Управленческие технологии воздействия имиджа на поведение.
Имидж – это категория эмоциональная, которая влияет прежде всего на принятие управленческих решений. Различают имидж организации и имидж руководителя.
Имидж – это система социального программирования индивидов и групп, опосредованная мотивация успеха, впечатлениями, способностями субъекта и жизненными ситуациями.
Фрейд впервые определил имидж как искусственный образ, который влияет на поведение людей через сферу бессознательного. Этот искусственный образ целенаправленно внедряется в сознание или в подсознание определенной аудитории с ее ожиданиями с целью получения психологической защиты. Вместе с тем, нельзя думать, что образ человека и имидж – это разные понятия, так как имидж специально целенаправленно внедряется в сознание, а образ – это просто представление о предмете или явлении. Имидж всегда должен быть только благоприятным.
Имидж – это репутация, доброе имя, образ, который складывается у клиентов, партнеров, общественности в цело под влиянием результатов деятельности.
Американский экономист Боулдинг в 1961 году впервые употребил слово «имидж».
Основные коммуникационные технологии формирования имиджа организации:
- имидж должен соответствовать ожиданиям, нормам, ценностям принятым в обществе, системе социальных статусов и социальных ролей;
- имидж должен быть подкреплен реальными фактами, то есть соответствовать стихийно сложившемуся образу;
- имидж должен быть пластичным, чтобы реагировать на все изменения, которые происходят в обществе, но должен казаться неизменным;
- необходимо прилагать постоянные усилия для поддержания и усовершенствования имиджа;
- имидж организации – это прежде всего целостное восприятие организации разными группами населения, который формируется на основании хранящейся в памяти информации о деятельности организации.
Нужно учитывать особенности психологических и социальных процессов при формировании имиджа:
1. формирование внутреннего имиджа организации включает культуру и социально-психологичекий климат организации;
2. включает деловую репутацию, показатели деловой активности;
3. структура имиджа организации – это:
- имидж товара или услуги;
- имидж потребителей (статус, личные свойства);
- имидж руководителя (способности, внешность и т.д.);
- имидж персонала (собирательный обобщенный образ работников фирмы: компетентность, информированность, ответственность и т.д.);
- визуальный имидж (офис, выставки, символика и т.д.);
- бизнес-имидж (представление об организации как об активном субъекте, а именно: с точки зрения объема продаж, доли рынка, гибкости ценовой политики).
Психологическая цепочка влияния имиджа:
1. Формирование положительного отношения;
2. Доверие;
3. Высокие оценки;
4. Повышение престижа, а следовательно, увеличение престижа и влияния.
Ядро имиджа обязательно должно соответствовать ожиданиям людей.
Составляющие ядра имиджа:
- внешняя (поведенческая) направленность индивида;
- внутренняя ориентация личности;
- иерархия временных «Я» личности, которая отражает взаимоотношения образов «Я». У менеджеров должно доминировать «Я - будущее».