Сравнительные характеристики американской, японской и арабской деловых культур: образцы поведения
№ п/п | Американская модель: индивидуализм | Японская модель: груп-пизм | Арабская модель: плановость |
Индивидуальный процесс принятия решений | Групповой процесс принятия решений | Процесс принятия решений основан на религиозности — воле аллаха | |
Оцениваются индивидуальные достижения: личная ответственность | Оценивается групповая работа: групповая ответственность | Оценивается человек, а не его работа: ответственность перед своими руководителями | |
Четкая формализованная структура управления | Гибкий неформальный подход к построению структур управления | Клановый подход в организации структур управления | |
Четкие формализованные процедуры контроля | Неформальные процедуры контроля | Общие процедуры контроля | |
Быстрые продвижения в зависимости от способностей | Медленное продвижение в зависимости от стажа работы | Продвижение в зависимости от доверия и уважения со стороны руководителя | |
Ориентация в процессе отбора руководителей на профессиональные навыки и инициативу | Ориентация при отборе руководителей на способности осуществлять координацию и контроль | Ориентация при отборе руководителей на родственные отношения | |
Стиль руководства, ориентированный на индивидов | Стиль руководства, ориентированный на группу | Стиль руководства, ориентированный на «своих» |
Окончание табл. 26.1
Ориентация руководителей на достижение индивидуальных результатов | Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые результаты | Ориентация на демонстрацию власти на всех уровнях управления | |
Формализованные рабочие отношения с подчиненными | Неформализованные отношения с подчиненными | Личные, родственные отношения с подчиненными | |
Делегирование полномочий работникам | Полномочиями наделяется вся группа | Полномочия, как правило, не делегируются | |
Поощряется проявление индивидуальных инициатив | Поощряется проявление групповых, а не индивидуальных инициатив | Не одобряется выдвижение инициатив | |
Зависимость размера оплаты от индивидуальных достижений и производительности | Зависимость размера оплаты от групповых показателей и стажа работы | Зависимость размера оплаты от лояльности своему руководителю |
Национальные модели деловых культур оказываются исходными в понимании и изучении организационной культуры как наиболее общего собирательного понятия. Можно считать, что это является первой стадией ее познания, а также очень важно для международного бизнеса, где сталкиваются различные национальные культуры, особенно при слиянии предприятий разных культурных особенностей.
Второй стадией познания организационной культуры является ее зависимость от организационных моделей управления. В теории организации выделяют шесть таких моделей1, которые можно расположить визуально на двух континуумах:
• «негибкость — гибкость»;
• «жесткость — мягкость»;
• «узость — широта».
Эти модели имеют специфические социокультурные генотипы (табл. 26.2).
1 См. обзорную статью: Брайович Л.С. Типы организаций и их структуры //Социологические исследования. 1998. № 12. С. 123-426.
Единоличная | Коллегиальная | Командная | Матричная | Проектно- | Сетевая орга- |
власть главы | организация | организация | организация | командная | низация |
фирмы | власти | управления | управления | организация управления | управления |
Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 | Модель 4 | Модель 5 | Модель 6 |
жесткость мягкость
узость ► широта
►
Модель 1. Предельно жесткий (бюрократический, технократический и авторитарный) тип управления, где власть главы фирмы монополизирована. Господствуют властные проявления поведения главы фирмы «сверху — вниз». Организационная структура управления выстроена по «пирамидальному принципу, что сковывает инициативу работников, боящихся брать на себя ответственность в решении многих вопросов. В этих условиях возникает политика поиска виновных, гонения на несогласных с решениями руководителя, поощрение угодных, формирование двойной морали, блокировки мотивационного потенциала "специалистов. В результате появляются нетворческие продукты труда с устаревшими характеристиками. «Пирамидальная» структура управления:
• сильно затрудняет комплексное решение задач, порождая нерешаемые «стыковые» проблемы;
• сковывает маневрирование ресурсами;
• закрепляет узкую специализацию;
• централизует всю информацию — начальную и конечную — на руководителя фирмы.
Все это ведет к потере времени, ожиданию команд сверху, нарушению оперативности во взаимодействии звеньев, их изолированности, даатению локальных целей и задач над общими; закрытости коммуникаций «снизу», двусмысленности и неопределенности. Глава фирмы распыляется, вникает в мелочи и упускает главное — стратегию развития. Так формируется организационная культура «мыши в норах». Координационное поведение в этой культуре может осуществляться по распоряжению «сверху» и единолично.
