрицательные установки к тем лицам, действия которых могут послужить источником опасности для целостности личности. Источником отрицательной установки может служить негативное отношение к нам. |
3. | Ценностно-выразительная | Связана с потребностями в личностной устойчивости. | Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа. |
4. | Организации мировоззрения | Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. Научные представления+обыденные. | Система установок – это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. |
Компоненты установки:
- Когнитивный, содержащий знание, представление.
- Аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту.
- Поведенческий (конативный), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Изменение (создание установки).
В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.
Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному “Я”, так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного “Я” оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего “Я” отрицательна только у крайне невротичных людей.
Периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. При изменении установки возможны следующие ситуации:
1. соседние установки изменяются по направленности ( с + на -);
2. может измениться степень важности установки;
3. может измениться принцип связи между соседними установками.
В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношения к проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).
Человек обладает системой селекции информации: на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует человека); на уровне восприятия; на уровне памяти.
Методы воздействия: Совокупность приемов реализующих воздействие на:
- потребности, интересы, склонности, мотивацию;
- на установки, групповые нормы, самооценки людей;
- на состояние, в котором человек находится и которое изменяет его поведение.
Чтобы изменить мотивацию человека вовлекают в новую деятельность. Для изменения поведения надо изменить иерархию его мотивов, актуализация мотивов более низкой сферы (н-р. метод регрессии).
Я-концепция
Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.[1] На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.[2
Составляющие Я-концепции
Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.[1]
Когнитивная
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.[1]
Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
· Cоотнесение представлений о себе с «Идеальным я».
· Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями.
· Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.[1]
Поведенческая
Кем бы мы себя не считали или не хотели считать, мы не можем игнорировать то, как мы на самом деле себя ведём, что нам на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая я-концепции.
22.подходы к формированию и развития личности.
23. понятие ролевого конфликта.
Внутриорганизационный конфликтчаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации.
Выделяют четыре типа разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно- функциональный и ролевой.В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличительные черты.
Так, вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п.
Горизонтальный конфликт вовлекает разные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению.
Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его решение связано с улучшением отношений между линейным руководством т специалистами.
Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже, несмотря на старание и желание всё сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат.
Можно выделить четыре типа ролевого конфликта.
Первый тип известен как внут-риролевой конфликт и возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более несовместимых задания.
Второй тип ролевого конфликта - межролевой внутриличностный конфликт. Он появляется тогда, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования.
Третий тип конфликта называется межролевой конф-ликт. Он имеет место тогда, когда два или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожида-ния.
Также существует конфликт личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ро-левых конфликтов ведет не только к более низкой степени удов-летворенности работников своей работой, но и к снижению произ-водительности и к повышению текучес