Тема № 11: Организационное поведение и национальная культура.
Вопросы:
1. Понятие и сущность национальной деловой культуры.
2. Модели национальных деловых культур. Особенности деловой культуры в России.
3. Тенденции и перспективы развития ОП.
1. Для нашей страны, где проживают представители более ста наций и народностей, актуальной проблемой является национальная культура, которая оказывает существенное влияние на поведение людей в организации.
Национальная культура - устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране и усвоенная личностью. В основе каждой культуры лежит национальный менталитет - присущая национальной общности, стабильная совокупность рациональных и иррациональных особенностей индивидуального и общественного сознания, жизненных позиций, мышления, верований, установок, проявляющихся в материальной и духовной культуре. Менталитет можно определить как "национальный характер" ("дух народа").
Важной составляющей любой культуры выступает национальная деловая культура - это проявление национальной культуры в деловой сфере, это всегда "слепок" норм, ценностей и правил.
Национальная деловая культура определяет важнейшие параметры системы управления: стиль руководства, систему мотивации, тактику ведения переговоров, отношение к законам, коммуникации и межличностные отношения в организации. На формирование ее, оказывает влияние множество факторов: тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений, уровень конкуренции и др. В свою очередь, национальная культура обуславливает создание разных систем ценностей и предпочтений, а так же, образцов поведения в организации.
2. Существует многообразие национальных культур, которые можно классифицировать на: индивидуалистические, групповые и клановые. Они различаются по признакам: принятие решений, оценка работника, организационная структура, процедуры контроля, подбор кадров, стиль управления, делегирование полномочий, система стимулирования труда. Можно выделить американскую модель, основанную на технократическом подходе, индивидуализме, рационализме; японскую модель, которая впитала в себя достижения национальной культуры с ее коллективизмом, идентификации личности с группой, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, стремлением к достижениям и гармонии; арабскую модель, с ее клановостью, соблюдением иерархии, демонстрации власти, недоверием к "чужим".
Западноевропейская модель культуры основывается на рационализме и утилитаризме в организационных отношениях и ориентирует на развитие гуманистических и социальных основ работы организации, обучение и саморазвитие персонала. Разные культуры демонстрируют неодинаковые модели оргповедения. В этой связи различают монохромные и полихронные культуры. Для России характерно умеренная контекстность (оценка человека), а так же относится к культуре конкретных истин, так как невысокий уровень законности.
3. Организационная среда современного бизнеса сильно отличается от ранее существовавшей благодаря глобализации экономики и образования, новым информационным технологиям, диверсификации рабочей силы, ее интернационализации, переходу к тотальному качеству, преобладанию услуг над производством и др. В этой связи изменилось отношение менеджмента к человеческим ресурсам и концепции ОП. По Лютенсу, в развитии организационного поведения, обозначились тенденции: во-первых, ОП стало определенной областью изучения, вносит свой вклад в эффективное управление человеческими ресурсами.
Во-вторых, проблемы ОП больше увязываются с организационной культурой, решением конфликтов, удовлетворенностью работой, групповой динамикой с энергетическим эффектом и др.
В-третьих, все больше усилий направляется на доступность и практическое применение методов ОП на всех уровнях анализа: индивидуальном, групповом и общеорганизационном.
В-четвертых, методы ОП способствуют более эффективному управлению человеческими ресурсами в организации.
Наиболее важные задачи управления ОП в XXI веке: формирование культуры нового типа, основанной на интеллекте и энергии людей, социальной этике и ответственности менеджмента; формирование и развитие человеческого капитала организации; генерирование инновационных стратегий развития.
В этой связи, перспективными направлениями развития ОП становятся: актуализация принципов ОП; акцентрирования внимания менеджмента на формировании корпоративной культуры; ситуационный подход в управлении, гибкость и адаптивность; командный и мотивационный менеджмент; клиентоориентированный подход в управлении; инноватика управленческих технологий, путем внедрения передовых информационных достижений.
По мнению Ф. Лютенса, будущее ОП "представляется ярким и увлекательным". Изучение ОП и применение его результатов, помогут лучше и эффективнее использовать человеческие ресурсы, как наиболее значимые в конкурентной борьбе.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2009. - 432с.
2. Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой - СПб.: Питер, 2006. - 272с.
3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: Учебник. - М.: Магистр, 2008. - 460с.Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой - СПб.: Питер, 2006. - 272с.
4. Дж. Шермерорн, Дж.Хант, Р.Осборн. Учебник, МВА, классика. Организационное поведение, 8е издание, пер.с англ. Под ред. Е.Г.Молл. – СПб.: Питер, 2004. – 637 с.
Дополнительная литература
1. Лютенс Фред. Организационное поведение. Пер.с англ., 8е изд. Университетский учебник. - М.: Инфра-М, 1999. - 692с.
2. Крюков С.В. Организационное поведение: Теория и практика - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 269 с.
3. Ньюстром Дэвис. Организационное поведение пер.с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
4. Спивак В.А. Организационное поведение. Управление персоналом. СПб.: Питер, 2008
5. Сергеев А.М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера: Учеб. пособие для вузов - М.: Академия 2006. – 281 с.
6. Зайцев Л.Г. Организационное поведение: Учебник - М.: Магистр, 2008. -459 с.
7. Карташова Л.В., Никонова Г.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. Учебник. - М.: Инфра-М, 2007
8. Мастербрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер.с англ. – М.: нфра-М, 1996
9. Семирков В.Л. Организационное поведение руководителя. – М.: Академический проект. Гаудеамус, 2004
10. Фитц Р. Думай как менеджер. - Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 336 с. - (Бизнес-образование)
11. Организационная культура: Учебник (Под ред. Шаталовой Н.И.). – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 652 с. – (Серия «Учебник лдля вузов»)
12. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2009, 472 с
13. Хохлова Т.П. Организационное поведение: Учеб. пособие - М.: Магистр, 2009. - 509с.