Модель 2. В этой модели происходит размывание единоличной власти главы фирмы, который создает команду руководителей высшего звена управления — совет директоров для оперативного решения «стыковых» проблем и поиска различных вариантов
управления. Коллегиальность принятия управленческих решений и работа на конечный результат становятся нормой поведения. Первостепенной задачей оказывается налаживание постоянного информационного обеспечения подразделений каждого руководителя в координации возникающих проблем с другими подразделениями. Происходит постепенное делегирование полномочий и распределение ответственности «сверху — вниз». Возникает координационный ресурс, действующий в высших эшелонах власти, который помогает более оперативно решать общие проблемы фирмы. Однако бюрократизация коммуникаций .«сверху — вниз» во многом блокирует «низовые» обратные связи. В этих условиях начинает формироваться организационная культура «белых воротничков».
Модель 3. Эта модель появляется тогда, когда условия рыночной конкурентной среды диктуют более оперативное решение проблем. Возникает потребность решать проблемы между подразделениями в более автономном режиме, поэтому создаются проблемно-целевые команды из сотрудников разных подразделений, которые, как правило, являются временными. Они создаются на определенный срок для решения:
• наболевших проблем подразделений;
• назревающих проблем;
• перспективных проблем.
Руководителями таких проблемно-целевых команд могут быть назначенные главой фирмы ответственные лица:
• ведущие специалисты, которые оказались инициаторами ускоренного решения наболевших проблем;
• руководители подразделений, расширяющие свое влияние в решении проблем, мешающих им работать продуктивно;
• директора служб, решившие перестроить систему коммуникаций в каких-то «болевых точках» (например, директор службы маркетинга).
Обсуждение проблем происходит на заседаниях проблемно-целевых команд, а решения, которые принимаются на них, выносятся в высшие эшелоны власти — на совет директоров. Руководители таких команд имеют небольшую власть, но они уже «пробивают» бюрократическую структуру управления, делегируя полномочия «снизу — вверх». Однако это еще не значит, что решение «сверху» будет принято так, как замыслили руководители этих команд. Но это уже формирование организационной культуры «восходящих коммуникаций», которая разрыхляет бюрократизированную структуру управления, подготавливая переход к полной матричной организации. Эволюцию к размыванию жестко стабильных организационных моделей можно изобразить на квадрограмме (рис. 26.1).
Рис. 26.1. Жесткие организационные модели управления (/, 2, 3) с ориентацией на стабилизацию устоявшихся образцов поведения
Модель 4. Эта модель формируется уже как официально оформленная матричная структура управления, объединяющая функциональные и производственные звенья управления в рамках проектно-целевых и программно-целевых команд, работающих на долговременной основе. В этих командах сотрудники исходят из необходимости увязать цели и задачи своего подразделения с общими целями и задачами фирмы. Сотрудники официально находятся в двойном подчинении. Их руководителю делегируются двойные полномочия:
• часть полномочий от главы фирмы;
• часть полномочий от руководителей функциональных и производственных подразделений.
Он должен эффективно использовать кадровые ресурсы для решения «стыковых» проблем. Его двойной статус, с одной стороны, помогает ему это делать, а с другой — затрудняет эту работу, так как у него появляется много рисков в условиях повышенной оперативности. Матричная структура означает возникновение принципиально иной, чем бюрократическая, организации управления, где появляется организационная культура «перекрестных коммуникативных звеньев».
Модель 5. В этой модели работа ведущих специалистов разных профилей концентрируется на создании проектных подразделений под выделенные инвестиции. Руководителю проекта предоставля-
ются большие полномочия для творческой реализации замыслов в том подразделении, которым он начинает руководить. Он обеспечивается необходимыми ресурсами и сам создает творческий ресурс своей команды, которую формирует из единомышленников, заинтересованных в реализации замысла. В организации сохраняются функциональные подразделения головного офиса фирмы (холдинга), но они только контролируют деятельность проектных подразделений. В этих подразделениях формируются определенные нормы творческого поведения, ценностные ориентации, настроенность на оправдание ожиданий, особый временнбй ритм и темп развертывания событий, определенный диапазон контактов, специфический ролевой репертуар команды: «генератор идей» — «критик» — «аналитик» (интеллектуальный набор ролей); «советник» — «специалист» — «инноватор» (апробативный набор ролей) и др.
