Основы конструирования социальной реальности
В исследованиях последних десятилетий очень часто затрагивается феномен социальной реальности. К нему обращаются социологические, психологические и другие науки. Социальная реальность как категория является одной из главных в развитии социально-философских наук, так как содержит в себе внушительный объяснительный и методологический потенциал.
На сегодняшний день в научной литературе можно найти множество различных трактовок данного понятия, однако целостной концепции относительно его сущности все же не существует. Опираясь на наиболее широкие и убедительные исследования можно вывести несколько, наиболее употребляемых аспектов трактовки понятия «социальная реальность».
Прежде всего, под социальной реальностью понимается некая объективная данность общественного бытия, выражающаяся и подтверждающаяся интерсубъективностью, объективной фактичностью происходящих событий и социальных процессов. В этом смысле социальная реальность мало зависит от сознания, жизненного опыта и устремлений конкретных людей.
С категорией «социальная реальность» в описанном значении можно соотнести понятие общества, взятого из системного аспекта. Здесь общество предстает как особого рода социальная реальность, которая не сводится к сумме индивидуальностей составляющих ее людей и диктующая своим членам определенные законы и правила поведения, навязывающая различные социальные стереотипы и некоторые потребности. В индивиде назревают противостояния его индивидуальных и социальных начал. Общество, изначально создаваемое людьми, приобретает самостоятельное существование и в дальнейшем само конструирует, создает и формирует своих членов. Оно представляет собой сложную самоорганизующую органическую систему с обратной связью, которая в своем становлении приобретает свойство «функционировать по своей особой программе – программе социального движения, а также свойство продуктивно реагировать в процессе развития отношений с природой как условия обеспечения ее функционирования и, наконец, свойство усложняться, надстраиваться, повышать уровень и т. д. в результате неприродного действия, в процессе развертывания и усложнения деятельности»[4].
Одним из наиболее значительных параметров данной системы выступает ее неаддитивность – несводимость к свойствам составляющих ее компонентов. Именно эта характеристика позволяет обществу существовать и действовать как совокупный и самостоятельный социальный субъект, трансформирующий окружающую его реальность.
С другой стороны, многие исследователи подчеркивают, что социальная реальность не может быть истолкована как только объективный феномен. Ее интерпретация во многом зависит от личностных особенностей, условий воспитания, жизненных ценностей каждого человека, поэтому социальная реальность в этом случае предстает как субъективное явление. Субъективность социальной реальности детерминирована тем, что:
· во-первых, жизнь и деятельность социальных субъектов протекает
непосредственно в контексте данной социальной реальности, отсюда – невозможность объективной оценки окружающей действительности, ее подверженность различным искажениям, связанным с личностными предпочтениями интерпретирующего субъекта;
· во-вторых, тесная взаимосвязь и взаимозависимость различных видов взаимодействия индивидов с социальной реальностью обусловливает единство и целостность их проявлений, одновременность переживания субъектом отношения, осмысливания и оценки окружающей реальности с попыткой адаптации к ней или трансформации социальной жизни;
· в-третьих, осмысление социальной реальности предполагает особое сочетание донаучного жизненного опыта и теоретической, научной трактовки социальных объектов и явлений, что также способствует усилению субъективных моментов интерпретации[5].
Отсюда некоторые исследователи делают вывод о том, что социальная реальность не обладает свойством целостности, а представляет собой некий континуум реальностей разных людей, связанных с различиями в подходах к интерпретации окружающей действительности. При этом объективную фактичность социуму придает
именно признание его реальными членами данного общества, их отношение к нему как к реальности[6]. Это позиция, характерная для этнометодологии и феноменологии. В данном случае под социальной реальностью понимается сфера личностного бытия, которая поддается сознательному изменению и конструированию в соответствии с принятыми ранее ориентирами.
Обязательно следует упомянуть существование еще одной широкоупотребляемой парадигмы исследования социальной реальности – социального конструктивизма. Представители данной концепции рассматривают социальную реальность как объект постоянного целенаправленного конструирования интерпретирования.
Многие из приверженцев данного направления понимают ее как систему конструктов, порождаемую социальными субъектами в процессе познания и интерсубъективного взаимодействия.
В процессе социального конструирования реальности наиболее важную роль играет коммуникация между различными социальными субъектами. Она выступает как необходимый элемент конституирования социума, как средство и способ межсубъектного символического обмена, формирующего определенные формы понимания мира, которые, в свою очередь, выступают в качестве поведенческих, коммуникативных образцов и шаблонов социального взаимодействия.
Изучение коммуникации как основы конструирования социальной реальности нужно понимать данный процесс как разнохарактерный и многоплановый, основным содержанием которого является информационный обмен между социальными субъектами, предполагающий их активное взаимодействие и взаимопонимание.
Основополагающие социальные представления конструируются именно в межличностной коммуникации. Именно коммуникативное взаимодействие конструирует те социальные отношения, которые являются первоосновой социального мира как такового, создает «особое пространство социального взаимодействия – надындивидного образования социального мира – пространства взаимопонимания, понимания смысла, значения или смыслового пространства отношений»[7].
Однако несмотря на всю значимость межличностной коммуникации, субъекты информационного обмена далеко не всегда носят индивидуальный характер. Они могут быть целостными совокупными образованиями, выступающими в качестве независимых источников конструктивной деятельности. Такими субъектами могут являться определенные слои населения или социальные группы.
Отсюда следует вывод о том, что конструирование реальности осуществляется по меньшей мере на двух уровнях: индивидуальном и социальном. При этом, если учесть, что каждый человек является одновременно и индивидуальным субъектом, и членом различных социальных групп, то следует отметить тесную взаимосвязь и взаимодействие данных уровней конструирования.
Таким образом, понятие социальной реальности является сложным и многоаспектным. Его исследование ведется по нескольким направлениям, основные из которых мы постарались коротко представить.
Целесообразно рассматривать данный феномен как комплексное, синтезированное явление. В контексте нашего исследования мы остановимся на массовой коммуникации и на масс-медиа как на осноных столпах конструирования социальной реальности.
Медиареальность определяет структуры повседневности, реальная жизнь начинает имитировать образы медиа. Медиатизация социальной сферы представляет собой процесс зеркального отражения медиареальности, возникает семантическое удвоение: медиареальность ищет доказательств своего подобия опыту, сфера эмпирического структурирует себя подобно медиамиру.
Образ социального мира, складывающийся у человека под воздействием медиареальности, наполняется теми смыслами, которые транслирует символический мир. Медиареальность становится домом человека, который поселяется между двумя мирами. «Техника переформулировала само представление о «месте» как поселении, в котором прививались солидарность и прочие моральные и социальные добродетели. Старое место понималось как “ойкумена”, имевшая четкий вид и границы. <…> В условиях телемобильности происходит детерриторизация человека»[8].