В проектных подразделениях работают прежде всего творческие личности, которых можно классифицировать по следующим позициям: проблемное мышление (хорошо схватывают противоречия и формулируют проблему, которая еще не созрела); панорамное видение фронта работ; компенсаторное понимание ситуации (в случае «сбоя» они быстро находят новый вариант); быстрая перестройка мышления на отбор лучшей из многих альтернатив; интуитивное понимание ситуации и способность на парадоксальные поступки (А.Н. Лук, 1978). Именно эти характеристики и делают их незаменимыми в проектной команде. Они-то и готовят долгосрочные и отсроченные эффекты. На этой основе формируется организационная культура «творческих групп», полностью раскрывающая мотивационные ресурсы всех и каждого в синергетических эффектах деятельности.
Модель 6. Эта модель является организацией нового типа, которая возникла как реакция на быстро изменяющиеся условия жизнедеятельности фирм (М.М. Чучкевич, 1999). Сетевая организация построена на саморегулировании внутренних и внешних бизнес-процессов. Так, например, стандартный набор основных процессов производства и распределения функций в компьютерной индустрии такой: компоненты (35%) -> дизайн (5%) -» сборка (15%) -» маркетинг (10%) -> продажа (30%) -» сервис (5%). В этой технологической цепочке каждый бизнес-процесс может существовать самостоятельно в виде смежных фирм. Они-то и представляют собой сетевую организацию. В этом случае сетевая организация — горизонтально интегрированная система. Но есть и другой способ сетевых организаций: вертикально интегрированных. В этом случае общее руководство осуществляет корпоративный центр, который координирует добровольно вошедшие в сеть самостоятельные фирмы, совмещая индивидуальные интересы руководителей этих фирм с интересами интеграции, устойчивости организационной сети в це-,
лом. В Японии, например, устойчивость сетей финансово обеспечивается перекрестным владением акций.
Сетевой принцип организации управления обладает и специфической организационной культурой, признаки которой таковы:
• относительная независимость фирмы;
• множественность лидеров сети;
• изменяющиеся системы лидерства в каждой фирме в зависимости от ситуаций;
• объединяющая фирмы цель;
• добровольность вхождения в сеть;
• множественность уровней взаимодействия. Главной идеоло-гемой сетевой организационной культуры является принцип конкурентного сотрудничества. Главный экономический выигрыш — совместное использование всех ресурсов сети.
Эволюцию перехода к сетевым организациям управления можно представить на квадрограмме (рис. 26.2).
Рис. 26.2. Мягкие организационные модели управления (4, 5, 6) с ориентацией на гибкость поведения
Третьей стадией познания организационной культуры является терминологическая прозрачность изучаемого феномена. Социокультурную среду можно описывать в терминах «организационная субкультура» (подразделения фирмы) или «корпоративная культура» (разветвленные фирмы; холдинги, сетевые организации), где могут
быть общие нормы поведения, ценностные ориентации, представления и образцы поведения.
В тех или иных подразделениях фирмы (компании) возможны разные типы субкультур, уникальные субкультурные феномены, а также феномен контркультуры (например, постоянные хищения в пищеблоках, приворовывания в барах, ресторанах и др.). Это и предполагает необходимость формирования такой социокультурной среды, которая могла бы объединять различные субкультурные образы мышления и поведения работников. Поэтому понятие «корпоративная культура» несет в себе некий объединительный смысл: «Мы все из одной фирмы, где существуют такие образцы поведения, которые предписаны всем». Первичными объединяющими ориентирами является миссия фирмы и стратегия фирмы на тот или иной период, целевое сопровождение этой стратегии, правила поведения, которые ее обеспечивают. Корпоративная культура формируется именно в этих идеологических конструктах. А если фирме необходимо выжить в условиях кризиса, то возникают идеологические конструкты другого типа, которые в целом формируют корпоративную культуру, объединяющую работников на основе общих трудностей выживания, поэтому она может формироваться и на конструктивных факторах, и на факторах деструктивных как некий их противовес. И нередко благодаря ей фирма выживает. Видение степени развитости корпоративной культуры в ее соотношении с организационными субъектами изображены на рис. 26.3 и 26.4.
Рис. 26.3. Модель доминантной Рис. 26.4. Модель диффузной корпо-
корпоративности холдинга: ративности холдинга:
А—Е — подразделения дочерних фирм А—Е — подразделения дочерних фирм со слабо выраженными субкультурами с ярко выраженными субкультурами
Диагностика корпоративной культуры дает понимание того, что происходит в корпорации в разных субкультурных «зонах» и почему это происходит именно так.
Бывают ситуации, когда в корпорации не сформирована корпоративная культура: там очень сильны центробежные тенденции, а суб-
культурные особенности определяют жизнедеятельность всей компании, когда корпоративная культура формируется главой фирмы, его топ-менеджерами как навязывание формализованных, «жестких» образцов поведения; и наоборот, когда корпоративная культура во многом определяется персонифицированными «мягкими» образцами поведения. Но в консалтинговой практике часто возникают ситуации, когда переход от «жестких» субкультур к менее жестким является объективной необходимостью для жизнедеятельности компании.
Общее видение корпоративной культуры (КК) с точки зрения ее спонтанного формирования и формирования целенаправленного, а также того или иного отношения работников к ней можно изобразить на квадрограмме (рис. 26.5).
Рис. 26.5. Модель предпочтительного «сдвига» отношения работников к формируемой КК
Сегмент А отражает ситуацию спонтанного формирования КК, которая может вызывать оппозицию работников (например, волюнтаристское поведение главы фирмы). В сегменте Б фиксируется формирование КК на основе принимаемых и одобряемых управленческих ценностей работниками. В сегменте В обнаруживают себя такие ситуации, когда глава фирмы и его топ-менеджеры сознательно навязывают работникам образцы поведения, которые им неприятны (блокировка инициативного поведения, ограничение свободы
маневра, наделение ответственностью без полномочий и др.). В сегменте Г фиксируется возникновение ситуаций, когда спонтанное формирование тех или иных представлений об организации и образцы поведения работников воспринимаются ими позитивно.
Однако все это важно изучать на основе субкультурных сходств и различий в подразделениях. А различия могут быть существенны.
Консалтинговая ситуация1
Так, в одной производственно-торговой российской компании изучение отношения работников к КК показало следующую картину (табл. 26.3).
Таблица 26.3 Противоположные представления работников о корпоративной культуре компании в зависимости от «мягких» и «жестких» субкультурных позиций
№ п/п | Что думают о компании работники офиса | Что думают о компании работники цехов |
В компании преобладают персонализированные отношения, основанные на личных симпатиях | В компании очень жесткая дисциплина. Процветает формализм, все отношения основаны на формальной служебной иерархии | |
В компании довольно демократический стиль управления, начальство не догматично и не требует беспрекословного подчинения | Жесткий авторитарный стиль управления, принято беспрекословное подчинение руководству | |
Руководство приветствует новые идеи и инициативу своих работников, и они готовы ее проявлять | Новые идеи работников не приветствуются, а инициатива абсолютно не ценится | |
Руководство ценит каждого своего сотрудника, признает его индивидуальность, относится к нему как к нужному человеку | Сотрудники рассматриваются как «винтики», как «трудовые ресурсы»: «незаменимых нет» | |
Сами сотрудники заботятся о своей компании, гордятся ею, активно и подолгу работают, «болеют» за дело, любят ее | Нет абсолютно никакого энтузиазма, люди глубоко равнодушны к процветанию компании, работают только потому, что вынуждены, работают ради зарплаты, которой не удовлетворены | |
Каждый сотрудник имеет перспективы для карьерного роста, многие связывают свое будущее с будущим компании | У работников нет никаких перспектив сделать карьеру в своей компании, мало кто из сотрудников связывает свое будущее с будущим компании, которая воспринимается как нечто чуждое |
Анализ таблицы показывает, что есть значимые различия в ценностях работников офиса и работников цехов. Так, для работников офиса более всего ценится интересная, содержательная работа, тогда как для рабочих цехов главным является зарплата. Но есть то, что их мо-
' См.: Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000. — С. 210.
жет объединить: хорошая атмосфера в коллективе. Качественный анализ этих расхождений позволил четко зафиксировать два типа субкультур: «мягкую» и «жесткую». В сознании работников «их» субкультура на самом деле отождествлялась с корпоративной культурой всей компании. Это означает, что в компании сложилось двоякое отношение работников к корпоративной культуре: «офисное», являющееся суперпозитивным, и ««цеховое» — супернегативное, коренным образом противоречащее ей. Именно здесь и возникла главная проблема для консалтинговой группы: как преодолеть этот разрыв, чтобы помочь сформировать корпоративную культуру в компании? Однако это противоречие снялось само собой. Глава фирмы не поставил такой задачи перед консалтинговой группой: он был удовлетворен результатами диагностики «офисной» субкультуры, которую и принял в качестве корпоративной, оказавшейся «авангардной», что укрепило его убеждения в возможности задуманных им преобразований.
26.2. Диагностика субкультурных позиций
Познавательной основой организационной культуры может быть методология уровневой интерпретации (Э.Х. Шайн, 1981— 1983). Согласно этой концепции организационная культура фирмы может быть изучена на трех уровнях.
«Верхний» уровень культурной системы («поверхностный») Э.Х. Шайн предложил рассматривать как совокупность непосредственно наблюдаемых, видимых событий, явлений функционирующей организации (формально-ролевая структура, стиль руководства, системы коммуникаций, организационные процедуры, социальные технологии, традиции, ритуалы, обычаи, язык и др.), с помощью которых организация выполняет свои задачи.
«Срединный» уровень культурной системы («подповерхностный») представляют ее нормы, ценности, убеждения, которые не поддаются непосредственному наблюдению, но отражаются в языке и различных символах. Э.Х. Шайн вводит понятие «организационная идеология», особо подчеркивая роль жизненного кредо главы фирмы, который создает ее по своему образу и подобию. Эти культурные феномены более или менее осознаются работниками.
«Нижний» уровень культурной системы («глубинный») образует «базовые представления» работников, под которыми понимается общая духовная настроенность работников, совокупность их мыслей, верований, создающих общую картину самой организации и непроизвольно регулирующих их поведение во времени и пространстве, определяя отношения работников друг к другу и к самой работе. Э.Х. Шайн вводит понятие «культурного ядра», под которым понимает коллективное сознание организации. Оно является первичным, определяющим всю культурную систему организации, поскольку оказывается очень устойчивым. Поэтому изучать организационную
культуру важно с ее «культурного ядра», т.е. с образцов поведения, формирующихся в фирме как приемлемые и одобряемые, являясь своеобразной «поведенческой меркой» для других. А это может быть, например, команда высококвалифицированных специалистов во главе с лидером. Далее важно выявить «организационную идеологию», которая задается главой фирмы. Наконец, необходимо выявить, насколько эффективны или нет существующие организационные регламентации поведения работников. Это изучается с помощью визуальных графических моделей на основе эвристических методов экспресс-диагностики: двумерных, трехмерных, четырехмерных и многомерных (рис. 26.6).
Удовлетворить покупателя
Использованные шансы |
Противостояние конкурентам Закупить качественный 1° товар Консервативный подход |
Заставить работать |
Ю Новаторский подход |
Заинтересовать работой
Контролировать конкурентный рынок
Упущенные возможности |
Давление конкурентов
Продать товар
Рис. 26.6. Модели видения основных идеологических детерминант в изменяющейся социокультурной ситуации:
------- идеолограмма субкультурной позиции первого руководителя
..... — идеолограмма субкультурной позиции второго руководителя
------- идеолограмма субкультурной позиции третьего руководителя
В изучении организационной культуры фирмы, где анализируются субкультурные позиции работников и их корпоративные позиции по отношению к фирме в целом, может быть применен визуальный метод многомерной экспресс-диагностики, успешно прошедший апробацию на руководителях малых и средних фирм, а также на сотрудниках этих
фирм. Данный метод дает возможность зафиксировать общее видение основных идеологических детерминант социокультурной ситуации каждым опрашиваемым (точки на условных 10-балльных шкалах). Эти модели — идеалограммы социокультурных позиций, т.е. системные ценностные ориентации трех руководителей (см. рис. 26.6).
Управленческая ситуация_______________________________
В частном магазине (персонал — 36 человек) исполнительный директор —
женщина, которая хорошо знала торговлю и болела за дело. Она была
наемным менеджером и сумела за три года сплотить торговый персонал так,
что торговля стала приносить большие доходы. Все были ею более или ме
нее довольны. Ценностные ориентации ее поведения изображены на услов
ных шкалах так:---------- . Но неожиданно она заболела и вынуждена была
уйти с работы. На ее место приняли нового исполнительного директора,
который повел себя очень своевольно, не считаясь с ожиданиями сотрудни
ков. Они ожидали, что он сможет поставить работу так же, как и бывший
исполнительный директор, или даже лучше. Однако новый директор оказал
ся человеком, который во всем искал выгоду только для себя и нередко — за
счет ужесточившихся требований к другим. По существу он навязывал новые
ценностные ориентации, новые нормы поведения, новые способы общения,
которые постепенно стали вызывать отторжение. Социокультурная среда в
магазине была сформирована прежним директором, и работники привыкли
к мягкому, но требовательному стилю руководства. Поведение нового ди
ректора было воспринято как покушение на сложившиеся отношения ра
ботников. Ориентации его поведения привели не только к ухудшению социо
культурный среды магазина, но и к ухудшению его рыночной позиции в усло
виях возросшего давления конкурентов. Исполнительный директор резко
переориентировался на сбыт; стал закупать не очень качественные товары,
а продавать их по завышенной цене; не выработал стратегию продаж на
опережение, отставал во времени от событий рыночного окружения. И вот
все сотрудники сплотились в борьбе против него. Взаимосогласованность их
поведения возросла, а также возросла их приобщенность к магазину, теряв
шему имидж и покупателей. Результаты этой ситуации изображены как видение
его ценностных ориентации, где у него возникли серьезные рассогласования
с работниками, многих из которых он хотел уволить. Ценностные ориентации
его управленческой позиции таковы: ......... Через полтора месяца в эту си
туацию вмешался владелец магазина и пригласил другого на должность ис
полнительного директора, уволив этого. И тот быстро выправил положение,
«вернув» работников в прежнюю социокультурную среду, а через полтора
месяца даже улучшил ее. Ценностные ориентации его
социокультурной позиции изображены так:------ .
Эти ценностные ориентации отражают суть «организационной идеологии», которая может быть изучена через личные управленческие ценности, не всегда осознаваемые руководителем, но как раз и представляющие его управленческое кредо (табл. 26.4). Так, один из
успешных руководителей выстроил следующую систему предложенных ему управленческих ценностей (УЦ), разложив карточки по приоритетам на каждой стадии саморазвития и развития персонала. Он является единоличным владельцем ремонтно-строительной фирмы численностью около 60 человек, но непосредственно руководит прежде всего пятью топ-менеджерами.
Таблица 26.4 Управленческие ценности руководителя
Общие УЦ | Тип ценностей | Адаптационная фаза | Тип ценностей | II Фаза накопления опыта | Тип ценностей |
1. Быть примером для других | С-Э | 1. Искать собственный путь | С-Э | 1. Готовить простор для инициатив | С-Г |
2. Не щадить себя для дела | э | 2. Вкладывать себя в работу | э | 2. Открывать в себе режиссера | Э |
3. Всех подчинять делу | и | 3. Формировать «деловые связки» | и | 3. Искать новые сюжеты | и |
4. Вникать во все самому | э | 4. Учиться на проблемах энтузиастов | э | 4. Вовлекать людей в собственные инициативы | Г |
5. Иметь право «вето» | и | 5. Не терять ни одной инициативы | и | 5. Находить «точки» приложения усилий | и |
III Фаза профессионального роста | Тип ценностей | IV Фаза профессиональной самореализации | Тип ценностей |
1. Высвечивать лучшее в человеке | С-Г | 1. Постоянно искать себя в новом | С-Э |
2. Дать каждому шанс быть в чем-то первым | Г | 2. Работать с верой в невозможное | И |
3. Окрылять работников верой в их возможности | г | 3. Идти на решение сверхзадач | и |
4. Откликаться на проблемы энтузиастов | г | 4. Учиться на собственных экспериментах | э |
5. Подтверждать свою компетентность в новом | э | 5. Доказывать свою правоту делом | э |
Эти управленческие ценности успешного руководителя классифицируются следующим образом. Пять первых в каждом блоке являются смыслообразующими (С). Остальные «поблочно» распределя-
ются так: эгоцентристские, ориентирующие руководителя на самого себя (Э); инструментальные, ориентирующие его на решение задач (И); гуманитарные, ориентирующие его на работников (Г). В этой ситуации важно проанализировать эти управленческие ценности с точки зрения значимости каждой из фаз. Адаптационная фаза: «Примерять себя к персоналу, изучая свои возможности и возможности работников». Фаза накопления опыта: «Раскрывать себя во взаимодействии, познавая возможности работников через свои собственные успехи и неудачи». Фаза профессионального роста: «Обогащать себя взаимоотношениями с работниками, используя все их возможности для собственного профессионального роста». Фаза профессиональной самореализации: «Реализовывать возможности персонала в себе и через себя в работниках».
Представляется, что определенные управленческие ценности руководителя и оказываются «культурным ядром», поскольку он создает организацию по своему образу и подобию, подбирая команду единомышленников. В то же время на фирме может происходить «культурный раскол», когда управленческие ценности принимаются работниками вынужденно, а в противовес могут формироваться оппозиционные ценности (групповые, размытые, индивидуальные). Так, может произойти «разлад» между главой фирмы и советом директоров, между главой фирмы и оппозиционным лидером, между ценностями организации и их индивидуальными восприятием работниками. «Оппозиционеры» могут подчиняться принятым нормам поведения, но не разделять их ценности открыто или подыгрывать тем или иным образцам поведения, а внутренне и в кулуарах возмущаться тем, что происходит.
Особенно интересен социокультурный феномен «размытых ценностей», проявляющийся как оппозиция официальным нормативно-ценностным образцам поведения. Обычно это происходит в кулуарах, в курилках, где работники группируются по предпочтениям и могут высказываться более или менее свободно. Но бывает и такая ситуация, которую можно охарактеризовать как спонтанную организацию лидера-коммуникатора, оказывающегося в центре всех контактов в фирме.
Управленческая ситуация___________________ ,___________________
В одном из холдингов было 25 подразделений, и роль коммуникатора спонтанно брал на себя менеджер материально-хозяйственного отдела. Он был очень авторитетным человеком, чувствительным к мнению других. Через него можно было быстро узнать, что и где происходит. Он помогал тем самым ориентироваться в кулуарной «контактной сети», выстраивать отношения с «ключевыми фигурами». Его называли «совестью фирмы». Менеджер гордился этим, поскольку прошел трудную жизненную школу, овладев многими смежными профессиями. Будучи уже в возрасте, он имел право на свои оценки тех ситуаций, которые возникали в фирме.
А в фирме постоянно умирал творческий дух. Многие профессионалы начали увольняться. И он все более становился главным связующим звеном. На его оценки ориентировались многие из тех, кто испытывал потребность в обновлении положения дел. Но они-то и сослужили ему плохую службу: однажды все узнали, что он будет через неделю уволен. Все были поражены: «Почему?». А оказалось все просто. Его увольняли потому, что произошло перерождение его «контактной сети»: она постепенно превратилась в оценочно-оппозиционную по отношению к президенту и топ-менеджерам. Такая «контактная сеть» показалась каким-то заговором против высшей администрации. Поэтому ее надо было разрушить, ударив по главному «коммуникатору» — носителю негативно-оценочной информации. Президент принял решение держать всех в страхе перед возможными увольнениями. Так и получилось. Президент решил «заменить» его собой: он сам стал часто бывать в подразделениях. Но в «контактную сеть» не попал: теперь работники уже говорили что-то друг другу шепотом, а потом появились и доносчики.
А бывают ситуации, когда высшее руководство ориентировано на «жесткую» систему управленческих ценностей, а кто-то из них предпочитает «мягкое» их проявление, оказываясь «белой вороной». Так, генеральный директор по сбыту в крупном холдинге раздражал президента тем, что руководил, по его мнению, «слишком либерально»: «Жестче надо, жестче. Нечего церемониться с работниками. Я им деньги за это плачу, и немалые». В этой фирме дело дошло даже до самоувольнения директора, с которым захотела уйти к конкурентам почти треть работников отдела сбыта. В этом отделе сформировалась своя культура ценностей, где уважалось человеческое достоинство и хорошо делалось дело. Но президенту гораздо важнее было уволить того, кто «выпадал» из его системы ценностей, которые он «выстраивал» в своей фирме в течение четырех лет. И это несмотря на то, что угрозы ухода генерального директора к конкурентам вместе с работниками существенно подрывала конкурентоспособность его собственной фирмы.
В формировании организационной культуры важно отслеживать две ее главные идеологемы:
• определяющую (сильная социокультурная ориентация на потребителя);
• решающую (управленческие мотивация персонала).
На пересечении этих идеологем формируется главная жизненная ценность работников организации: самообеспечение гарантии занятости. Первая идеологема изучается при помощи методик РОП (рыночные ориентации персонала) и «Имидж». Вторая идеологема изучается на основе методики «КРАБ» (ключевые разработки — аттестационный барометр), где оценивают<